Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

НОВЫЙ ПОДХОД

Н.Р.  ДОБРУШИНА,
г. Москва


Что такое Национальный корпус русского языка

и зачем он нужен школьному учителю

Любой преподаватель русского языка, будь то школьный учитель или преподаватель вуза, постоянно испытывает дефицит заданий. На первый взгляд недостатка в сборниках упражнений по русскому языку нет – их полно. И тем не менее практически каждый раз, готовясь к школьному уроку или к занятию со студентами, я начинаю составлять очередное задание. Причин этому несколько.

Упражнений на орфографию и пунктуацию по типу «Вставьте пропущенные буквы» море, но таких, которые хочется использовать, совсем не много.

Прежде всего меня редко устраивает качество текстового материала, использованного в упражнениях. Я не люблю искусственных, составленных авторами учебника предложений – они скучны и неправдоподобны. С упражнениями, созданными на материале литературных произведений XIX века, как в большей части пособий, иметь дело, конечно, очень приятно. Ценность и качество этих текстов бесспорны, знакомство с ними всегда полезно. Однако проблемы существуют и в данном случае. Если считать, что наша главная цель состоит в том, чтобы человек писал грамотно не только на уроках, но и в повседневной жизни, то тексты, на которых он учится, должны хотя бы отчасти напоминать те, которые ему придется читать и создавать. Между тем задачи, предлагаемые детям на уроках, отличаются от тех, которые им приходится решать в дальнейшем. Об этом много говорилось в связи с образовательным рейтингом PISA, и для преподавания русского языка эта проблема не менее актуальна, чем для других школьных предметов.

Поэтому нередко мне хочется обратиться к таким текстам, которые были бы близки и актуальны для моих учеников; в частности, для журналистов, которых я учу в Высшей школе экономики, – это современная публицистика, для экономистов – та же публицистика, но на экономические темы. Понятно, что найти подобные упражнения гораздо труднее.

С другой стороны, часто бывает так, что хочется иметь упражнение по некоторой совершенно конкретной проблеме, а найти его в подручных учебниках не удается. Например, я не раз составляла задания на разные типы конструкций с союзом как; на разного рода «ложные» деепричастные обороты (начиная с..., исходя из и т.д.); на сочетание деепричастий или вводных слов с союзами. Составляла – то есть брала в руки какую-нибудь из приятных мне книг (например, Толстого, Чехова или Булгакова) и начинала искать. Составление таким путем упражнения из 10–15 предложений, как правило, занимает от часа, если конструкции частотные, до нескольких дней.

В Интернете некоторое время назад появился ресурс, который эту задачу решительно упрощает. Этот ресурс называется Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный, открытый для всех сайт, который начал действовать три года назад благодаря деятельности группы ученых-лингвистов из Института русского языка РАН, поддержанной компанией «Яндекс». Национальный корпус – это очень большое количество русских текстов (сейчас Национальный корпус русского языка содержит около 55 млн словоупотреблений), обработанных так, чтобы можно было осуществлять по этим текстам весьма изощренный поиск.

Например, вы можете попросить выдать вам все примеры употребления творительного падежа единственного числа, какие только есть в этих текстах, или получить все примеры страдательных причастий прошедшего времени в полной форме. Можно задать форму какого-то конкретного слова (скажем, все примеры прошедшего времени от глагола найти). Очень важно, что тексты, имеющиеся в корпусе, можно сортировать, – то есть вы имеете возможность получить примеры не из всех текстов, а только из тех, которые вас интересуют. Например, ограничить корпус тем или иным периодом времени (вплоть до конкретного года), определенным типом текстов – только нехудожественными текстами на тему спорта; ограничиться автобиографиями, проповедями либо рекламными текстами или просто выбрать одного или нескольких авторов. Конечно, не все из этих разновидностей текстов представлены в корпусе действительно в большом количестве. Однако наличие всех возможных жанров, стилей и тем – это принципиальная установка составителей корпуса, поэтому он постоянно пополняется и, можно надеяться, сумеет когда-нибудь удовлетворить даже самые изысканные потребности.

Для составления заданий по пунктуации особенно удобно, что можно задавать поиск разного рода конструкций. Например, сочетание двух слов (но если, что когда, и видимо, а во-вторых); можно искать конструкции со словами, которые находятся на дистанции друг от друга (и... и... и... или как... так и... и...). Можно при этом определить часть речи слов, входящих в эту конструкцию (ни глагол, ни глагол, ни глагол). Есть, конечно, и такие пунктуационные сюжеты, для которых трудно задать формальные критерии поиска. Например, сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом – не частый случай, вручную искать трудно, но и автоматически пока не получается. Правда, обещано, что со временем будет запущен и синтаксический поиск – тогда, вероятно, проблема решится и для этих случаев.

Конечно, доля ручного труда все равно велика. Во-первых, может быть довольно большим процент «шума» – то есть форм или конструкций, которые вам не нужны, но удовлетворяют условиям запроса. Во-вторых, все равно придется отбирать те примеры, которые устраивают вас с точки зрения стиля, содержания, длины и т.д. Но все-таки процесс составления упражнений ускоряется в разы, и можно позволить себе иметь ровно то задание, которого не хватает вам на завтрашнем уроке.

Какие еще возможности предоставляет Национальный корпус? Собственно говоря, с его помощью можно делать все, связанное с языком, на что хватит фантазии. Например, на материале корпуса легко составлять разного рода задания по лексике. Задав поиск на интересующее вас слово, вы получаете подборку в тысячи предложений. Приведем некоторые примеры.

Вот задание, составленное мной для студентов-журналистов (с тем же успехом оно может быть использовано и на уроках русского языка в школе) на употребление старославянизмов в современной речи; они же архаизмы.

Проанализируйте употребление слов врата и ворота в современной художестьвенной прозе и публицистике.

1. Поднимаясь к свету постепенно разгоравшихся паникадил, она вела к минуте, когда царские врата отворялись и недлинной чередой выходили священники. [Елена Чижова. Лавра // Звезда. 2002. № 7–9]

2. Во вратах города встречается ей Христос; и Он пронзен жалостью и состраданием, и обращается Он к ней со словами, которые как бы сразу уже говорят о том, что пришел конец горю. [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Воскрешение сына вдовы наинской (1977)]

3. И оглянется Господь, и даст Свое животворное слово, слово истины, слово жизни тем, которые не знали, тем, которые за оградой нашей, как Лазарь бедный у ворот богача, и они принесут плод, и прославят Бога, и то, что Он дал, воспримут не как должное, а как неожиданную радость... [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Предостережение (1972)]

4. Я оставил на твоей земле, моя родина, могилы предков и рассыпанные камни. Когда я услышал, что беда стоит у твоих врат, я представил себе такую страшную картину: враг лезет в мой дом на Покровской улице и по моим окнам бьет железом. [Андрей Вознесенский. На виртуальном ветру (1998)]

5. В сгущающихся сумерках пивная светилась, как храм, и врата ее были широко распахнуты. [Андрей Битов. Внук 29-го апреля (1995)]

6. Мираж исчезал бесследно, едва ты входил узкими вратами на территорию гостиницы, живущей по строго означенному воинскому регламенту, вывешенному в вестибюле. [Владимир Арро. Дом прибежища // Звезда. 2002. № 4]

Учебник МГУ для журналистов (Рахманова, Суздальцева. 2003. С. 148–150) перечисляет несколько функций архаизмов. Номинативная функция (для обозначения объектов, для которых нет другого термина); первый пример в нашей подборке иллюстрирует этот случай (царские врата в церкви). Придание торжественного, патетического звучания – этот случай едва ли удастся полноценно проиллюстрировать современной публицистикой, однако нетрудно найти подходящий пример, если ограничить корпус религиозной тематикой (пример 2). Предложите объяснить, почему во 2-м примере использовано слово врата, а в 3-м – ворота, при том что автор один и смысл почти одинаковый. Пример 5 отлично показывает, для чего нужна патетика в современном тексте. Один ученик, анализируя пример 5, скажет вам, что врата служат для торжественности, а другой увидит еще и иронию, которая создается контрастом между вратами храма и пивной. Ироническое употребление архаизмов, кстати, самое характерное для публицистики, что хорошо видно на материале корпуса. Пример 6 открывает возможности для наиболее эрудированных поговорить о контрасте между миражом и гостиницей, живущей по строго означенному воинскому регламенту, причем переход из одного в другое осуществляется с помощью узких врат, которые напоминают о вратах ада.

Нет такой темы по лексике, к которой нельзя было бы сделать задание по корпусу в течение получаса, – были бы идеи...

Вот весьма непростое задание на синонимы, а в данном случае и на паронимы. Его можно предложить в качестве домашней творческой работы. Впрочем, если у ученика есть возможность пользоваться Интернетом, то подборку давать не обязательно – подбор примеров с помощью корпуса может быть частью домашней деятельности.

На основании следующих примеров определите, чем различаются синонимы романтичный (1–4) и романтический (1а–5а).

1. Кроме того, чилийская публика осталась очень недовольна и разочарована выступлением Наталии, которая исполнила свою новую романтичную поп-песню в стиле кондобре. [Наталия Орейро сдает позиции // Известия. 14.03.2002]

2. Романтичная музыка, падают снежинки, серебрясь в лучах света на фоне черного неба, новогоднее, волшебное настроение. [Антиперспирант // Рекламный мир. 25.12.2001]

3. Прошлое всегда кажется романтичным. Тихий, уютный уголок, где в прохладной тени куста сирени, как в старые добрые времена, можно присесть и помечтать, попить чайку, забыв о проблемах насущных. [Валерия Иршенкова. Старые добрые времена // Сад своими руками. 15.01.2003]

4. Наверное, они тихо готовятся к новой, красивой и романтичной революции, которая свершится не на баррикадах, а в виртуальном пространстве. [Александр Латкин. За вашу и нашу отсталость // Известия. 05.07.2005]

1а. Несомненно, в первую очередь это праздник наших отцов и дедов, праздник их революционной юности, романтического порыва преобразовать мир, сделать его прекрасным для каждого живущего на земле. [Я.Силин. Дорогие екатеринбуржцы! // Вечерний Екатеринбург. 06.11.2004]

2а. Он прославился образом романтического негодяя в годаровском «На последнем дыхании». [Юрий Венецианов. Трудные маршруты баловня. Жан-Поль Бельмондо выписался из госпиталя, но о его возвращении в кино говорить пока рано // Известия. 23.08.2001]

3а. Оно одолеваемо благими намерениями, романтическими чувствами, бескорыстными порывами и т.д. [Юрий Богомолов. Скромное обаяние терроризма // Известия. 15.11.2002]

4а. Симфонические «Прелюды» Листа – шедевр романтической программной музыки – были исполнены легко, изящно, аккуратно. [Черная месса Кента Нагано // Российская музыкальная газета. 12.02.2003]

5а. Как бы то ни было, 3 июня стало возрождением романтического футбола, которым сборная Бразилии радует болельщиков всего мира уже четыре матча подряд. [Алексей Демин. Беззащитные. Сборная Бразилии выходит в четвертьфинал // Известия. 17.06.2002]

Значительно сложнее составлять упражнения по грамматике. Сложнее, но и нужнее, поскольку лексика и без привлечения корпуса ближе и понятнее.

Чтобы сделать живым преподавание морфологии или синтаксиса, стоит попытаться показать, что грамматика – не набор мертвых правил, изобретенных профессорами филологии, а факт жизни языка. Мы преподаем русский язык с позиции нормы; основной вопрос, решаемый на уроках русского языка, – это вопрос о том, как правильно. Между тем изучение нормы – далеко не вся правда о языке, да и интереса предписывающее преподавание вызывает куда меньше, чем такое, которое оставляет хотя бы некоторые вопросы открытыми. Как трудно бывает объяснять уже взрослым людям, чем занимается наука лингвистика, если все десять школьных лет их учили «правилам». Если мы хотя бы иногда будем показывать нашим ученикам, что язык – это живой, изменчивый и весьма непослушный организм, интереса к урокам будет значительно больше.

Этой цели хорошо служат подборки примеров на вариативность некоторых грамматических явлений. Так, некоторые слова в современной речи могут употребляться и как одушевленные, и как неодушевленные, причем возникают интересные семантические эффекты. Подборка примеров на употребление слова персонаж в винительном падеже позволяет обсудить, какое значение может вкладываться в грамматическую одушевленность.

Проанализируйте употребление слова персонаж с точки зрения его одушевленности.

1. Как вышло, что обычная безработная («вот стою я перед вами, простая английская леди...») взяла и сконструировала персонаж и сюжет, которые в одночасье свели мир с ума? [Юрий Гладильщиков. Мы обречены ломать копья вокруг кока-колы // Известия. 19.04.2002]

2. Не хотелось бы спутать персонаж с его исполнителем, а образ – с прообразом. [Юрий Богомолов. Человек-подарок. Телепередача nongrata // Известия. 08.01.2002]

3. Пнин испытывает неприязнь к N и отвергает его, потому что N – «ужасный выдумщик», выдумавший персонаж, который воспринимается Пниным как «не-Пнин». [Геннадий Барабтарло. Разрешенный диссонанс // Звезда. 2003. № 4]

4. Остается только воскликнуть, перефразируя известного литературного персонажа: «Удивительно, с таким счастьем – и без медалей». [Алексей Демин. Великая комбинаторика. Восемнадцать сравнительно честных способов отъема хоккейного чемпионского титула // Известия. 10.09.2002]

5. С героем, а чаще с героиней случается нечто, или они проявляют некое качество, после которого писатель уже не смеет обидеть персонажа, так как это поссорит его с читательской аудиторией. [Ольга Славникова. Ландшафты хеппи-энда // Октябрь. 2001. № 10]

6. Там я играю весьма противоречивого персонажа по имени Феликс, который наставляет на нужный путь девушку, прибывшую из рабочего поселка. [Дмитрий Харатьян. Герой среднего возраста // Известия. 20.01.2003]

7. Расстояние, с которого актеры смотрят на своих персонажей, слишком коротко, чтобы говорить об отстраненности, но слишком велико, чтобы забыться. [Виктория Арутюнова. Премьера в Театре Гоголя // Коммерсантъ-Daily. 06.01.1996]

В первых трех примерах персонаж употребляется как неодушевленное слово; предложите сравнить эти контексты с остальными четырьмя. Нетрудно заметить (но совсем не просто для ученика), что в первых примерах персонаж является объектом разных манипуляций, которые обычно производятся над предметами: его конструируют, выдумывают. В остальных примерах персонаж является субъектом действий, которые едва ли могут быть приписаны предмету: он восклицает, наставляет, его можно обидеть. Конечно, реальный корпус примеров на употребление этого слова дает более сложную картину. Для того чтобы задачу можно было решить в течение 15–20 минут, были отобраны наиболее прозрачные примеры.

Корпус несложно использовать для занятий грамматической семантикой. Приведем один пример – обсуждение значений местоимения мы. При создании и анализе текстов публицистического типа очень полезно различать употребление мы в инклюзивном значении и в эксклюзивном, то есть, с одной стороны, такое мы, которое включает не только говорящего и третье лицо, но и слушающего, и с другой стороны – такое мы, которое слушающего не включает.

Проанализируйте значение местоимения мы.

1. Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: Боже, милостив буди мне, грешному! – и что Бог поверит нам в этих словах. [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее (1976)]

2. «Чаще всего нас спрашивают, из-за чего мы последний раз ссорились, как часто мы деремся и есть ли серьезные поводы для развала «Linkin Park». [«Linkin Park» подсели на Бритни Спирс // Твой курс (приложение к «Аргументам и фактам»). 10.11.2004]

3. – Здравствуй, – говорит он. – Куда мы сегодня? [Григорий Горин. Воскресные прогулки (1974–1984)]

4. Поэтому для вторых показов мы выбираем то, что более или менее ориентировано на зрителя, но не «подныривает» под него. [Анна Ковалева. Анатолий Максимов: «Продюсер – как угонщик: должен работать хорошо и очень быстро» // Известия. 09.11.2001]

5. Это наша великая история, из которой мы черпаем мудрость. [Ю.П. Трутнев, Н.А. Девяткин. Уважаемые жители Прикамья! // Нефтяник (Пермь). 01.06.2003]

6. Похоже, мы не выдержали испытания телевидением. [Владимир Березин. Испытание телевидением // Вечерняя Москва. 14.03.2002]

7. Для большинства из нас оно стало наркотиком. [Владимир Березин. Испытание телевидением // Вечерняя Москва. 14.03.2002]

8. Как-то в конце мая мы с моим другом Сашкой, обходя окрестности родной деревни, наткнулись на маленький бочажок, отрезанный от основного русла реки. [И жаркое, и уха // Российская охотничья газета. 15.12.2004]

9. И мы решили, что, назвав нашу операцию на Кавказе «борьбой с международным терроризмом», обеспечим себе безусловную поддержку Запада в той самой чеченской войне, которую Запад прежде так осуждал. [Александр Минкин. Невинная жертва // Московский комсомолец. 15.01.2003]

10. Полгода мы настаивали, что Чечня – наше внутреннее дело; не суйтесь. [Александр Минкин. Невинная жертва // Московский комсомолец. 15.01.2003]

11. Теперь у нас там международный терроризм. [Александр Минкин. Невинная жертва // Московский комсомолец. 15.01.2003]

Примерами мы инклюзивного служат контексты 1, 3, 5, 6, 7. Эти контексты стоит обсудить с точки зрения их риторической составляющей: употребляя мы, говорящий создает видимость того, что у него, автора, есть с читателем общее пространство, что они, в сущности, стоят на одних позициях и вообще единомышленники. А это, конечно, сильный прием убеждения. Отдельный любопытный сюжет представляют примеры 9, 10, 11. Это мы, не включающее говорящего. Предложите ученикам подставить на место мы местоимение вы, а затем они и обсудите, как изменится воздействие на читателя.

Фонетику трудно проиллюстрировать примерами из корпуса. Вот задание, которое имеет отношение не столько к фонетике, сколько к ее понятиям. С ним легко справятся не только старшеклассники, но и школьники средних классов.

Ниже даны различные контексты употребления слова буква. Выпишите номера тех, в которых употребление этого слова неправильно с научной точки зрения.

1. «Новогодние приключения Маши и Вити»: Очкарик-знайка из журнала «Техника – молодежи» и конопатая, картавящая на все буквы девочка Золотое Сердце. [Побеждая Дуремара. Гарри Поттер, Буратино, Алиса, Маша и Витя в борьбе со взрослыми // Известия. 17.03.2002]

2. Витя, забыл я сказать, очень выразительно и кругло окал, хотя на Вологодчине окают далеко не все, а вот букву р не выговаривают во многих местах Вологодчины; в районах ближе к архангельским местные жители сильно цокают. [Виктор Астафьев. Затеси // Новый мир. 2000. № 2]

3. Над Везувием росло багровое дымное облако в форме буквы Т. [Юрий Анненков. Дневник моих встреч (1966)]

4. С обязательным ударением на букву и. [Валерий Писигин. Письма с Чукотки // Октябрь. 2001. № 1]

5. Язык народов Крайнего Севера, и особенно язык чукчей, несмотря на обилие твердых знаков, жесткое соседство гласных, включая букву ы, с глухими и шипящими согласными, тих и мягок. [Валерий Писигин. Письма с Чукотки // Октябрь. 2001. № 1]

6. Конечно же, с большой буквы. [Валерий Писигин. Письма с Чукотки // Октябрь. 2001. № 1]

7. Бoву в действительности звали Борей, но его все стали называть Бовой с легкой руки Вовы, который не умел произнести не только буквы р и л, но еще и говорил вместо р–в, вместо л– тоже в, а иногда и вообще пропускал эту букву или заменял ее чем-нибудь подсобным. [Самуил Алешин. Встречи на грешной земле (2001)]

8. Названия – первого «Алексей Рыков», а второго «Лев Троцкий» – были написаны на бортах, на всех спасательных кругах и по букве на ведерках, расположенных вдоль бортов. [Самуил Алешин. Встречи на грешной земле (2001)]

9. На том карандашном варианте, который я им показал, в одном слове над буквой о стояло нечто вроде двух точек. [Самуил Алешин. Встречи на грешной земле (2001)]

10. Вскоре он действительно стал впадать в бред и произносить какие-то непонятные слова или, вернее, сочетания букв. [Юрий Анненков. Дневник моих встреч (1966)]

Можно было бы привести еще десятки заданий; все они были составлены, что называется, «к случаю», без претензии на окончательность. Работа с корпусом позволяет заменить неудачный пример или добавить недостающий за считаные минуты. Еще лучше, конечно, если есть возможность не давать готовые подборки, а посадить детей за Интернет прямо на уроке и устроить своего рода лабораторное занятие по русскому языку. А что было в школе приятнее лабораторных работ на уроке физики или химии... Получить небольшой результат в условиях, приближенных к реальным, – тем, в которых работают сегодня многие лингвисты.

 

Рейтинг@Mail.ru