Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №30/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.В. БОРОЗДУНОВА,
пос. Эльдикан,
Республика Саха


Буквы о, е, ё после шипящих и ц

7 класс

Цель урока: сформировать и закрепить навык выбора букв о, е, ё после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока, установка на восприятие материала

1. Многие говорят, что в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает: «Ой, ну зачем я буду учить столько правил по русскому. Компьютер мне все исправит». Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность?

Ребята, сегодня я хочу вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в школе. Для этого я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию, в которой мы будем заниматься научной работой. В ходе этой работы мы:

1) встретимся с определенным языковым явлением;
2) соберем о нем как можно больше материала;
3) проанализируем собранный материал;
4) выработаем рекомендации поведения при встрече с данным явлением в обычной жизни;
5) проверим рекомендации на практике.

2. Итак, явление, с которым нам предстоит встретиться, называется орфограмма «Буквы о, е, ё, после шипящих и ц».

(Запись темы урока в тетради.)

II. Объяснение темы урока

1.Сбор материала (подготовка к построению алгоритма).

– Давайте вспомним, в каких частях слова каких частей речи может встретиться орфограмма «О, е, ё после шипящих и ц».

Каковы опознавательные признаки данной орфограммы? Как вы узнаете ее «в лицо»?

Ключ: в речи – шипящий звук, на письме – шипящая буква перед орфограммой.

– Значит, чтобы правильно решить задачу по выбору верной буквы, вы должны знать как минимум 8 правил. Но многие из этих правил основаны на одинаковых условиях выбора букв. Можно научиться быстро решать такие задачи. Поможет нам в этом алгоритм, с помощью которого мы объединим все 8 правил.

2. Анализ материала (удаление лишней информации).

– Прочитайте слова в 1-м и 2-м столбиках:

стереж_т
калач_м
морж_вый

блюдц_
певуч_
горош_к

В словах какого столбика написание буквы после шипящей не вызовет у вас затруднений? (В словах 2-го столбика.)

Давайте вместе подумаем, почему это происходит. Что общего в словах каждого столбика и чем различаются слова двух столбиков?

Мы пришли к выводу, что в написании слов, где гласная после шипящей безударная, ошибиться трудно – эта гласная всегда е (см. также «Список»). Значит, эти случаи мы с вами можем не учитывать. Нас будут интересовать только слова с ударной о или ё после шипящей.

3. Выработка рекомендаций (построение алгоритма).

 

СПРАВКА

Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.

Ожог руки
Ожег руку

III. Закрепление (проверка рекомендаций на практике)

Задание 1. На доске предварительно записаны слова с пропущенными орфограммами. Каждый ученик устно по алгоритму объясняет один пример. Все работают в тетрадях, учитель на доске.

Беч_вка, туш_нка, врач_м, береж_ный, выч_ркивать, горяч_, девч_нка, ш_рох, реш_тка, прич_ска, крыж_вник, трещ_тка, ож_г (руку), деш_вка.

Задание 2. Найдите «четвертое лишнее».

1) Этаж_м, плющ_м, зайц_м, лиц_м.
2) Беч_вка, реч_нка, печ_нка, деш_вка
.

IV. Контрольный тест

Текст с графическими обозначениями предварительно записывается на доске и открывается только во время анализа ошибок. У себя на листочках учащиеся записывают номер словосочетания и букву после шипящей.

ХОД РАБОТЫ

Ключ:

1) о,
2) о,
3) е,
4) о,
5) е,

6) о,
7) о,
8) е,
9) е,
10) е.

2. Взаимопроверка.

3. Анализ ошибок (по предварительной записи на доске).

4. Выставление оценок.

V. Итоги урока.