Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №1/2003

Я ИДУ НА УРОК

А.Ю.РЕЗВАЯ,
г. Челябинск


Слово в тексте.
Местоимения

6 класс

Тема урока: «Роль местоимений в художественном тексте» (1 час).

Тип урока: обобщающее повторение по теме «Местоимение» в 6-м классе.

Цели урока:
1. Обобщить знания по теме «Местоимение».
2. Выяснить роль местоимений в художественной речи (придают художественной речи искренность, задушевность, взволнованность; являются средством сохранения безымянности героя; и т.д.).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют местоимения в художественной речи. В этом нам поможет творчество таких мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, С.Есенин, М.Волошин.
Вы знаете, что местоимение – такая часть речи, которая не называет предмет или признак предмета, но указывает на них. Местоимения могут в нужном случае заменять существительные, прилагательные или причастия, числительные. Благодаря этому свойству они служат средством связи предложений в тексте.

Кроме того, местоимения обладают особой изобразительной силой – экспрессивностью. Что такое «экспрессия», «экспрессивность»? (Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность. По словарю С.И. Ожегова.)

Чаще других мы употребляем в речи личные местоимения. Понаблюдаем, как они ведут себя в художественном, в частности, стихотворном тексте.

II. Работа с личными местоимениями

Я прочитаю известное стихотворение С.Есенина, посвященное собаке Качалова.

Василий Иванович Качалов – актер Московского Художественного театра.

Задание. Перепишите стихотворение и подчеркните в нем все местоимения.

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Каким вы представляете себе Джима? С помощью каких слов дана его характеристика? (Красивый (шерсть бархатная, по-собачьи дьявольски красив); добрый, дружелюбный (как пьяный друг, ты лезешь целоваться); сравнивается с человеком (с такою милою доверчивой приятцей).)

Задание. Выпишите из текста местоимения, заполнив следующую таблицу.

Местоимения каких разрядов количественно преобладают? (Личные, притяжательные, определительные.)

Какой оттенок придает тексту употребление этих местоимений? (Оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Это разговор по душам с собакой.)

Кто из вас разговаривал со своей собакой? Понимает ли она вас?

Местоимения какого лица употребляет Есенин в разговоре с собакой? Как вы думаете, почему в 3-й строфе хозяин собаки ведет речь не от 1-го лица, а говорит о себе в 3-м лице?
Сравните употребление местоимений в следующих строках. В чем отличие первых двух от последующих?

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.

(Во второй строфе показано, что гости хозяина становятся гостями Джима. Джим наравне с хозяином в этом доме. Он может различать гостей, может среди них найти ту, что всех безмолвней и грустней.)

Из других стихотворений вы знаете, что Есенин одушевляет и очеловечивает природу, он может разговаривать с кленом или рожью. Обращаясь к Джиму как другу и поручая ему за себя проявить нежность по отношению к той, к ней, Есенин говорит на языке, который их уравнивает. Найдите строчку, подтверждающую это. (Давай с тобой полаем при луне.)

Какую еще роль в тексте играют местоимения? (Местоимения – средства грамматической связи предложений. Относительные местоимения связывают между собой части сложного предложения.)

Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Я вас любил».

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

О чем это стихотворение? (О любви к женщине.)

В этом стихотворении нет ярко выраженных тропов, звуковых эффектов, местоимения здесь несут большую нагрузку.

Проведите количественный анализ: подсчитайте количество слов в стихотворении. Сколько из них местоимений? (Из 50 слов текста 14 – местоимения.)

Местоимения какого разряда преобладают? (Личные: я, вас, она, вам.)

Можем ли мы, читая стихотворение, ответить на следующие вопросы: как зовут лирического героя, кто он такой, стар или молод, кто его возлюбленная? (Нет.)

Каково же назначение личных местоимений в поэзии? (В лирическом тексте очень важную роль играют местоимения – средство сохранения безымянности лирического героя. Местоимения при этом являются возможными «заместителями» не только автора, но и читателя, которому окажутся близки выраженные в стихотворении чувства и переживания.)

Другие свойства личных местоимений будем наблюдать, читая стихотворение А.С. Пушкина «Ты и вы».

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

Почему местоимения вы и ты поэт графически выделил? (Эти местоимения являются главными героями стихотворения, не зря они вынесены в название.)

Чем еще интересны эти местоимения? (Они имеют при себе определения: «пустое вы» и «сердечное ты».)

Почему именно такие эпитеты употребляет А.С. Пушкин? (Личное местоимение единственного числа вы – вежливое, но отдаляющее собеседников друг от друга. Местоимение ты – дружеское, теплое и даже интимное. Замена местоимений друг другом помогает тонко и очень деликатно передать изменение личных отношений между мужчиной и женщиной.)

Прозаический отрывок для работы над свойствами местоимений в художественной речи взят из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Писатель одному из героев дает следующую характеристику:

Хлестаков, молодой человек... Несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове. Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения...

Канцелярия – отдел учреждения, ведающего служебной перепиской, оформлением бумаг.
Как вы понимаете фразеологизм без царя в голове? Назовите его антоним. (Глуп. Антоним – семь пядей во лбу.)

Как соотносится характеристика, данная Н.В. Гоголем для господ актеров, и образ, который возникает, когда мы слышим или читаем речь самого Хлестакова?«Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, – говорю, – так и быть, – говорю, – я принимаю, только уж у меня: ни-ни-ни!.. уж у меня ухо востро! уж я...»
«О! Я шутить не люблю. Я им всем задам острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что, в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: я сам себя знаю, сам. Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...» (Поскальзывается и чуть-чуть не шлепнулся на пол.)
(Речь героя – отражение его внутреннего содержания. Хлестаков – человек пустой, глупый, и это отражается в его речи: она отрывиста, бессодержательна, примитивна, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно.)

Как «работает» в речи Хлестакова местоимение я? Какая особенность личности персонажа раскрывается при этом? (Местоимение я в именительном и косвенных падежах употребляется 14 раз! Оно очень ярко характеризует Хлестакова, который хочет казаться лицом значительным, известным. Он хвастлив, выставляет свое я напоказ, выдумывает небылицы о себе.)

III. Выводы по первой части работы

Итак, мы с вами доказали, что личные и притяжательные местоимения могут быть выразительными средствами в художественной речи. Во-первых, они делают художественную речь искренней, взволнованной, задушевной. Во-вторых, являются средством грамматической связи предложений и частей предложения. В-третьих, личные местоимения – средство сохранения безымянности лирического героя. И, наконец, личные местоимения – средство авторской оценки персонажа.

IV. Работа с неопределенными местоимениями

Большой экспрессивностью в художественной речи обладают и неопределенные местоимения. Перед вами стихотворение М.Волошина «В вагоне». Найдите в нем неопределенные местоимения.

Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщики, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня...

Снова вагоны, едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.

Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.

Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес...
Жизнь... работа...

Где-то кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та... то-та...

Вечно что-то
Мысли сонной
Говорит...

Почему неопределенные местоимения появляются в самом конце стихотворения? В чем их функция? (Неопределенные местоимения, в отличие от личных, притяжательных, не «приближают», а «отдаляют» предметы и события, о которых идет речь. В стихотворении мы видим переход от конкретных существительных, описывающих ощущение вокзальной суеты, к прилагательным, с помощью которых подчеркивается монотонный, убаюкивающий звук колес. А затем насыщение текста неопределенными местоимениями и наречиями усиливает впечатления, которые едва улавливает пассажир, дремлющий под мерный стук колес и пытающийся сквозь сон разобраться в путающихся неопределенных мыслях.)

V. Заключение

Итак, мы сегодня работали с разными художественными текстами и выяснили роль местоимений в них. Мы увидели, как по-разному используют эти свойства писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения.