Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2004

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Журналу «Русский язык в школе» – 90 лет

В августе 2004 года исполнилось 90 лет со дня выхода первого номера журнала «Русский язык в школе» – важного источника научно-методической информации для учителей-словесников, методистов, студентов-словесников, преподавателей. Сначала журнал назывался «Родной язык в школе». За девяносто лет его название менялось несколько раз – «Родной язык в школе» – «Родной язык и литература в трудовой школе» – «Русский язык в советской школе» – «Русский язык в школе», – но он всегда оставался необходимым методическим помощником учителю-словеснику.

А. М. Лебедев

А. М. Лебедев

Первый номер журнала был выпущен в августе 1914 года в городе Ярославле преподавателем мужской гимназии Алексеем Матвеевичем Лебедевым (1881–1953).

«“Родной язык в школе” ставит своей задачей знакомить широкие круги учительства начальной и средней школы <...> со своими новыми течениями научной мысли и итогами школьного опыта в области дидактики и методики преподавания родного языка и литературы, поскольку они находят отражение в педагогических журналах, отдельных исследованиях и руководствах общей печати... Редакция будет давать и самостоятельные статьи о постановке и методах обучения русскому языку, обобщая в них данные науки и опыта» – эти слова открывали журнал. Уже спустя год известные периодические издания «Русский филологический вестник», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Русские ведомости» откликнулись положительными рецензиями, оценив новый журнал.

В первых номерах журнала обсуждались важные вопросы методики преподавания русского языка:

  • необходимость нового типа учебника грамматики;

  • наглядность в преподавании языка;

  • творческое начало в письменных работах учащихся.

Нетрудно заметить, что они являются актуальными и сейчас.

После революции А.М. Лебедев, ответственный редактор журнала (до 1928 года), переехал в Москву, где спустя некоторое время «Родной язык в школе» начинает выходить в издательстве товарищества В.В. Думанова нерегулярно в виде отдельных сборников (с 1922 г. выходит регулярно). Объем московских сборников журнала увеличился.

С 1914 по 1936 год содержание журнала передавало специфику школьного предмета «Родной язык» (который в те годы еще не делился на две учебные дисциплины). В это время журнал выходил под редакцией А.М. Лебедева (он возглавлял журнал четырнадцать лет), П.И. Лебедева-Полянского, А.М. Пешковского.

В 1936 г. журнал стал регулярно выходить под привычным нам названием «Русский язык в школе», и только в годы войны временно прекратилась его деятельность.

Журнал «Русский язык в школе» возглавляли К.А. Алавердов, С.Г. Бархударов, Н.А. Глаголев, С.И. Абакумов, Д.Э. Розенталь, В.И. Борковский, Е.М. Галкина-Федорук, Н.Г. Дмитрикова. С 1966 года главным редактором журнала является доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования Н.М. Шанский. На страницах «Русского языка в школе» получало отражение все, что происходило в области методики и в практике преподавания, выдвигались новые идеи, обсуждались такие вопросы, как:

  • содержание обучения;

  • применение всех принципов обучения;

  • преемственность в начальной и средней школе;

  • связь русского языка с литературой;

  • планирование занятий по русскому языку;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • занимательность на уроках русского языка;

  • организация учета знаний и навыков;

  • воспитание интереса к изучению русского языка;

  • развитие логического мышления в процессе занятий по грамматике;

  • программированное обучение;

  • оформление кабинета русского языка.

В 1930-е годы публикуются первые статьи по развитию речи, о нормах современного русского литературного языка. Все разделы морфологии, синтаксиса являются темами статей, много внимания уделяется методике проведения всех видов разбора, впервые введены пунктуационный, орфографический и лексический разборы. На страницах журнала публикуются статьи обо всех видах диктантов, о методике их проведения, предлагаются разнообразные классификации диктантов. В каждом номере журнала много внимания уделяется языку художественных произведений. В журнале напечатано большое количество статей, посвященных методам и формам внеклассной работы, предлагаются материалы по проведению утренников, олимпиад, викторин, кружков.

В числе авторов журнала были известные ученые-методисты: С.И. Абакумов, К.Б. Бархин, В.А. Добромыслов, М.А. Рыбникова, М.В. Ушаков, А.В. Текучев, Л.Ю. Максимов, Е.А. Баранова, И.А. Фигуровский, Л.П. Федоренко, М.Т. Баранов, Н.А. Пленкин и многие другие.

В течение своей деятельности журнал никогда не ограничивался рамками одной лишь методики. На протяжении многих лет в нем печатаются материалы по вопросам русистики и общего языкознания. На страницах журнала выступали многие выдающиеся лингвисты: Л.В. Щерба, С.П. Обнорский, И.И. Мещанинов, Н.Н. Дурново, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, Г.О. Винокур, Л.А. Булаховский, Р.И. Аванесов, А.Н. Гвоздев, А.А. Реформатский, А.Б. Шапиро, В.А. Белошапкова, Д.И. Шмелев.

Материалы, публикуемые в журнале «Русский язык в школе», помогают учителю-словеснику совершенствоваться, обогащать свой педагогический опыт.

Журнал «Русский язык в школе» пользуется заслуженным уважением среди учителей-словесников и является постоянным помощником в их нелегком труде.

Поздравляем главного редактора Николая Максимовича Шанского, редакционную коллегию с юбилеем, желаем творческих успехов и процветания.