Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2003

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

С.Г. НИКИТЕНКО,
Рязанский областной институт развития образования


Интернет – учителю русского языка

В 2003 г. завершается один из этапов Президентс-кой программы информатизации образования, намеченной на 2001–2005 гг. В предыдущие два года современные компьютеры были поставлены в сельские школы и примерно в 70% городских и поселковых школ. В текущем году компьютерные классы должны получить оставшиеся городские и поселковые школы, школы-интернаты и профессиональные лицеи и училища. Следующий этап – подключение школ к Интернету. На 2003 г. Министерство образования РФ уже выделило средства на подключение к Интернету более 20 000 школ. Первый вопрос, который задают учителя любого предмета на занятиях: «Зачем нужен Интернет?». Предлагаемый материал – попытка ответить на этот вопрос учителям русского языка.

 Немного терминологии

Автор постарается не злоупотреблять специальными терминами. Но тем не менее минимальный набор терминов для понимания излагаемых вопросов имеет смысл привести. Интернет, или Сеть, сегодня – это в первую очередь библиотека из многих миллиардов электронных документов, размещенная на миллионах компьютеров по всему миру. Документы написаны на специальном языке, который называется HTML-язык, или язык разметки гипертекста. Гипертекст – это текстовый документ, размеченный специальными командами, управляющими отображением документа на экране и вызовом связанных документов. Главная особенность гипертекстовых документов в Интернете – ссылка на другой документ в Сети сопровождается специальной командой вызова этого документа. Ссылка в тексте – это какой-то термин, название организации, название события, пояснения к которому дается в другом документе, связанном с данным. Ссылка в тексте имеет другой цвет – обычно синий. При помещении курсора мыши на ссылку он превращается в руку. Ссылка может указывать на другой раздел в этом же документе. Для вызова связанного документа достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши по ссылке и немного подождать – в пределах минуты. Библиотека связанных перекрестными ссылками документов в Интернете иногда называется в английском сокращении www. Перевод на русский этой аббревиатуры – Всемирная паутина. Для работы в Интернете нужны компьютер, телефонный номер, специальное устройство модем, связывающее компьютер с телефонной линией. Услуги Интернета поставляют специальные фирмы – провайдеры Интернета. Обычно в этом качестве работают телефонные компании – владельцы телефонных сетей. С одним из провайдеров нужно заключить договор, выбрав форму оплаты и режим доступа – один из тарифных планов. Каждый провайдер имеет в Интернете специальный обслуживающий компьютер – сервер, группу модемов (модемный пул) и канал связи с базовой частью Сети или с первичным провайдером. Большинство телефонных компаний в городах – вторичные провайдеры, то есть перепродавцы услуг Интернета. Они подключаются к базовой части Сети через первичного провайдера. К серверу провайдера по телефону подключаются компьютеры-клиенты – потребители услуг Интернета. Последние 2–3 года распространена новая форма доступа к услугам Интернета через интернет-карты. В этом случае заключать договор с провайдером не обязательно. Вы покупаете интернет-карту одного из провайдеров в любом магазине или в любой фирме, поставляющей компьютеры, их комплектующие и расходные материалы. На карте указаны ее регистрационный номер, сумма объема услуг, телефон и пароль для доступа к серверу провайдера. Вы можете пользоваться услугами Интернета точно на сумму, оговоренную в карте. Все продаваемые карты зарегистрированы в базе данных на сервере провайдера. Большинство фирм в настоящее время имеют в Интернете свои сайты. Сайт – тематический гипертекстовый информационный блок, принадлежащий некоторой форме или частному лицу. Для создания сайта фирма арендует дисковое пространство на жестком диске на сервере провайдера. Это отдельно оплачиваемая услуга. Имеют свои сайты и некоторые ДОУ. Сайт фирмы – это в первую очередь средство рекламы продукции и услуг фирмы. В настоящее время в Интернете много сайтов с информацией в области образования – высшего, среднего, начального и дошкольного. Отдельный гипертекстовый документ называется web-страницей. На сайте обычно ему соответствует отдельный гипертекстовый файл с расширением – htm, html. В настоящее время разработаны новые языки разметки гипертекста и новые технологии создания гипертекстовых документов и их отдельных частей. Примерами могут служить php-технологии, flash-технологии и другие. Примерно с 2000 г. в Рунете появились специализированные образовательные сайты и целые серверы, содержащие обширную информацию по многим направлениям образовательной деятельности, – образовательные порталы. Появились и специальные детские порталы.

По популярным специальностям через Интернет можно даже получить образование, которое называется дистанционным образованием. Недавно принят Закон о дистанционном образовании. При многих крупных вузах созданы системы дистанционного образования. Это специализированные программные комплексы, обеспечивающие общение с обучаемыми, управление процессом обучения, обмен методическими материалами и выполненными работами. Особенности дистанционного образования представляют собой предмет для отдельного рассмотрения. Главное отличие дистанционного обучения с использованием различных сервисов Интернета от обычного заочного обучения – возможность оперативного общения обучаемых с преподавателями и друг с другом. Преподаватель, используя такие виды сервиса Интернета, как чат, телеконференции, видеоконференции, может проводить интерактивные консультации, семинары, практические занятия в реальном времени со студентами или слушателями без их выезда в учебное заведение. Требуется только одно – чтобы студент в нужное время подключился к нужному адресу заранее оговоренной службы Интернета.

Для работы со службой www (библиотекой электронных документов в Интернете) в составе типового программного обеспечения современного компью-тера есть специальные программы – браузеры. Самый популярный браузер сегодня (более 80% пользователей) – Internet Explorer фирмы Microsoft версий 5.0 или 6.0. Обычно этот браузер входит в комп-лект типовой поставки операционных систем той же фирмы – Windows ME, Windows 2000, Windows XP. Две первые из них используются в большинстве компьютерных классов, поставляемых в школы по программе информатизации образования. Работа с браузером достаточно проста: в адресной строке рабочего экрана браузера вводится адрес документа и нажимается клавиша <Enter>. Способы адресации различных ресурсов Интернета требуют отдельного разговора. Браузер дозванивается до сервера провайдера. Тот, в свою очередь, обеспечивает соединение с компьютером, содержащим запрашиваемый документ. Процесс соединения и этапы загрузки документа отражаются в строке состояния браузера. Загрузка требует некоторого времени. Сначала загружается текстовая часть документа, затем графические, звуковые файлы, анимация и видеоклипы. Работающий в Интернете должен иметь терпение и посматривать на строку состояния браузера. По окончании загрузки запрошенного документа там появится слово Готово. Далее документ можно просмотреть, сохранить на своем компьютере, распечатать. В последующих материалах адреса описываемых ресурсов выделены как гиперссылки. На экране они отображаются синим цветом. В распечатанном тексте они выглядят более «серыми», чем основной текст, и выделены полужирным шрифтом.

Зачем Интернет учителю-словеснику

Учитель русского языка найдет в Интернете следующие виды полезных ресурсов: словари и толковые словари; сборники правил и нормативные документы по преподаванию; программы, методические разработки и тексты уроков; программные средства морфологического анализа; проспекты обучающих программ разработки различных фирм; научные статьи и электронные издания; дистанционные школы; форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем преподавания. Следует заметить, что ресурсы по русскому языку размещены не только в Рунете. Имеются они и на университетских серверах в Финляндии, Нидерландах и в других странах.

Методические материалы в Сети

Справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Руwww.gramota.ru/ ). Портал создан в 2000 г. при поддержке Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Его цель – информационная поддержка государственного языка России. На портале можно найти большое число словарей (более 10). Имеется специальный раздел «Образование». Подборка электронных учебных пособий и учебных курсов включает, например: Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Есть программы лингвокультурологических курсов («Риторика», «Русский язык и культура речи» и другие), научные и методические статьи, учебные пособия, электронные версии выпусков журнала «Мир русского слова» и других периодических изданий, публикации о состоянии дел с русским языком в странах СНГ, материалы конкурсов, бесплатная справочная служба русского языка.

Русский язык, Издательский дом «Первое сентября» – www.rus.1september.ru . Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса – электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – www.rus.1september.ru/urok/ . Газета издается с 1997 г. Она содержит материалы к урокам, обмен опытом, материалы для подготовки к экзамену, материалы конкурса лучших учительских разработок текущего года, исторические сведения, рецензии на новые учебные и методические издания, тесты, занимательные задания, творческие работы учащихся. Например, в 48 номерах 2002 г. опубликованы 44 избранные работы в рубрике «Ученики сочиняют и исследуют». Сайт создан также на основе материалов газеты и содержит подборку лучших, по мнению редакции, методических материалов для поддержки преподавания.

Cайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

Интерактивный курс «Русский язык, 5–6-е классы» в виртуальной школе на КМ.РУ – www.vschool.km.ru/education.asp?subj=80 . Курс разбит на 20 тем, содержит 40 уроков, размещается на сайте «Виртуальной школы от Кирилла и Мефодия».

Интерактивный курс «Русский язык, 5–6-е классы» в виртуальной школе на КМ.РУ

Природная грамотность – www.gramota.director.ru . Сайт поддерживает к.п.н. С.Е. Рафф, сотрудник Самарского регионального центра мониторинга в образовании. Автор предлагает принципиально новую методику развития навыков грамотности учащихся под названием «Методика формирования орфографической зоркости».

Опорный орфографический компакт – www.yamal.org/ook/ . Автор сайта В.Г. Шелест – учитель Тростянецкой средней школы. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Автор разрабатывал ее 10 лет. Ее суть – правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов.

Грамотей-клуб – www.gramotey.ericos.ru  – клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». Создатель программы и организатор сайта, С.В. Киевский, программист НПП «Эрикос» (г. Екатеринбург), неоднократно представлял свою программу на ежегодных международных конференциях ИТО-2000, ИТО-2001 в Москве, на Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку в 2000 г. в Смоленске. Программа имеет версии: «Грамотей-Проф» – репетитор для педагогов и родителей; «Грамотей-класс» – сетевая версия для школьного компьютерного класса; «Грамотей-Эверест» – состязательная версия для школьников. Программа использует оригинальную авторскую методику обучения грамотному письму, разработанную группой учителей-энтузиастов из. г. Екатеринбурга во главе с С.Г. Никитиной. Программа ориентирована на обучение в игровой форме. 105 правил грамматики русского языка разбиты на 21 уровень. Каждый уровень игры – 15 слов на 5 новых правил. Покорить Эверест – пройти тестовые задания всех уровней за заданное время. В версии «Эверест» предусмотрена возможность состязания по уровням. Двоечник может состязаться с двоечником на втором или третьем уровне. Отличник с отлични-ком – где-нибудь на 18–20-м уровнях. Состязательный элемент (главное – опередить Ваську) играет немалую роль в мотивации к обучению.

Основные правила грамматики русского языка –www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html. Эта страничка размещена на сервере компании MCST, занимающейся компьютерами, микропроцессорами, технологиями программирования, в разделе «Библиотеки электронной поэзии». Это академический сборник правил.

Методика развивающего обучения русскому языку в средней школе – www.iro.yar.ru:8100/resource/distant/russian_language/praktik/st2_tr.htm . На странице представлена статья доцента кафедры теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин Ярославского ОИПК О.В. Трофимовой. Статья посвящена применению методики развивающего обучения Л.В. Занкова при изучении русского языка в средней школе.

Учебное пособие по фонетике русского языка (произношение букв и буквенных сочетаний) размещено на сервере сети Funet (Финляндия) по адресу: www.funet.fi/pub/culture/russian/html_pages/language/rusphon.html .

Орфография на сайте Дениса Яцутко – www.teneta.rinet.ru/rus/ortho/ortho.htm . Эта страница содержит коллекцию ссылок на статьи, монографии, рефераты и другие материалы.

Грамматический конкурс «Золотая клякса»

Грамматический конкурс «Золотая клякса» – www.klyaksa.country.ru/ . Конкурс проводится Новосибирской образовательной сетью и Александром Ласкиным при поддержке компании «Ринет». Цель конкурса – повышение общего уровня грамотности в российском Интернете. На сайте представлены результаты грамматической проверки более чем 800 сайтов; имеется страничка вопросов и ответов («Скажите, Профессор»); уроки грамотности (проверка сайта по заявке или без; орфографический словарь (перечень слов, часто употребляемых неверно) и многое другое.

Русский язык. Морфология, 7–8-е классы, примерное планированиеwww.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/program/morfolog.htm . Подготовила Трофимова, преподаватель ЯрОИПК.

Техника речи в курсе школьной риторики – www.iro.yar.ru:8100/resource/urok/rit1.htm . Учебное пособие И.Р. Калмыковой «Работа над техникой речи в курсе школьной риторики» приведено на сайте Ярославского института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.

Словари и словарные базы данных по русскому языку

Толковый словарь русского языка на сервере КМ.РУ – www.mega.km.ru/ojigov/ . На сайте мегаэнциклопедии издательства «Кирилл и Мефодий» представлен современный толковый словарь русского языка С.Ю. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Словарь содержит 80 000 слов и выражений.

Словарь сокращений русского языка – www.sokr.ru/ . Сайт создан в 2000 г. Артемием Лебедевым. Содержит расшифровку более чем 61 000 сокращений, начиная с ВЧК и ГПУ.

Базы данных по популярным словарям русского языка (Ожегова и другим) и программа морфологического анализа слов размещены на сервере университета г. Лейдена (Нидерланды) и доступны через страницу iiasnt.leidenuniv.nl/cgi-bin/main.cgi?flags=wygtmnl.

Словарь устаревших и диалектных форм – www.tel-inform.ru/misc/day/dis.htm.

Русский язык на образовательных порталах

Все для поступающих – www.edunews.ru . Сайт содержит: справочник по вузам; нормативно-правовые документы; программы для поступающих в колледжи и вузы; статьи о специальностях; обзоры результатов централизованного тестирования выпускников школ. В разделе «Проверь себя» размещены тесты централизованного тестирования 1999 и 2000 гг. и экзаменационные тесты по ряду предметов, в том числе по русскому языку.

Серверы и сайты рефератов. Много информации по конкретным вопросам по любым дисциплинам можно найти в рефератах, размещенных на специальных серверах рефератов. В Рунете их несколько десятков. www.km.ru/   – сервер издательства «Кирилл и Мефодий» – содержит сведения об энциклопедиях по различным отраслям знаний, изданных на CD-дисках. www.referat.ru/  – справочный сервер по базам данных рефератов, имеющихся на других серверах; www.referatov.ne , www.bankreferatov.ru  – популярные среди студентов и школьников серверы рефератов. Почти на каждом из них имеется специальный раздел «Учебные пособия». Обширный список серверов рефератов приведен на справочном сервере «Рамблер» – www.rambler.ru .

Сервер «ЕГЭ.Ру». Этот сервер является преемником сервера «Телетестинг.Ру», существовавшего до весны 2002 г. В 2001 г. впервые в 5 регионах России проводились выпускные экзамены для учащихся 11-х классов в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2002 г. рамки эксперимента по ЕГЭ расширены – в нем уже участвовали 16 регионов. Для информационной поддержки ЕГЭ в Рунете создан специальный сервер ЕГЭ.Ру – www.ege.ru/ . Он имеет следующие разделы: «Нормативные документы»; «Демоверсии тестов ЕГЭ предыдущего года, в том числе по русскому языку»; «Технология»; «Новости»; «События и планы». В экзаменационной форме любого предмета предусмотрена кнопка «Передать результат», по нажатии которой заполненная форма тестирования пересылается на сервер. Обратно вы получите результат тестирования и оценку по 5-балльной шкале.

Сервер «ЕГЭ.Ру»

Сервер «Ростест». Сервер www.rostest.runnet.ru  – это первый в России образовательный сервер, посвященный знакомству с Федеральной системой централизованного тестирования. Он содержит тесты централизованного тестирования, использовавшиеся для выпускников школ и абитуриентов в вузах Москвы и Петербурга в 1999 г. Авторы интернет-версий тестов – преподавательские коллективы СПбГИТМО и СПбГМУ. Подготовлены программы тестирования по 7 предметам, среди них и по русскому языку. Режимы работы с тестами: ознакомление, самоконтроль, обучение. Вопросы теста задаются по одному. По каждому ответу тестируемый имеет реакцию программы – верно или неверно. Это удобно для тестирования в режиме тренировки. Для тестирования необходима предварительная регистрация. Сервер заносит ваши данные, включая IP-адрес вашего компьютера, в свою базу данных.

ЦНИТ Саратовского университета. Центр новых информационных технологий Саратовского университета проводит централизованное тестирование выпускников школ и абитуриентов с 1997 г. Тесты 1997–1999 гг. размещены в подсистеме «Абитуриент» на сервере университета. Тесты 1997, 1998 гг. – интерактивные. То есть на сервере для каждого теста помещена программа проверки, разработанная по специальной технологии. В числе прочих есть тесты по русскому языку. Вопросы теста предъявляются все сразу. Время тестирования ограниченно. В форме любого из тестов размещена кнопка «Проверить тест». После ее нажатия ваши ответы пересылаются на саратовский сервер, и через минуту вы получаете результат примерно в следующем виде: «Вы ответили правильно на 28 вопросов из 55 и набрали 10 баллов из 20 возможных. Ваша оценка – 3 по пятибалльной системе». Используется не 100-балльная система оценок, принятая в Центрах тестирования России в 2000 г., а 20-балльная, принятая на вступительных экзаменах во многих европейских университетах. Список тестов доступен по адресу: www.prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient/win/testing/names.htm .

Сервер Центра централизованного тестирования МО РФ Рустест.Ру – www.rustest.ru . Сервер создан в начале 2002 г. На нем приводятся нормативные документы централизованного тестирования (аттестационного и абитуриентского) текущего года. Предполагалось, что будут представляться результаты централизованного тестирования по всем регионам. Основные разделы: «Материалы Единого государственного экзамена текущего года»; журнал «Педагогические измерения» (приводится содержание очередного номера); продукция Центра – перечень сборников тестов, запланированных к изданию; конкурсы Центра.

Сайт 5 баллов.Ру – www.5ballov.ru . Содержит подборку образовательных ресурсов (тесты, рефераты, лекции, образовательное программное обеспечение, рекомендации желающим получить образование в вузах России и за рубежом, рекомендации абитуриентам по подготовке к экзаменам, нормативные и законодательные акты сферы образования). Сайт появился в 2002 г. на сервере известной фирмы «РосБизнесКонсалтинг» – www.rbc.ru . В разделе тестов есть тесты оценки уровня интеллекта, психологические, тесты по школьным предметам, включая русский язык. Имеется раздел «Новости образования».

Лучшие ресурсы по русскому языку по рейтингу Федерации интернет-образования, 2001, 2002 гг. (rating.fio.ru)

Русский язык, справочно-информационный портал – www.gramota.ru/ .

Дистанционная школа «Урок»www.urok.hut.ru/ . Сайт содержит тексты уроков, методические материалы, коллекцию ссылок, тесты, страницу забавных выдержек из сочинений школьников (выпускных и вступительных абитуриентских).

Дистанционная поддержка учителей-словесников –www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm.

Основные правила грамматики русского языка – www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html . Культура письменной речи – www.gramma.ru/ .

Приведенные ресурсы регулярно используются на занятиях с учителями русского языка на кафедре компьютерных технологий Рязанского областного института развития образования при изучении модуля «Компьютерные технологии в преподавании русского языка». Автор надеется, что приведенный обзор поможет и учителям-словесникам из других регионов ориентироваться в море электронной информации под названием Интернет.

 

Рейтинг@Mail.ru