Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.П. ДОЦЕНКО,
г. Новокубанск,
Краснодарский край


Многоликая приставка со-

Из-за плотного планирования уроков русского языка учитель часто недодает учащимся того, что стоит за страницами учебника, что в жизни важно для формирования души, характера подрастающего поколения. Да, грамотность важна, без сомнения, кто с этим спорит, но нравственность, мораль... По какому учебнику о них узнают дети?

Изучаем тему «Словообразование». Приставка – значимая часть слова. И тут уместно начать разговор о словах с приставкой со-. Она, конечно, образовывает новые слова: автор,
трудник, племенник.

Но что значит слово и действие переживать? А это значит, что если у другого что-то болит, то и ты вместе с ним чувствуешь его боль, беду, горе.

Вспоминаю свою бабушку, Татьяну Андреевну Лихоносову. У нее была трудная жизнь, как и у всех людей ее поколения. Она читала по слогам, но как грамотно жила!

Я – маленькая, еще не хожу в школу. Мы с ней вдвоем дома. И вот надвинулась разом гроза: гром, молнии, ливень как из ведра. И зашептала, крестясь, бабушка: «Спаси и сохрани, Боже...» – а дальше не разберу.
– О чем ты просишь, бабушка?
– Прошу, внученька, Бога помочь тем людям, что сейчас в пути.
– Но ты же этих людей не знаешь?
– Бог знает, а я о них прошу.

Этот бабушкин урок переживания, чувствия остался со мной на всю жизнь.
И каким надо вырасти внимательным человеком к другим людям, их нуждам, чтобы самому заметить, что твое участие в их беде необходимо, проявить соучастие.
Как надо убедить друга в правильности твоих слов, чтобы он был с тобой гласен, т.е. у вас был общий ваш голос, глас!

брат. Собрат по перу – это «пишущая братия», как сами себя называют поэты, прозаики, журналисты, те, кто пишет.

А как надо дружить и помогать друг другу в литературном творчестве, чтобы называться
авторами! Это Ильф и Петров, это А.К. Толстой и братья Жемчужниковы и мн. др. Они не только писали одно произведение, но и вместе обсуждали сюжеты, поведение героев, их речь..., т.е. трудились вместе, авторствовали. Их объединяли общие идеи, мысли, фразы. Их имена помнят до сих пор, их произведениями зачитываются. И сколько в этом слове соавторы гордости, радости, уважения друг к другу за совместный труд.

Иное слово с этой приставкой – бутыльник. Услышишь его – и как будто увидишь сгорбленного, трясущегося, потерявшего человеческое лицо пьяницу, для которого нет ничего святого в жизни, важна только бутылка. И ничего, кроме жалости, этот человек не вызывает: зря прожита жизнь, не нашел себя в ней он, не отдал себя хорошим делам!

граждане. В этом слове меньше букв, чем в предыдущем с этой приставкой, но нам оно кажется ростом с небоскреб: столько в нем величия, гордости, такое оно объединяющее! Мы все, от мала до велика, сограждане одной большой красивой страны России! Для ее блага люди сотрудничают, созидают. Существует содружество стран, где принимаются решения для улучшения жизни населения.

Чтобы тебя называли собеседником, научись внимательно слушать другого человека, умей поддержать с ним разговор.

В мае 2005 года наша страна отметит 60-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы сокрушили врага, нарушив его планы. Боевые друзья, соратники вспомнят в первую очередь тех, кто ради этой великой Победы не вернулся с полей сражений.

И если сопоставить труд ратный и труд мирный, то увидим, что герои есть всюду: и на хлебном поле, и в воинской части.

Вот как много может рассказать одна маленькая приставка со- и как многому научить, если будешь дружить с «Толковым словарем русского языка».

Домашнее задание

Найдите в указанном словаре 2 слова с приставкой со- и составьте с каждым предложение.