Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №44/2003

Я ИДУ НА УРОК

Н.ШАПИРО


Разряды имен прилагательных

6 класс

Цели урока: 1) дать первоначальное представление о разрядах прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда;
2) повторить изученные правила правописания прилагательных.

Учитель. Мы знаем, что каждое слово в языке относится к одной из частей речи. По каким признакам вы отличаете имя прилагательное от других частей речи? (Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? ; относится к имени существительному, согласуется с ним в числе и падеже, а в единственном числе – и в роде).
– Свойства, которые мы назвали, общие для всех прилагательных. Но есть другие признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Поэтому все прилагательные делят на три большие группы – три разряда. Как и почему называются эти разряды, по каким признакам они различаются – в этом вам предстоит разобраться.
Назовите как можно больше прилагательных, которые могут относиться к слову ручка.

(Ученики предлагают свои слова и вслед за учителем, делающим запись на доске, записывают их в три столбика. Если никто не называет притяжательные прилагательные, учитель может помочь делу наводящим вопросом, например: «Можно ли с помощью прилагательного сказать, что эта ручка принадлежит Маше?»)

В результате на доске и в тетрадях получается примерно такая запись:

гладкая
холодная
плохая
маленькая
красная

вчерашняя
пластмассовая
китайская

папина
Машина

Теперь класс анализирует эту таблицу.

1. Какой столбик заметно отличается от двух других? По каким признакам?

(Шестиклассники легко замечают, что, во-первых, прилагательные в третьем столбике отвечают на вопрос чей?, а во-вторых, у них не такие окончания, как у других.)

Теперь под третьим столбиком можно подписать название разряда, объяснив, что притяжательные прилагательные обозначают принадлежность, отвечают на вопрос чей? и имеют особые окончания.

2. Между словами 1-го и 2-го столбиков нет таких ярких различий, поэтому надо всматриваться пристальней.
С обеими ли группами может сочетаться наречие очень?
В обеих ли группах можно повторять прилагательные для усиления признака?

Попробуем подобрать антонимы с другими корнями; образовать антонимы с приставкой не-, краткую форму и степени сравнения, прилагательные с суффиксами -оньк-/-еньк- (уменьшительный), -оват-/-еват- (неполноты качества). Очевидно, все это можно проделать только с прилагательными первой группы. Запишем под первым столбиком те признаки, которые есть только у прилагательных первой группы.
Получится такая запись:

очень
антоним (теплая)
не- +
краткая форма (тепла)
сравн. степень (теплее)
-оньк-/-еньк-, -оват-/-еват-.

Прилагательные 1-го столбика качественные (подписываем название разряда), они обозначают такие признаки, которые могут быть у предмета в большей или меньшей степени (цвет, размер, температура, оценка: хороший – плохой, добрый – злой и т.п.). Прилагательные 2-го столбика обозначают признак через время, место, материал и называются относительными (говорят так: признак через отношение к месту, времени и т.д.).

Теперь надо потренироваться в определении разряда прилагательных. Ученики читают текст упр. 70 (Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5–7-е классы. М.: Изд. «Первое сентября», 2002), вставляют пропущенные буквы, где нужно, исправляют окончания прилагательных. А потом находят в тексте качественные прилагательные и приводят доказательства того, что эти прилагательные действительно качественные.

Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послыш_лся откуда-то из глубины лавк_. И вот из-за угла пок_залась его обл_дательница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древн_я-древн_я, жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие, как палочки, ножки. Наверно, самая старая на свете, подумали ребята. Но, как ни уд_вительно, она побежала к ним навстречу легко и весело, словно юн_я девушка. Она радос_о улыбалась, и ее маленькие ножки в старомодных ботиночках слегка пританцов_вали.

(П.Трэверс. Перевел с англ. Б.Заходер)

Тоненький, пискливый – писклив, хрупкая – очень, древняя-древняя – повтор, самая старая – превосх. степень; юная – старая (ант.), маленькие, старомодные – старомодны (кратк. форма).

Ученики записывают словосочетания под диктовку, обозначают суффиксы и окончания прилагательных, определяют разряд.

От злого волка
в узкую щелку
по холодной росе
к хитрой лисе.

Замечаем, что только у качественных прилагательных основа может быть равна корню (т.е. может не быть суффикса).
Предложим шестиклассникам во всех словосочетаниях письменно заменить качественные прилагательные прилагательными других разрядов. (Например, так: От таежного волка во вчерашнюю щелку по утренней росе к степной лисе).
Изменились ли при замене число и падеж прилагательных? Почему?
Определим падеж каждого прилагательного.
Ученики записывают под диктовку еще одну серию словосочетаний:

Глиняная куколка
в соломенной шляпке,
в кожаных сапожках,
в серебряных сережках
с деревянной ложкой
на песчаной дорожке.

Проверяем написание суффиксов, определяем падеж и разряд каждого прилагательного.
К какой группе словосочетаний уместнее добавить сочетание в холщовой одежке? Почему?
Можно ли в записанных словосочетаниях заменить относительные прилагательные качественными и притяжательными? (Можно, например, так: маленькая куколка в желтой шляпке, в красных сапожках, в синих сережках… или: Катина куколка в маминой шляпке…).

Учитель. Можно ли определить разряд прилагательного по морфемному составу? (Иногда можно. Например, суффиксы -ан, -ян, -енн образуют прилагательные от существительных, обозначающих вещество, материал; полученные прилагательные – относительные. Если в прилагательном нет суффикса – значит, это прилагательное качественное).

Выполняется письменно упр. 69 (Русский язык в упражнениях...).
Нужно списать предложения, определить разряд и обозначить суффиксы прилагательных.

Лесная дорога пошла через поле – стала полевой.
Дошла до деревни – превратилась в деревенскую улицу.
По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. (Ю.Коваль)

Вопросы для проверки

  • У прилагательных какого разряда бывают суффиксы -ск-? -к- (-ок-)? -ов- (-ев-)?

  • Сколькими способами можно доказать, что высокие – качественное прилагательное?

  • Прилагательные какого разряда не встретились в данном тексте?

Задание на дом: по таблице в тетради повторить разряды прилагательных, выполнить письменно упр. 77 (Русский язык в упражнениях...).