Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2005

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ

Сергей ГИНДИН


Дважды воскрешенный голос

Профессор Сергей Игнатьевич Бернштейн. Институт истории искусств. Ленинград. 1930 г.

Профессор Сергей Игнатьевич Бернштейн. Институт истории искусств. Ленинград. 1930 г.

Поэзия, может быть, самая личная сфера речевого творчества. И если поэт нам близок, нам начинает казаться, что давно и хорошо с ним знакомы. И все же нас не оставляет досада от неполноты знакомства. Фотография или портреты, сделанные художником, позволяют представить, как он выглядел. Но как звучал его голос? Какова была его манера речи? Как читал стихи, как интонировал их, как понимал сам и как доносил до читателя сложные места текста? Авторское толкование не единственно возможное. Но как же хочется узнать именно его! Да и авторам нередко хочется задать в тексте именно свое чтение, свое толкование. Так создаются индивидуальные средства передачи интонации вроде «лесенки» Маяковского. Увы – только немногое удается передать такими знаками…

В случае Блока все эти вопросы приобретают особую остроту. Его поэтика, как указывал еще Ю.Н. Тынянов, направлена именно на создание образа автора как конкретного живого человека, хорошо знакомого читателю. Несколько поколений русских читателей восприняли его трагическое творчество как глубоко личную повесть о своей жизни. И как же нужен был им голос Блока – не метафорический, а подлинный, звучащий.

Звукозапись уже существовала к моменту первых литературных шагов Блока. Но звукозаписывающие аппараты оставались диковинкой, не вошли в повседневный быт. И голос Блока, манера его чтения скорее всего исчезли бы так же бесследно, как голоса Пушкина или Лермонтова, если бы… не Сергей Игнатьевич Бернштейн.

Имя этого прославленного ученого, прожившего долгую жизнь (1892–1970), сегодня известно в основном по его трудам о русском синтаксисе и фонетике1. Но у него была еще одна страсть – и научная, и человеческая: искусство декламации, звучащего чтения. Вклад Бернштейна в эту область огромен и несравним с чьим бы то ни было. Молодым еще человеком в голодные годы гражданской войны он начал систематическую фонографическую запись чтения видных поэтов той богатейшей литературной эпохи. Так он стал первым в России аудиофилологом и звукоархивистом. Затем на протяжении 20-х годов он вместе с учениками разрабатывал методы анализа этих записей, став первым историком и теоретиком звучащего поэтического слова.

В августе 1920 г. Бернштейн впервые записал чтение Блока. В 30-е – 50-е годы коллекция записей хранилась в очень плохих условиях, и часть из них погибла. Но некоторые из них удалось спасти и восстановить2, и мы все можем их услышать.

Но этим подвиг Бернштейна по отношению к Блоку не исчерпывается. Вскоре после смерти поэта, еще помня живое впечатление от его речи, ученый сел за анализ записей и создал уникальное в нашей культуре исследование – «Голос Блока». Исследование опиралось на все сделанные записи – в том числе и те, что потом погибли. Уже это дает «Голосу Блока» право на наше пристальное внимание.

Но значение «Голоса Блока» куда шире. Здесь впервые открыты и систематизированы характеристики звучащего чтения, мастерски показаны возможности и особенности звукового толкования текста.

Наша газета не раз писала о важности чтения вслух для развития навыков понимания речи на школьных уроках. Замечательная работа Бернштейна не только расскажет вам и вашим ученикам, как читал Блок, но и поможет понять, как вообще можно читать текст вслух и на что надо обращать внимание, слушая чтение.


1 См., в частности, посмертно изданные книги: Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977; Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов. М., 1996, а также важную для современных школ с этническим компонентом классическую работу: Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению применительно к преподаванию русского языка иностранцам. М., 1937.

2 История этого восстановления рассказана в книге: Шилов Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь. М.: Просвещение, 1977. Там же указаны пластинки, на которых можно услышать чтение Блока. В 2004 г. книга Шилова переиздана с приложением компакт-дисков.