Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2006

Я ИДУ НА УРОК

Л.В. ГОРОШНИКОВА,
пос. Сарана,
Свердловская обл.


Личное письмо как разновидность текста

Разработка урока

6-й класс

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения», «создание текстов разных стилей и жанров»1. Среди текстов, включенных в Требования к уровню подготовки учеников, назван и такой текст, как письмо.

К сожалению, в действующих учебниках русского языка уделяется недостаточное внимание обучению этой разновидности текста: его соответствию ситуации общения (в том числе коммуникативной задаче, сфере употребления и т.д.), его структуре. Необходимо заниматься формированием умений детей продуцировать различные письма также и потому, что эти умения востребованы.

Предлагаем разработку урока на тему «Личное письмо как разновидность текста» по материалу главы «Личное письмо» из учебного пособия «Школьная риторика» для 6-го класса2. Этот материал может использоваться в 5-м или 6-м классе.

Задачи урока:

  • познакомить школьников со структурой письма, его характеристиками по различным основаниям;

  • научить составлять разные письма;

  • прививать чувства доброжелательности, внимание к адресату.

ХОД УРОКА

Беседа. Актуализация знаний

Я очень люблю получать письма. А вы любите их получать?

Какие письма вам нравятся больше? (С интересной информацией.)

Кем может быть написано письмо? (Знакомыми, родственниками, подругой и т.д.)

Почему я начала разговор о письмах? (Наверное, темой нашего урока будет письмо.)

Запишем в тетради тему урока: «Письмо как разновидность текста».

Написав письмо, вы вкладываете его в конверт.

Что четко и грамотно должно быть написано на конверте? (Адрес.)

От слова адрес образовалось новое слово – адресат. Кто это? (Человек, который получит письмо.)

А как можно назвать человека, который написал письмо? (Адресант.) На доске и в тетрадях ученики записывают слова: адресат – получатель, адресант – отправитель.)

Зачем люди пишут письма? (Сообщить что-либо, поздравить, пригласить, поделиться чувствами и т.д.)

Вывод. Следовательно, письма бывают разные.

Работа по учебнику

Чем же различаются письма? Прочитаем об этом подробнее в учебнике на странице 53.

Письмо, его характеристика

Адресант: официальный – неофициальный.

Адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый – малознакомый – незнакомый; близкий – родной.

Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

Коммуникативная задача: сообщить (оповестить); поздравить; извиниться; поделиться мыслями, чувствами; поблагодарить и т.д.

Задание 1

Сравним два фрагмента писем. Проанализируем их по плану:

1. Адресат – адресант. (В первом письме общаются хорошо знакомые люди, может быть, друзья; во втором – официальные лица.)

2. Информация. (Первое письмо содержит информацию личного характера, а второе – официального.)

3. Коммуникативная задача. (В первом письме – извиниться, поделиться новостями; во втором – сообщить.)

А

Милый друг мой!
Получил твое письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через восемь.
Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению закопался в бумагу.
Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чем я спрашиваю.

(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)

Б

Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 21.02.2005 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2005 всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.

Оргкомитет

Вывод. Письма бывают официальные и неофициальные.

Всегда ли вы охотно и сразу отвечаете на письма? Почему? (Причин задержки ответа много. Одна из них состоит в том, что мы иногда не знаем, о чем писать, что интересно для нашего адресата, как его порадовать, что посоветовать и т.д.)

Сегодня мы будем учиться писать разные письма.

Из каких частей состоит текст письма? (Из тех же, что и многие другие тексты, – вступления, основной части, заключения, но еще обязательно обращение или приветствие.)

Все ли части письма мы назвали? Познакомимся со сведениями о частях письма на странице 55.

Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.

Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощание и т.д.

Подпись. Дата.

Какие еще части, кроме тех, которые вы назвали раньше, включаются в текст письма? (Подпись, дата – непременные части письма.)

Задание 2

Прочитайте фрагмент письма юной художницы Нади Рушевой. Найдите его основные части. Охарактеризуйте их.

Здравствуй, Алик!
Спасибо за письмо! У нас холодно, и я заболела. Слава Богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала.
Недавно ездила в театр, смотрела кино в кинотеатре «Мир», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля.
Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», а там рядом отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в Театре им. Маяковского «Медею». Из актеров понравилась только героиня.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.

(Вступление – первый абзац; основная часть – информация о себе; заключение – «Пиши длинные письма».)

Что отсутствует в тексте письма? (Нет подписи и даты.)

Что нового вы узнали из основной части письма Нади?

Как вы считаете: в каком настроении Надя писала письмо?

Задание 3

Напишите письмо своему другу (подруге), живущему в другом городе, на одну из тем:

  • о своих успехах в учебных или иных занятиях;

  • о своих увлечениях;

  • о фильме (телепередаче) или спектакле, который вам понравился;

  • о книге, которую вы прочитали; и т.д.

Задание 4

Прочитайте письма.

У кого получилось интересное письмо?

Все ли части представлены в письмах?

Подведение итогов

Что нового вы узнали о письмах?

Из каких частей состоит текст письма?

В чем различие официальных и неофициальных писем?

Мне очень понравились письма, которые написали… Я дарю вам, ребята, мои письма – поздравления с хорошей работой. На следующем уроке мы поговорим о письмах-поздравлениях.


1 Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку. С. 3.

2 Школьная риторика: 6-й класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Издательский дом «С-инфо»; Баласс, 2003. С. 53–55.

 

Рейтинг@Mail.ru