Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

А.И. ПАВЛОВА,
Научно-методический центр,
лицей № 18,
г. Орел


Что такое реферат и как его написать

Элективный курс

Русский язык – основа интегрированной работы по формированию учебно-научной речи учащихся

Учителю современной школы в условиях модернизации образования приходится решать сложную, но очень важную задачу. Ему необходимо подготовить учеников к постижению «обязательного минимума содержания основных образовательных программ (стандартов)»; кроме того, учить их самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную и информационно-коммуникативную деятельность, в основе которой чаще всего лежит работа с учебно-научным текстом.

Овладение приемами работы с текстом и освоение учебно-научной речи происходит на всех предметных уроках. Но именно на уроках русского языка ученики получают сведения об особенностях учебно-научных текстов, о типах и стилях речи, основных видах информационной переработки текста: плане, конспекте, аннотации, реферате; о природе текста, его коммуникативных функциях, о языковых особенностях научного стиля, о видах учебно-научной речи: правилах, определениях, образцах рассуждений, разного рода классификациях, обобщениях и т.д.

Освоенные на уроках русского языка приемы работы с лингвистическим текстом можно переносить на исторические, биологические и другие тексты.

Практика показывает, что детей нужно учить находить информацию по заданной теме в источниках, созданных в различных знаковых системах (тексте, таблице, графике, диаграмме и др.), они должны уметь отделять основное от второстепенного, критически оценивать достоверность полученной информации и переводить ее из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), их надо знакомить с различными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, аналитическим и др.).

Решая эти актуальные задачи, на уроках русского языка уделяем большое внимание освоению различных видов работы с учебным текстом и развитию учебно-научной речи. Теоретические сведения о специфике видов чтения предъявляем в виде таблиц, схем, памяток (см. таблицу).

В своей практике используем приемы «активного чтения»: опору на алгоритм текста в целом и абзаца, развитие смысловой догадки, преодоление артикуляции при чтении текста и т.д. Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в умениях

  • выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

  • обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

  • выделять (подчеркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, учим детей представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, переформулировать определения, правила (переводить прочитанное на «свои слова», например, познакомившись с новым понятием, объяснить младшим членам семьи, что оно означает).

Постепенно даем ученикам сведения о следующих приемах изучающего чтения:

  • анализ текста (смысловой, структурный, композиционный, стилистический);

  • составление плана (простого и сложного;

  • вопросного, назывного, тезисного, цитатного);

  • пересказ (подробный и сжатый);

  • построение схем и таблиц;

  • конспектирование, аннотирование, реферирование.

Нами разработана программа элективного курса «Что такое реферат и как его написать».

Задачами курса являются углубление знаний учеников о тексте как единице речи, формирование навыков реферирования текстов научного стиля, ознакомление с видами рефератов. Ученики, окончившие курс, смогут сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию, правильно использовать и оформлять прямые и косвенные цитаты, составлять тезисы, конспекты тезисов, библиографическое описание, делать внутритекстовые и подстрочные ссылки, оформлять реферат в соответствии с требованиями. Кроме этого, изучение курса поможет учителю подготовить старшеклассников к сдаче государственного экзамена в форме защиты реферата.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, состоит из трех модулей:

1. Особенности текстов научного стиля и виды чтения (5 ч.).

2. Реферат и его особенности как жанра научного стиля (10 ч.).

3. Написание реферата по самостоятельно выбранной теме (19 ч.).

Последовательность и количество часов, отводимых на модули, можно изменять в зависимости от особенностей школы, класса, уровня подготовки учащихся. Так, теоретические сведения о признаках текста, видах чтения особенно необходимы ученикам филологических классов. А в классах естественно-научного профиля или какого-либо другого важно обратить особое внимание на проведение практикумов, поэтому здесь возможно сокращение часов на теоретическую часть и увеличение на практическую.

Формы занятий применяются различные: лекции, семинары-практикумы, мастерские, индивидуальные и групповые консультации. Завершается обучение конференцией, на которой ученики выступают с докладом по теме реферата.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ЧТО ТАКОЕ РЕФЕРАТ И КАК ЕГО НАПИСАТЬ»

Уроки 6–7 Из истории реферирования. Виды рефератов

Цель: познакомить учеников с историей реферирования, видами рефератов и их особенностями.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Уметь читать художественную и научную литературу – не одно и то же. Существуют выражения чтение литературы и работа с литературой. Выражение читать книгу чаще всего используют по отношению к произведениям художественной литературы. Художественное произведение призвано формировать у читателя вкус, доставлять эстетическое наслаждение. О работе с книгой говорят, когда речь идет о научных, научно-популярных, справочных, энциклопедических, официальных изданиях. В таких книгах разыскивают или уточняют информацию, наводят справки. Значит, очень многое зависит от цели чтения. Сегодня мы начнем разговор о том, как работать с книгой, познакомимся с реферированием как способом переработки информации.

Изучение нового материала

I. Сообщение ученика на тему «Из истории развития реферирования в России».

Первые научные журналы в России появились в Петровскую эпоху (20–30-е годы XVIII века). С созданием Академии наук (1724 г.) реферирование стало неотъемлемой частью научной работы. Реферирование предназначалось для распространения в научно-популярной форме достижений науки и техники. В XVIII–XIX вв. научные журналы России были в основном заполнены не статьями, а сообщениями о новых статьях с оценкой и кратким изложением содержания. Эти сообщения, включающие цитаты оригинального текста или авторские комментарии, получили название экстрактов. Термин реферат впервые появился в России в «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» Ф.Г. Толля, изданном в 1864 году, где определялся как «отношение, деловая записка, изложение дела вкратце». В настоящее время самыми известными реферативными журналами (РЖ) в России являются РЖ ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации Академии наук) и РЖ ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук).

II. Работа над лексическим значением слова реферат по словарю иностранных слов и толковому словарю.

Термин реферат восходит к латинскому слову referre – «докладывать», «сообщать». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников».

Реферат – вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его информационной переработке.

Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе его смысловой переработки.

III. Лекция учителя «Виды рефератов». Ученики составляют опорный конспект. Лекция читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, коллективный поиск ответа на основной вопрос темы или дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

План лекции

  • Виды рефератов по количеству источников, назначению.

  • Языковые и стилистические особенности рефератов.

  • Стандартные обороты для реферирования.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Материалы для лекции учителя

Виды библиографических рефератов по полноте изложения:

Информативные (рефераты-конспекты), содержащие в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о сфере применения.

Индикативные (рефераты-резюме), содержащие не все, а лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное для данной темы опускается. Реферат-резюме благодаря минимальному размеру значительно дольше остается в памяти. Это обычно одно-три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические (составленные по одному документу) и обзорные (составленные по нескольким документам на одну тему). К обзорным можно отнести школьные рефераты, написанные по нескольким источникам (предлагаем их называть учебными).

По читательскому назначению рефераты подразделяются на общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

(По Н.И. Колесниковой)

По характеру изложения материала выделяются два типа рефератов: репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные – рефераты, которые только воспроизводят содержание текста-источника. Продуктивные – рефераты, которые обязательно предполагают критическое осмысление материала или творческое отношение к нему.

(Во время паузы ученики составляют таблицу «Виды рефератов».)

Языковые и стилистические особенности рефератов:

  • логичность, объективность изложения;

  • термины;

  • отвлеченные существительные, неопределенно-личные предложения;

  • причастные и деепричастные обороты, однородные члены предложения;

  • слова обобщающего характера и клишированные обороты, отсутствующие в тексте первоисточника.

Текст реферата называет:

1) объект исследования (выявляются его свойства, закономерности, признаки);

2) методы проведения работы;

3) результаты проведенной работы (описательные формулировки, цифровые данные, таблицы, графические материалы и формулы);

4) выводы (в полном или сокращенном объеме). Область применения полученных результатов должна быть определена по возможности точно.

Стандартные обороты для реферирования

1. Работа (книга, статья) состоит из предисловия (введения), (двух, трех...) глав (разделов) и заключения.

2. В работе анализируется (исследуется, освещается) проблема...

3. Дается (излагается, обосновывается, описывается, подвергается критике) теория...

4. Особое внимание уделяется (чему?)... Важное значение имеет... Поднимается вопрос (о чем?)... Подчеркивается значение... Отмечается необходимость...

5. В заключение авторы пишут... развивают идею... Завершая работу, автор приходит к выводу, что...

Урок 8
Особенности структуры различных видов рефератов

Цель: познакомить учащихся со структурой реферата статьи, с особенностями учебного (обзорного) реферата.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Очень многое в жизни человека определяется целью. Ее отсутствие делает бессмысленной любую деятельность. Когда мы говорим о написании реферата, то тоже должны определить цель. В зависимости от цели (назначения) рефераты можно разделить на библиографические, рефераты для научно-популярных журналов и учебные. Каждый из этих рефератов имеет свои языковые и структурные особенности.

2. Задания ученикам. 1. Прочитайте реферат статьи. Проведите наблюдение и назовите характерные особенности данного реферата статьи. 2. Работая в парах, материал наблюдения над структурой реферата оформите в виде схемы-модели. Затем объединитесь с другой парой и обсудите полученные результаты.

КОСМИЧЕСКИЙ ЩИТ

Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А.Зайцевым, сотрудником НПО им. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия» (№ 9, 1995. С. 31–32).
Статья посвящена целям, задачам и возможностям создания систем защиты Земли от опасных космических объектов. Автор рассказывает о разработках НПО им. Лавочкина.
Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему.
Наиболее интересным с нашей точки зрения является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, является то, что в НПО им. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.
В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.

3. Проверка выполненного задания.

Примерная структура реферата статьи

1. Вступление.

  • Название статьи, где и когда напечатана.

  • Сведения об авторе.

  • Чему посвящена статья?

2. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

3. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше. Задачи анализа – выяснить:

  • почему эти вопросы представляются наиболее интересными;

  • что говорит по этим вопросам автор;

  • что вы думаете по поводу суждений автора.

4. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

(По Н.И. Колесниковой)

3. Учитель раздает листочки с планом-моделью обзорного (учебного) реферата.

Задание. Рассмотрите структуру учебного (обзорного) реферата. Назовите ее основные элементы.

Примерная структура учебного (обзорного) реферата

1. Вступление

  • Актуальность темы, степень ее разработанности, история вопроса и другое.

  • Сведения об авторах и статьях, посвященных данной теме.

2. Основная часть

  • Параллельное изложение общих для всех работ проблем с сопоставлением позиций авторов.

  • Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.

  • Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

3. Заключение

  • Обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.

4. Беседа

Как вы думаете, какие критерии оценки реферата существуют? (Соответствие содержания теме; глубина проработки материала (анализ источников, а не их компиляция); правильность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата стандартам.)

Прежде всего необходимо помнить, что реферат не является конспектом источников – следовательно, не должен иметь компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книги сложных конструкций. Изложение материала должно быть проблемно-тематического характера и содержать анализ литературных источников.

5. Подведение итогов работы. Рефлексия.

О каком виде реферата вы хотели бы узнать более подробно?

Урок 9
Способы компрессии текста

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами технологии педагогических мастерских.

Учебная цель: познакомить учеников с основными способами сжатия (иначе эту процедуру называют компрессией, или свертыванием) текста: планом, выписками, тезисами, конспектом; развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; прививать культуру учебного труда.

Оборудование: дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся (см. приложения 1–3).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию

Ученики приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии

2. Мотивация и целеполагание

1. Учитель предлагает ученикам записать слова по ассоциации со словами приемы работы с текстом; затем просит определить их значение, обратившись к толковому словарю
2. Учитель формирует три творческие группы учащихся (по жребию)
3. Учитель записывает ответы учеников на доске. На их основе формулирует «информационный запрос» учеников на данное учебное занятие

Выполняя задание, ученики записывают такие слова, как план, выписки, тезисы, конспект; по словарю определяют их значение и записывают в тетрадь
Ученики рассаживаются в группы по 5–7 человек
Вопрос ученикам: «Что бы вам хотелось узнать о приемах компрессии (сжатия) текста, которые можно использовать при написании реферата?»
Ученики отвечают на вопрос

3. Изучение нового материала и закрепление

1. Учитель сообщает, что при написании реферата очень важно уметь пользоваться различными способами свертывания информации в зависимости от цели ее сбора. Для этого необходимо знать особенности каждого способа

Ученики составляют таблицу, делают тезисные выписки, используя дидактический материал (индивидуально)

Реконструкция

2. Учитель предлагает каждой группе постепенно (малыми дозами) изучить теоретический материал о:
а) видах плана, особенностях тезисов (1-я гр.); б) выписках
(2-я гр.); в) типах конспектов и этапах конспектирования (3-я гр.) (см. Приложения 1, 2, 3)

 

Социализация

3. Учитель предлагает ученикам обсудить результаты работы в группах и подготовиться к защите

Ученики обсуждают результаты работы в группах, корректируют их, записывают на листах ватмана и готовятся к их защите

Афиширование

4. Учитель предлагает каждой группе предъявить результаты своей работы

Ученики вывешивают результаты работы группы и защищают свою работу

Рефлексия

 

Ученики сравнивают результат своей работы с образцом; делают записи в тетради.

4. Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор:
1. Подготовить конспект статьи или ее фрагмента и составить ее план. Предлагается (на выбор): статья (Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. С. 281–282); фрагмент статьи (Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова) и др.
2. Знать значения слов план, выписки, тезисы, конспект, реферат.

Ученики выбирают вариант домашнего задания.

5. Подведение итогов учебного занятия

Учитель предлагает, пользуясь рабочей картой оценки, провести анализ своих эмоций, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе работы

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Приложение 1

Виды планов

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. Все они фиксируют информативные центры, которые в научных текстах, как правило, находятся в начале абзаца. По структуре план может быть простым и сложным. Сложный план к основным пунктам (римские цифры) имеет подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание (арабские цифры, строчные буквы).

При составлении вопросного плана используются вопросительные слова.

Тезисы по составу делятся на тезисы номинативного строя (назывные предложения с отглагольными существительными – назывной план) и тезисы глагольного строя (предложения со сказуемыми – тезисный план). Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров. Тезисы бывают вторичными (пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника) и оригинальными (пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению и публикуются в специальных сборниках). Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Тезисы следует нумеровать для сохранения логики авторских суждений, а при записи стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого. В плане называются только основные положения, а в тезисах раскрывается само содержание этих положений.

План опорная схема состоит из смысловых опор. План-схему следует строить к тексту, в котором речь идет о классификации каких-либо признаков. Смешивать пункты различных планов в одном не рекомендуется.

Сравните и сделайте вывод о том, пункты каких видов плана здесь приведены: «Какими звуками пользуются многие животные? – Использование животными и птицами неслышимых звуков. – Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим».

Приложение 2

Выписки

Выписки – дословная или документально точная запись частей текста, поэтому необходимо делать точные записи, заключая их в кавычки, т.е. оформляя как цитаты и указывая название произведения, главу, страницу. Это необходимо для того, чтобы не вспоминать, из какого источника взят текст, и не перелистывать книгу в поисках нужной цитаты.

Из выписок можно сформировать картотеку, подобранную по темам или по фамилиям авторов, поэтому их лучше делать на отдельных листах или карточках. Выписки делают в тех случаях, когда по интересующему вопросу в тексте имеется лишь часть, отдельные его фрагменты или мы читаем несколько текстов по данному вопросу. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием. Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор подчеркивает: «...».
Автор делает следующее замечание: «...».
Автор указывает: «...».
«..., – отмечает автор, – ...».
«..., – подчеркивается в работе, – ...».
В заключение автор пишет: «...».

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством авторских положений) и сопровождаться указанием на источник. Цитироваться может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.

Включая выписанный материал в свою работу, необходимо сделать ссылку на первоисточник. Например:

внутритекстовая ссылка:

(см.: Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. 2-е изд. М.: Флинта. Наука, 2003. С. 146) – применяется в том случае, если в работе отсутствует список литературы.

Или (7. С. 35), где первая цифра обозначает номер, под которым эта книга в списке литературы, а вторая – страницу, на которой расположен цитируемый материал;

подстрочная ссылка: в тексте (*, **, ***), а на странице внизу дается библиографическое описание книги с указанием страницы, на которой расположен цитируемый материал.

Приложение 3

Типы конспектов

Конспект – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Тематический конспект составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанный конспект дополняется материалом других источников.

Текстуальный конспект создается из цитат. В свободном конспекте материал излагается в более удобном и нужном для работающего порядке, не сохраняя порядок мыслей автора.

Этапы конспектирования.

1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
7. Используйте условные обозначения:

! – важные сведения;
? – сведения, которые необходимо уточнить, дополнить;
_ – выделение ключевых слов;
* – сведения для запоминания.

Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Учебные рисунки, схемы, таблицы можно отнести к опорным конспектам.

 

Рейтинг@Mail.ru