Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль


Развитие критического мышления.
Апробация технологии

(Из выступления на Марафоне-2003)

В этом году к нам в колледж пришла посылка – подарок от института «Открытое общество (Фонд Сороса) – Россия», книги мегапроекта «Развитие образования в России». В одной из них — Е.А. Генике, Е.А. Трифонова «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания». Том 1. «Развитие критического мышления (базовая модель)» – речь идет об американской технологии развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно – РКМЧП, или еще короче – КМ). Как утверждают авторы, эта технология «открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и преподавателя». Авторы советуют: «Если вы почувствуете, что содержание отдельных параграфов нашей книги задевает вас за живое, то вложите в книгу лист белой бумаги, на которой вы сможете делать записи». Нас действительно задело за живое содержание всех параграфов, но особенно – главы 1 параграфа 1.4 «Калейдоскоп уроков». Мы попробовали соотнести предложенные технологии уроков, в которых используются мудреные термины кластер, инсерт, стадия вызова, рефлексия, с нашим опытом проведения уроков. И вот что получилось.

Например, тип урока № 1 – работа с информационным текстом, т.е. с текстом учебника или учебного пособия. Каждый урок состоит их трех стадий. Естественно, прежде чем приступить к новой теме, опытный учитель опирается на уже известное, намечает линии воспоминания, т.к. нет такой темы, которая являлась бы для учащихся совершенно новой при концентрическом построении программы. Вот почему термин кластер не вызвал недоверия. Ведь это просто ассоциативное поле слов, которое формируется при первом взгляде на тему. Стадию вызова напоминают нам проблемные уроки: сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы. Далее идет обычная учебная работа – чтение текста и его обсуждение. Новым для нас явилось только графическое оформление мыслительной работы – маркировка текста. Для обозначения этого действия в технологии РКМЧП используется термин инсерт. Мои пятиклассники с самого начала читают текст, отмечая для себя уже известную информацию, затем новую и дополнительную. После прочтения текста возникают и противоречивые мнения, в том числе и совершенно абсурдные, однако ни одна идея не остается без внимания. Только одна особенность: для быстроты обработки информации обычно мы ограничиваемся устным обсуждением, записывая только самое главное. Дело в том, что скорость записи у пятиклассников еще невысока. В старших группах можно делать подробные записи. И, наконец, на стадии рефлексии (или размышления) дети намечают способы применения этой информации на практике.

При дальнейшем рассмотрении технологии РКМЧП оказывается, что и такие типы уроков, как взаимообучение, дискуссия, урок-исследование, а тем более письмо, при котором происходит вначале составление чернового текста, потом его редактирование и правка и наконец издание, – это известная каждому учителю-словеснику работа по обучению написанию изложений и сочинений.

Хочется остановиться на тех учебных пособиях, которые позволяют применять технологию РКМЧП. По мнению авторов книги, «Существующие учебники созданы, чтобы совершенствовать знания, умения, но мало влияют на развитие ученика как личности». Вот в этом мы позволим себе с авторами не согласиться. Видимо, не получил еще учебник русского языка под редакцией М.В. Панова должной оценки у сторонников развивающего обучения. Именно этот учебник развивает у учеников образное мышление, языковое чутье, сообразительность, критическое мышление, наконец. Процитируем задание 2 из учебника для 5-го класса.

Задание 2. Настя Кувшинчикова сказала Вове Бутузову:
– На! – и дала ему румяное яблоко.
Вова Бутузов сказал Насте Кувшинчиковой:
– На! – и дал ей большую душистую грушу.

Можно ли сказать, что они высказывали мысли? Что они пользовались языком? Что они разговаривали?

А вы как ответите на эти вопросы?
Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию.
Что дает ее применение?
В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

  • вырабатывается собственная технология обучения.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «РемСтройСервис». Компания «РемСтройСервис» предлагает по выгодной цене купить театральные кресла от завода изготовителя, соответствующие самым высоким стандартам качества и надежности. Узнать больше о предлагаемых услугах и ознакомиться с ассортиментом предлагаемых кресел можно на официальном сайте компании «РемСтройСервис», который располагается по адресу http://profkresla.ru

Базовая модель технологии развития критического мышления

 В технологии КМ выделяются три стадии (см. табл. 2):

1) вызов;
2) осмысление новой информации;
3) рефлексия.

 Технология КМ предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Таблица 1. (Начало)

Таблица 1. (Продолжение)

Таблица 2. Технологическая карта урока

Таблица 2. Технологическая карта урока

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  • «V» – галочкой отмечается то, что известно;

  • «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

  • «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

  • «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Предлагаем познакомиться с конспектом урока русского языка в 8-м классе по теме «Синтаксис» с использованием алгоритма развития критического мышления через чтение и письмо.

В нашей гимназии восьмиклассники работают по учебнику под редакцией М.В. Панова.

ТЕМА: «СИНТАКСИС»

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Уровни усвоения:

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.

Уровни В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит «Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке».

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция; 2) единицы синтаксиса; 3) средства связи единиц синтаксиса (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности).

Воспитательные:

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту 39, стр. 49. Разговор Алисы и Синей Гусеницы из повести «Алиса в Стране Чудес» Л.Кэрролла (см.: А.А. Луховицкая, В.В. Луховицкий. Художественные тексты с вопросами и заданиями).

– Что это ты выдумываешь? – строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?
– Не знаю, – отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли...

В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать алиса должно быть в чужой видеть ли

Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст? (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.) Итак, определим тему урока: «Синтаксис». Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки? (Морфология и синтаксис.)

А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока.)

Задание 1. Разделитесь на 2 команды.
Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:

  • 1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.

  • 2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Стадия осмысления

Задание 2. Прочитайте текст в учебнике «Что такое синтаксис?» на стр. 5, 6, 7 (Русский язык. Учебник для 8–9 классов средней школы. Под ред. М.В. Панова. – М.: Изд. «Реал-А», 2000), используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу 3 с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

Таблица 3

«V» – знаю

«+» – новое

«–» – вызывает сомнения

«?» – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики.
Морфология изучает формы слов.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.
Связи между словами определяем с помощью вопросов, окончаний и предлогов

Словоформы сцеплены попарно – главный закон синтаксиса.
С помощью вопросов мы извлекаем грамматическое значение.
Грамматическая связь позволяет передать смысловую связь слов

Можно ли без вопросов определить связи между словами в предложении

Тонкие:
Вопросы уровня усвоения А: Что такое синтаксис?
В чем связь между синтаксисом и пунктуацией?
Толстые:
Вопросы уровня усвоения В – С:
Как связаны морфология и синтаксис?
Как осуществляется синтаксическая связь слов? Какие типы синтаксической связи существуют? Почему?

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. «Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения», – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее.
Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.
Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.
Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)
Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.
Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса <...>.

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.

Стадия рефлексии

Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)

Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали.

Выполнение практического задания

Задание 3. Выполните задание 1 по учебнику: разбить предложения на грамматически связанные пары. Обратите внимание на образец.

Образец.

Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашками (М. Бунин).

Осы вились, вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.

Постройте схемы.

1. В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин). 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами (А. Чехов). 3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов). 4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н. Лесков). 5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).

Заключительный этап

Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
А теперь запишем домашнее задание: подготовьте письменные ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы, задание 2 по учебнику.

 

Рейтинг@Mail.ru