Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №16/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это пособие очень пригодится учителю как подсказка, поскольку содержит выполненные задания по каждому тексту. Некоторые различные и отработанные тексты можно показать ученикам как образец правильного выполнения задания. Но постоянно пользоваться этим пособием стоит только в случае самостоятельной подготовки к изложению, чтобы проверить, правильно ли учащийся действовал, размечая тот или иной текст в сборнике изложений.

Л.А. МАРТЫНОВА,
канд. филол. наук,
г. Москва


Методика подготовки к экзаменационному изложению в 9-м классе

В течение года в период подготовки учеников 9-го класса к письменному экзамену по русскому языку – изложению перед учителем возникает ряд проблем.

Во-первых, не отработана методика работы с текстами большого объема, разных жанров и стилей, какие даются в сборниках. Учитель испытывает затруднения в организации тренировочных и обучающих уроков для написания изложения.

Во-вторых, невозможно найти время для подготовки к экзамену в полном объеме, т.к. в программе по русскому языку для 9-го класса не предусмотрено специальных часов для такой работы.

В-третьих, о работе над синтаксисом и пунктуацией текстов приходится просто забыть, т.к. минимально выкроенное время урока посвящается знакомству с содержанием текста и его пересказу.

Письменный экзамен по русскому языку призван проверить знания учащихся за курс средней школы: практическую грамотность, умение воспроизводить исходный текст и работать над самостоятельным письменным высказыванием.

Подготовкой к нему стоит заниматься в течение всего года, комплексно работая с текстами экзаменационных изложений.

Заводим специальную тетрадь для лексической, орфографической и синтаксической работы. Кроме того, будем в сборнике изложений работать карандашом. Порекомендуйте также приобрести пособие «Подготовка к экзаменационному изложению в 9-м классе», в котором приводится методика работы над каждым из 73 экзаменационных текстов. Подробно об этой методике и пойдет речь ниже.

Можно работать с каждым текстом последовательно, начиная с первого, можно выбирать тексты произвольно из начала, середины и конца сборника, рассчитав, какое максимальное количество текстов вы в состоянии проработать за год. На уроке ученик излагает не весь текст, но какую-либо его часть. Затем читаются вслух 2–3 работы, отмечаются ошибки. Также эта работа может быть дана не всему классу, но выборочно в виде индивидуального задания на 15–20 минут.

На уроках подготовки к изложению нужно раскрыть приемы запоминания, обращаясь к образной, эмоциональной, логической и зрительной памяти учащегося.

Одним из приемов, облегчающих восприятие и запоминание текста, является деление его на микротемы.

Микротемы – это минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт подробного плана текста. Облегчает работу над изложением и выделение лексических опор.

Лексические опоры – это слова и сочетания слов в пределах одной микротемы, создающие образную или смысловую опору каждого отрывка. Научившись видеть их в тексте, ученик сможет выделять лексические опоры на слух, что, безусловно, поможет ему на экзамене при прослушивании текста.

Ваши ученики должны постоянно самостоятельно делить текст на микротемы, озаглавливать их и находить лексические опоры. Подобный вид работы вы можете задать на дом, затем проверить полностью или частично, на уроке можно посвятить 5–10 минут работе над микротемами. Можно дать задание изложить письменно одну-две микротемы отрабатываемого текста всему классу или отдельным учащимся. Работа над микротемами может быть не только письменной, но и устной.

ПРИМЕР

Покажем ученикам размеченный текст по пособию: Л.А. Мартынова. Подготовка к экзаменационному изложению в 9-м классе. М.: Айрис-Пресс, 2005 (отрывок текста 4).

Раннее пробуждение
Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
Рудый Яр возле лесного озера
На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.
Дорога к Рудому Яру запомнилась на всю жизнь
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост заросшей речкой – вверх, в корабельный бор.
Посещение Рудого Яра воплотится в музыку
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.

Ученик ощущает, насколько размеченный текст понятнее и легче для запомианния: уже при первом самостоятельном чтении при такой подаче материала за содержание «цепляется» не только глаз, но и сознание. Очень продуктивным может быть повторение или устный пересказ любого текста по заглавиям микротем.

Выделяя в напечатанном или звучащем тексте микротемы и находя в них лексические опоры, ребенок учится рациональной работе с текстом любого содержания для пересказа, написания контекста или записи лекции.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ

Рассмотрим еще один аспект работы с текстом изложения.

Качество устного или письменного пересказа текста, по нашим наблюдениям, на 90% связано с тем, имеет ли ученик представление о предмете, событии или личности, о которых идет речь в данном тексте. Исторические и литературные комментарии к каждому тексту (их вы также можете найти в упоминаемой выше книге) способствуют расширению кругозора и повышению культурного уровня учащихся, помогают справиться с сочинением-миниатюрой. Мы рекомендуем знакомить с этими комментариями учащихся сразу после прочтения текста изложения, делая необходимые записи в тетради для подготовки к экзамену.

ПРИМЕР

Исторический комментарий к тексту 9

Рерих Николай Константинович (1874–1947) – русский живописец и театральный художник. археолог, писатель, инициатор движения в защиту памятников культуры.
Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – русский живописец. Писал поэтические религиозные образы, портреты.
Кижи – остров на Онежском озере, где сохранился комплекс деревянных сооружений Кижского погоста. С XIV века через озеро шел путь от Новгорода к Беломорью. Расположенные на многочисленных островах деревни объединялись в административный центр Спасским Кижским погостом (в XVI веке включалось более 100 деревень).
В середине XVII века вокруг погоста была возведена бревенчатая стена со сторожевыми башнями для защиты от шведских и польско-литовских вторжений.
Комплекс включает 22-главую Преображенскую церковь XVII века с четырехъярусным иконостасом XVIII века, 9-главую Покровскую церковь XVII века и шатровую колокольню XIX века (1874).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ

При подготовке к изложению особое внимание нужно обратить на лексические комментарии. Они не только знакомят ученика с новым словом или понятием, пополняя его лексический запас, но также облегчают процесс дальнейшего восприятия и запоминания текста.

Прокомментировать незнакомые слова стоит уже в процессе чтения текста. Потом рекомендуем записать наиболее сложные с лексической точки зрения слова в рабочую тетрадь, выделив в ней специальный раздел «Лексика», нумеруя при этом лексические блоки в зависимости от номера текста, над которым ведется работа.

ПРИМЕР

Лексический комментарий к тексту 13

1. Храм Покрова-на-Нерли – Нерль – река.
2. Фата – легкое женское покрывало на голову из кисеи, шелка, кружев.
3. Опахало – приспособление, которым обмахиваются, желая создать прохладу.
4. Рельефы – выпуклые изображения на плоскости.
5. Духмяные травы – душистые.

РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЕЙ И ПУНКТУАЦИЕЙ

В особый блок подготовки к экзамену я выделяю работу над орфографией и пунктуацией текстов.

При работе с каждым конкретным текстом выбираем наиболее сложные для написания слова и группируем их.

Пример из текста 14

  • Правописание окончаний

черта личности
в очереди за керосином
в ее жизни
окружавшая обстановка
сказала обыкновеннейшим голосом
густого

– Запишите слова под диктовку, определите часть речи, выделите окончание и объясните орфограмму.
– Расскажите о написании окончаний в существительных.

  • Слитное, дефисное, раздельное написание

какой-нибудь
какого-то
как-то
почему-то
монументально-важная
в пору
лютого голода
недосягаемо-сытный
забуду ли
вслед
за мною
говорят «до свидания»
сверхвитаминная

– Запишите слова под диктовку, определите часть речи и объясните написание.

Как видите, к каждой группе слов предлагается ряд заданий, структура которых такова, что учит школьника проверять, отрабатывать и запоминать правописание слов с данной орфограммой. Учитель может дать орфографические задания выборочно или последовательно, для всего класса или индивидуально по заранее приготовленной карточке. Вся работа делается письменно с необходимыми объяснениями и графическими обозначениями.

Работа над орфографией может проходить в виде словарных диктантов, орфографических пятиминуток, самостоятельных работ-миниатюр. Таким образом достигается повторение и закрепление орфографических навыков и знаний, а также происходит возвращение к определенным смысловым элементам текста.

РАБОТА НАД СИНТАКСИСОМ

Особое место при подготовке к экзаменационному изложению необходимо уделить работе над синтаксисом. Мы предлагаем углубленное повторение всего школьного курса синтаксиса на базе конкретных текстов.

В нашем пособии после каждого текста вначале отобран материал, относящийся в синтаксису простого предложения (обособленные определения и обстоятельства; однородные и неоднородные определения, обстоятельства и т.д.), затем материал, относящийся к синтаксису сложного предложения (предложения с несколькими придаточными, бессоюзная сложная связь т.д.). Таким образом повторяется синтаксический материал 7-, 8-го и 9-го классов.

Как правило, все предложения блока записываются под диктовку, потом выполняется комплекс заданий, подобранных к каждому блоку (например, подчеркивание основ, составление схем). Так идут работа над структурой предложения и повторение теории синтаксиса сложного предложения, которая изучается именно в 9-м классе. Сложное предложение в принципе можно частично изучать на материале текстов изложений с опорой на предложенное пособие, а не только на материале базовых учебников.

Пример из текста 15

  • Бессоюзные предложения

А. Держался Ландау очень скромно, всегда готов был выручить товарища: решить контрольную, подсказать на экзамене.
Б. И вдруг студенты поняли: Ландау прав.

– Запишите предложения под диктовку, подчеркните основы предложений и объясните знаки препинания.
– Расскажите о постановке тире и двоеточий в бессоюзных сложных предложениях.

  • Сложные предложения с различными видами связи

Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит значительно старше.

– Запишите предложение под диктовку и объясните постановку знаков препинания.

  • Прямая речь

А. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
– Поздравляю, молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.

Б. Лев смутился. От неловкости он не знал, куда деваться.
– Прочитайте и запишите предложения по памяти, сохраняя деепричастный оборот и передавая реплики говорящего в предложении с прямой речью.

  • «Все знаки»

А. Пришел учиться – учись, не хочешь – уходи.

Б. В год поступления Ландау в университет на первый курс физико-математического отделения было принято восемнадцать студентов, в следующем году – на шесть человек больше.
В. Возможно, в этом одна из причин уважительного отношения к Ландау его однокашников.

– Запишите предложения под диктовку и объясните знаки препинания.

СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА

Обращаем особое внимание на подготовку к сочинению-миниатюре.

После каждого текста изложения дано задание, включающее два варианта. Первый вариант включает три пункта:

1. Озаглавить текст.
2. Письменно подробно пересказать текст.
3. Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос, предложенный по содержанию текста или проблеме, поднятой в нем.

Детей обычно привлекает второй вариант – краткий пересказ текста изложения. Но в таком случае сочинение должно занимать 3–4 страницы; дети испытывают растерянность и значительные затруднения.

Если же в течение года над изложениями ведется постоянная работа, то выполнение первого варианта – подробный пересказ текста – не будет для девятиклассников трудным.

Зачастую девятикласснику нелегко озаглавить текст – и он выполняет задание формально. В нашем пособии к каждому тексту дается несколько вариантов заглавий.

Примеры к тексту 14

Воспоминания об Ахматовой
Величавость и щедрость
Щедрое бескорыстие
Штрихи к портрету
Чуковский вспоминает

Работа над заглавием – один из способов обратить внимание ребенка на исходный текст, обсудить его главную мысль, основные идеи. Можно обсудить, почему к конкретному тексту подобраны именно эти заглавия, какую содержательную сторону текста отражает каждое из них, какое больше подходит и почему; подобрать заглавия самостоятельно, сравнить их с предложенными в пособии.

Для обучения девятиклассников написанию сочинения-миниатюры советуем воспользоваться вопросно-тезисными планами, предложенными к каждому сочинению. Поэтапная работа от тезиса к тезису, от вопроса к вопросу научит детей отбирать необходимый материал, выстраивать доказательства, следовать логике изложения и структурировать свой текст.

Научим школьников видеть в каждом пункте опросно-тезисного плана ключевые слова. Обратим их внимание на то, что именно в исходном тексте изложения нужно найти аргументацию или контраргументацию для своего сочинения, при этом не пересказывая текст. На этом этапе работы над сочинением-миниатюрой учим детей рассуждать, обращаясь к личному опыту.

По каждому пункту предложенного плана можно написать 2–3 предложения, затем прочитать их и спросить себя, есть ли в них ответ на поставленный микровопрос, затем сделать необходимые поправки, затем посмотреть на связь между получившимися частями.

Систематическая работа по подготовке к экзаменационному изложению с элементами сочинения, предложенная нами, способствует не только всесторонней подготовке девятиклассников к письменному федеральному экзамену по русскому языку, но также повторению и более глубокому усвоению программы по орфографии и пунктуации за курсы 7-, 8-го и 9-го классов.

Комплексный подход, примененный в нашем пособии «Подготовка к экзаменационному изложению в 9-м классе. Практические рекомендации», может быть использован в работе над любым типом изложения начиная с 7-го класса, причем в этом случае обучающим материалом могут быть экзаменационные тексты 9-го класса.