Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2006

Я ИДУ НА УРОК

С.М. ВОВК,
п. Софрино,
Московская обл.


Междометие как особая часть речи

Правописание междометий

7-й класс

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Словарный диктант по домашнему заданию.

Так же хорошо, как позавчера; иметь в виду; быть в виду города; в течение получаса; насчет работы; на счет в банке; тоже хочу посмотреть; осмотрел то же место; рассердившись поначалу; догадался по началу фильма; вовремя заметил; во время царей и императоров.

2. Распределительный диктант. Распределите слова соответственно частям речи. В распределении каких слов у вас возникли трудности?

Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, пренеприятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, ветошь, слева, насухо.

Существительные: ключом, палач, ветошь.
Прилагательные: горяч, пренеприятный.
Глаголы: режь, утешься, съел.
Наречие: втроем, невтерпеж, сплошь, слева, насухо.
Частицы – не, бы.

Ух – ? Ой – ?

3. Объяснение нового материала.

Слова, которые остались нераспределенными, – междометия. Это особая часть речи. Как вы думаете, почему ее называют особенной? (Не изменяется, не является ни служебной, ни самостоятельной, не обладает никакими грамматическими категориями.) Можете ли вы определить: для чего же нужны эти слова? (Выражают, но не называют чувства.)

4. Игра «Угадай». Каждый по цепочке выражает какое-либо чувство междометием, а его сосед по парте должен угадать это чувство.

5. Поищем междометия (запишем междометия).

1. Угадайте: откуда взяты эти строки? Какие в них есть междометия?

Убийцу с палачами
Избрали мы в цари.
О ужас! О позор!

(«Борис Годунов» А.С. Пушкина.)

2. Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола? (Айболит.)

3. Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае – это существительное, во втором – междометие. (Крышка!)

4. Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего – в театре). (Браво!)

5. Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп!)

6. Крик победителя. (Ура!)

7. Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис.) Как напишете? (Через дефис, как и все слова с повторяющимися основами.)

8. Добавьте междометие во 2-ю строку.

Вы умы,
А мы – (увы!)

(Или наоборот:

Мы – умы,
А вы – ?)

9. Найдите междометие и глагол, образованный от междометия:

С утра сидит на озере любитель-рыболов
Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов.
Как песня начинается – вся рыба расплывается...
Тра-ля-ля-ля-ля-ля! Такая вот беда!

10. Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук-тук.)

6. О синтаксической роли междометий. (См. учебник.)

7. Выполняем упражнение из учебника. Найдите и определите синтаксическую роль междометий в предложениях.

8. Закрепление. Запись под диктовку. (Повторите правила оформления прямой речи, знаков препинания при обращении и вводных словах.) Междометия, если они выступают в роли другой (самостоятельной) части речи, подчеркните как член предложения.

Как-то Ох и Ах заблудились в трех соснах.
И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело плохо».
И сказало слово Ах: «Ах, как страшно в трех соснах».
Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей!
С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!».
И сказало Ох: «Хо-хо! В самом деле, как легко!».
И сказало Ах: «Ха-ха! И не страшно!
Ха-ха-ха!».

9. Викторина «Страшный разговор». Послушайте текст. Сможете ли вы угадать, о каких междометиях идет речь?

Однажды ночью в стране Морфологии, когда все самостоятельные и служебные части речи отдыхали после трудового дня, в одной темной-претемной комнате собрались странные слова. Так как было очень темно, части речи нельзя было различить, но разговор их мы услышали. Сможете ли вы назвать говорящих?

Вот их диалог.

– Представляете, сегодня я узнала, что среди самостоятельных у меня есть близнец! Обозначает напиток! Это существительное люди употребляют ежедневно и не единожды, а обо мне вспоминают редко-редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно!
– Ба! Какая несправедливость, но это еще что! Вот я! Представляете? Оказывается, если меня написать два раза подряд и без дефиса, я стану женщиной! Какое несчастье! И не надо там хихикать!
– Почему же не надо? Я имею на это законное право!
– Откуда у вас это право?
– От Всевышнего! Кстати, он когда-то со мной не расставался, а вот теперь приходится скучать в вашей компании.
– Правильно, не надо было хорохориться!
– Кто это сказал?
– Цыц! Я, между прочим, среди вас самый важный!

– Это почему же?
– Это потому, что я есть даже в орфографическом правиле!
– Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения.
– Ну что вы так разгорячились? Самое нужное и важное слово – это я. Во-первых, я – иностранец, во-вторых, во мне две л, а в-третьих, люди произносят меня чаще, чем всех вас, вместе взятых, потому что все теперь продвинутые, у всех есть дома телефон...
– Минуточку! Телефон и сломаться может... А вот нас люди всегда произносят, когда встречаются и прощаются, потому что люди нынче воспитанные.
– Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня – рогатого, с копытами – по сто раз на день вспоминают, а вы про них – вос-пи-тан-ные!
– А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит?
– Тебе лучше меня не трогать!
– Это почему же? Кто ты такой? Особенный, что ли?
– Нет, я такой же, как вы. Но стоит мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны.
– Да ну! Не может быть!
– Как не может. Смотри! – и он произнес...

(В комнате находились междометия: Чай! Ба! Ха-ха! Боже! Цып-цып! Алло! Здравствуйте! До свидания! Черт! Караул!)

10. Орфоэпическая минутка. Упражняемся в произношении скороговорки.

Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало, О окало
Не по тропе, а около.

Подсчитайте, сколько слов, заканчивающихся на о, в этой скороговорке и сколько слов с окончанием ?

11. Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Междометия подчеркните.

Старший брат с_стру баюкал:
– Баюшки(баю)!
Подарю тебе я мяч_к
Будеш_ за судью.
Ну (не)хочеш_ мяч_, так кукол
Много пр_несу.
Ой, чего же ты все плач_шь?
Баюшки(баю)!
Ах, (не)плач_, не будь упрямой,
Спать пора давно...
Ты пойми: я папу с мамой
Отпустил в кино.

12. Домашнее задание:

– на «3» – выполнение упражнения из учебника (спишите, расставьте пропущенные запятые и дефисы);
– на «4» – напишите о происхождении 5 междометий сказку, эссе или сочините загадки;
– на «5» – составьте текст по теме «Междометие как особая часть речи» (не менее 20 пунктов).

Домашние задания можно будет использовать на следующих занятиях или для внеклассной работы (викторин, олимпиад, занятий филологического кружка).

 

Рейтинг@Mail.ru