Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №4/2006

Я ИДУ НА УРОК

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Красногорск,
Московская обл.


Сочинительные союзы

7-й класс

Цели урока:

  • познакомить учеников с группами сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные);

  • закрепить навык нахождения в тексте сочинительных и подчинительных союзов;

  • развивать умение правильно расставлять запятые перед союзами;

  • поддерживать у учеников интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

  • иллюстрированные карточки с индивидуальными заданиями;

  • опорные таблицы для повторения изученного материала.

Межпредметные связи: связь с информатикой, биологией, физикой.

Тема урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока

1. Слово учителя.

– Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с союзом как частью речи, узнаем, на какие группы делятся сочинительные союзы, закрепим навык расстановки запятых перед союзами. Работая с материалом урока, вы еще раз убедитесь в богатстве русского языка.

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Проверка домашнего задания

1. Синтаксическая пятиминутка. Один ученик работает у доски.

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте полный синтаксический разбор второго предложения.

В_л_чайшее б_га_во народа – его язык! Тыс_ч_летиями накапл_ваю_ся и вечно живут в слов_ (не)сметные сокров_ща ч_л_веч_ской мысли и опыта.

2. Выступления 1–2 учеников на тему «Союз как часть речи». (Ученики пользуются раздаточным материалом «Союз».)

3. Работа 2–3 учеников с индивидуальными заданиями (карточки).

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите союзы, определите, какие они: сочинительные или подчинительные?

Успехи в з_логи_ пр_в_ли к тому что с_ст_м_тических груп_ стало недост_вать для клас_иф_кац_и ж_вотных. Поэтому уч_ные стали (в)в_дить в клас_иф_кац_ю новые груп_ы, напр_мер с_мейства об_ед_няющие роды и типы об_ед_няющие
клас_ы ж_вотных.
Виды выд_ляю_ся (не)только по внешним призн_кам но и по многим другим ч_ртам стр_ения а также по особ_нностям обр_за жизни распр_стр_нения.

(Из учебника «Животные», 7–8-й классы, § 7)

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите союзы, определите, какие они: сочинительные или подчинительные?

З_кон Паскаля п_зв_ляет об_яснить действ_е г_др_влич_ской маш_ны. Это маш_ны действ_е к_торых основ_но на з_конах дв_жения и р_вн_вес_я жидк_стей.
Осн_вной частью г_др_влич_ской маш_ны служат два ц_линдра разного д_ам_тра сн_бж_нные поршнями и с_ед_ненные тру_кой. Пр_странство под поршнями и тру_ку зап_лняют жи_костью. Высоты ст_лбов жи_кости в обоих ц_линдрах од_наковы пока на поршни (не)действуют силы.

(Из учебника «Физика», 7-й класс, § 47)

4. Беседа с классом о союзах с использованием двух иллюстрированных плакатов.

«Требуем запятую!»
но, а

«Мы опасные союзы!»
и, или, да

III. Объяснение нового материала

1. Работа с раздаточным материалом «Сочинительные союзы» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сочинительные союзы

Соединительные

И, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и

Противительные

А, но, да(но), зато, однако, же и др.

Разделительные

Или, либо, то..., то..., не то..., не то...

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

3. Работа с раздаточным наглядным материалом «Запятая между однородными членами предложения» (см. таблицу 2).

Таблица 2

Запятая между однородными членами предложения

Ставится

Не ставится

IV. Закрепление нового материала

1. Выполнение упражнений из учебника по группам:

а) 1-я группа – комментированное письмо;
б) 2-я группа – самостоятельная работа с последующей устной проверкой.

2. Творческая работа. Индивидуальные задания на карточках-картинках.

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, найдите союзы, определите их группу.

Люди пр_думали к_мп_ют_ры, чтобы быстро вып_лнять сложные расчеты. И не случайно (в)н_чале их н_зывали эл_ктронными выч_слительными маш_нами, или ЭВМ. Но к_мп_ют_ры могут р_шать не только м_т_м_тические з_дачи. Ч_л_век научил их упр_влять к_смич_скими к_раблями, различными маш_нами, м_х_низмами и даже целыми з_водами.

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, найдите союзы, определите их группу.

С_й(час) и дома к_мп_ют_ры ст_новя_ся (не)зам_нимыми п_мощниками. А сколько разных свед_ний хр_нят к_мп_ют_ры в св_ей пам_ти! Они вс_гда к вашим услугам и в любой м_мент мгн_венно дадут нужную спра_ку. Уч_ному и врачу, инж_неру и учит_лю, п_сат_лю и к_мп_зитору, к_нструктору и агр_ному – всем может помоч_ к_мп_ют_р.

3. Словарная работа.

Напишите как можно больше слов, связанных с компьютером.

(Компьютер, дисковод, принтер, монитор, клавиатура, системный блок, процессор, дисплей, программа.)

4. Творческая работа.

Сочинение-миниатюра «Компьютер в моей жизни» с использованием сочинительных союзов.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Шарады

Две ноты, союз,
Все вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора.

(До-ми-но.)

Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают вкусный плод
Южноамериканского растения.

(А-на-нас.)

Мой первый слог – на дереве.
Второй мой слог – союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь.

(Сук-но.)

Игра «Дружная семья»

Каждая буква начинает слово, принадлежащее к одной из 10 частей речи. Нужно записать это слово рядом с буквой, указав часть речи записанного слова. Например, ответы будут выглядеть так:

Л – ли – частица.
И – или – союз.
Т – триста – числительное.
Е – ехать – глагол.
Р – радостно – наречие.
А – а – союз.
Т – тот – местоимение.
У – у – предлог.
Р – розовый – прилагательное.
А – ах – междометие.