Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №17/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

И.И. РЯШЕНЦОВА,
пос. Балтийский,
Ставропольский край


«Слова, слова, слова...»

Занимательность как средство формирования умений и навыков

5-6-е классы

Уроки будут более эффективными, если ученики сами попытаются сделать открытия в русском языке. При этом не стоит забывать об особенностях восприятия пяти-, шестиклассников, предпочитающих образную форму познавательной задачи, а также об их интересе к словесным играм.

Игра «Я задумал слово...»

«Представьте себе, что все слова русского языка принесли в громадную комнату, скинули в бесформенную непонятную груду и ушли. Прошло время, пришли другие люди, увидели эту большую непонятную груду и сказали: “Надо разобрать, навести порядок, но как это сделать? Почистить, отряхнуть пыль сумеет каждый, а как расставить, чтобы все слова оказались на своем месте?”.
Нужны люди умелые, знающие грамматику. И мы можем стать такими людьми. Мы с вами не такие уж беспомощные. Кое-что о частях речи мы уже знаем...»

Дети увлекаются задачей, хотят найти решение, вспоминают, что им известно. После этапа повторения учитель предлагает поиграть в игру «Я задумал слово...». Ведущий задумывает слово, а играющие должны отгадать, слово какой части речи задумано, причем ведущий может отвечать только да и нет.

Умение правильно формулировать задачу – основа любой деятельности, необходимое условие развития логического мышления, и дети, в сущности, идут тем же путем, каким идет любой ученый-исследователь.

После того как ученики пришли к выводу о необходимости правильно задавать вопросы, учитель предлагает составить таблицу. Важно, чтобы учитель не просто предложил готовую таблицу, а организовал работу таким образом, чтобы она была для ребят максимально самостоятельной, творческой. С этой целью учитель оформляет на доске только левую часть таблицы (перечень частей речи) и заголовок правой части. Все остальное заполняется детьми в ходе диалога учителя с классом.

Метаграммы

Метаграмма (от греч. meta – «через», «сквозь» и gramma – «письменный знак») – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он – тон – стон, заменяться другой: зайка – байка – гайка – лайка – майка – пайка – сайка – чайка – шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок – прок – срок – урок – курок – зарок – жирок – морок – порок – сурок – широк – огарок – окурок – окорок – подарок и т.д. Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о – он – сон – слон – салон – заслон...

С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва.

Ответ: кот – лот – лов – лев.

Как превратить маму в лалу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как на коня надеть узду? Как миг превратить в год?

Шарады

Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.

Например:

Первый слог – лоб.
Второй – сто лет.
Целое – разумное существо.

Ответ: чело-век.

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:

Едва приметный червь, но для мехов опасный,
Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный –
Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей.

Ответ: Моль-ер.

Приведу примеры шарад, которые можно предложить на уроке.

  • Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.

  • Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.

  • Начало в церкви раздается,
    Кусает больно нас второе,
    А вместе это обернется
    Народной русскою игрою.

  • Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.

Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.

Но самое интересное – составление шарад.

Для этого заранее предлагается команде учеников найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. На уроке команды коллективно сочиняют шарады. Как это делается? Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: «Первое – местоимение, второе – прохлада, целое – дерево». А можно представить шараду так: «Местоимение (первое) наслаждается (вторым) прохладой под (целым) деревом».

Еще пример – слово шар-а-да: «первое – круглый предмет, второе – союз, третье – утверждение, целое – игра». А можно сказать так: «Взяв в руки круглый предмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть».

Слово по-беда можно загадать в такой шараде: «К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого».

Затем команды сочиняют шарады и по очереди загадывают их соперникам. На отгадывание – 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов.

Приведу несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.

Палиндромы

Палиндромы (от греч. palin – «назад», dromeo – «бегу») – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево): боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.

Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор – ропот, нос – сон, ворон – норов, колесо – оселок, огород – дорого и другие.

Омонимы и многозначные слова

Каждый участник должен заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего – угадать это слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? что с ним делают? это – одушевленное существительное? – и т.д.

А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой.

К примеру, задумано слово банка, которое имеет такие значения: «цилиндрический сосуд», «медицинский прибор для лечения кашля»; «подводная отмель».

Где предмет находится? Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из нее содержимое...

Другой вариант игры: надо отгадать, какое слово задумано, если даются определения его значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, даются такие определения к задуманному слову глава: «Устаревшее название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно увидеть в городе или в селе. Есть в романе и учебнике».