Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

10–11-е классы

Исторический комментарий
к современному русскому языку

Материалы к программе элективного курса

ЗАДАЧИ И НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА

Программа «Исторический комментарий к современному русскому языку» (далее – «Исторический комментарий») предназначена для изучения в гуманитарных классах, гимназиях и колледжах с гуманитарной направленностью; ее можно использовать также в общеобразовательной школе с 7–9-го класса.

Изучение древнерусского языка, входящего в состав курса, восполняет знание школьников по истории формирования современного русского языка, позволяет показать учащимся, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования, а также готовит будущих филологов и историков к восприятию в вузе сложного материала. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта 2004 г. в области культуроведческой компетенции – осознанию языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.

Кроме лингвистического материала, учитель может представить и культурно-исторический, на фоне которого происходит усвоение древнерусского языка (повторяются следующие темы: славянская письменность, берестяные грамоты, внешность славян, снаряжение древнерусского воина, устройство древнерусского жилища; события 1240 года, Александр Невский; языческие боги; Божественное Писание; храмы в Древней Руси; писание икон; торговля в Древней Руси; Господин Великий Новгород; связи древнерусского государства с другими государствами). Количество часов в неделю – 1 час; всего 34 часа в год, 68 часов – весь курс. Курс древнерусского языка полезен в том смысле, что тексты древнерусской литературы становятся доступны для понимания не в переводе, а в оригинале. Программа прошла апробацию в НОУ «Гуманитарный колледж» (г. Ярославль).

Образовательные результаты курса

В результате учащиеся должны:

Иметь представление о кириллице, числовых значениях кириллических букв; системе гласных и согласных древнерусского языка.

Знать основные отличия морфологии древнерусского языка от современной морфологии.

Уметь читать тексты на древнерусском языке и переводить их на современный язык; объяснять «темные» места современной орфографии с исторической точки зрения.

Принципы обучения

Основной принцип обучения – интерактивное погружение в материал.

Методы и приемы преподавания

Вначале рассматривается глава учебника (Т.Л. Миронова. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей. М.: Роман-газета, 1994; рекомендован Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учащихся гуманитарных лицеев и гимназий, а также для использования в работе факультативов), представляющего собой в занимательной форме приключения школьников, попавших в Древнюю Русь. Культурно-исторический фон может подаваться либо как самостоятельное предварительное задание, данное отдельным ученикам, либо с помощью выхода на интернет-страницы с иллюстративным материалом (если есть такая возможность). В основной части урока учителем дается лингвистический материал программы (кириллица; система гласных, система согласных и т.д.), а затем учащиеся решают задачи из сборника упражнений, часть из которых может предлагаться как домашнее задание.

ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ

Введение

Древнерусский язык – общий язык восточных славян, сформировавшийся в древнерусском государстве в VII–VIII веках. Оно просуществовало до XIV–XV вв., когда древнерусский язык распался на 3 отдельных восточнославянских языка – русский, украинский и белорусский. Понятие о древнерусском государстве. Происхождение древнерусского языка: от индоевропейского праязыка до древнерусского.

Фонетика и графика

Возникновение славянской письменности. Древнерусская азбука – кириллица и глаголица. Названия букв кириллицы и их значение. Числовые значения букв. Система гласных древнерусского языка в сравнении с системой гласных современного русского языка. Гласные полного образования и редуцированные гласные ер и ерь. Одиннадцать гласных древнерусского языка и 6 – русского языка. Судьба редуцированных ер и ерь. Сильная и слабая позиция редуцированных гласных. Беглость гласных о и е как следствие падения редуцированных. Носовые гласные – юс большой и юс малый. Утрата носовых гласных. Следы носовых гласных в исторических чередованиях (жать – сжимать). Ять (h) в древнерусском языке. «Оканье» как характерная черта древнерусского языка в отличие от современного «аканья». Полногласие – неполногласие. Строение слога в древнерусском языке: закон открытого слога, расположение звуков в слоге по возрастающей звучности. Утрата этого закона в современном русском языке. Система согласных звуков в древнерусском и современном русском языках.

Древнерусский язык: 12 парных согласных по признаку глухости – звонкости, 4 непарных глухих согласных и 9 звонких. «Двойные» буквы кириллицы и соответствующие им звуки ( он, омега – [о], зело, земля – [з], и иже, и, ижица – [и], фита, ферт – [ф]). «Лишние» буквы кириллицы ( кси, пси).

Отношения между звонкими и глухими согласными в современном языке и древнерусском языке. Отношения между твердыми и мягкими согласными в современном языке и древнерусском языке. Шипящие [ж], [ш] и аффрикаты [ч’], [ц]. Исторические чередования согласных [г], [к], [х] как следствие первого, второго и третьего смягчения. Чередование согласных [б], [п], [в], [м], [ф], [д], [т], [с], [з], сочетаний [ск], [ст]. Взаимодействие согласных с йотом. Закрепление изменений, происшедших с гласными и согласными звуками в древнерусском языке, в современном русском правописании.

ФРАГМЕНТ
из «Сборника упражнений» к курсу «Исторический комментарий»

1. Известно, что в древнерусском языке до середины X века существовали носовые гласные юс малый (э носовой) и юс большой (о носовой). Носовые звуки утратились, однако память о них осталась. Найдите следы носовых гласных в следующих словах: семя, время; мять, жать, звук.

2. Объясните чередование в корнях следующих слов: взять – взимать, внять – внимать, вынуть – вынимать, занять – занимать, обнять – обнимать. Дополните этот ряд остальными примерами.

3. Объясните появление -ен- в косвенных падежах слов бремя, время. Дополните этот ряд остальными примерами.

4. О каком качестве шипящих согласных и ц говорит орфография древних памятников в следующих словах: мужь, похожю, душя, лечю, отьць?

5. Какое качество шипящих и ц отражает современная орфография в словах: жизнь, ложь, несешь, ночь, цифра? Соответствует ли это современной характеристике звуков?

6. Возможны ли были в древнерусском языке сочетания ги, ки, хи?

7. О чем свидетельствуют чередования звуков [к] – [ч], [г] – [ж], [х] – [ш] в следующих словах: рука – ручка, бег – бежать, тихо – тишина? Приведите аналогичные примеры.

8. Почему в словах ученик – ученица, друг – друзья [к], [г] чередуются с [ц], [з]?

9. Чем обусловлено чередование [д] – [ж] – [жд] в словах типа хожу – хождение?

10. Проанализируйте слова с корнями -рос- – -раст- – -ращ-: росток, растение, выращенный. Почему в них пишется то о, то а?

11. Как отличается произношение древнерусских гласных о, а от современных в словах типа корова, молоко, собака? Как это явление отражается в современном правописании?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Гобарев  В.М. Предыстория Руси. М., 1994.

2. Древняя русская литература. Хрестоматия. Сост. Прокофьев Н.И. М., 1980.

3. Иванов  В.В., Потиха  З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

4. Колесов  В.В. Историческая фонетика русского языка. М., 1980.

5. Колесов  В.В. История русского языка в рассказах. М.: Акалис, 1994.

6. Самсонов  Н.Г. Древнерусский язык. М., 1973.

7. Шахматов  А.А. Историческая мифология русского языка. М., 1957.

8. Шанский  Н.М., Иванов  В.В., Шанская  Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1971.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Миронова  Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей. М., 1994.

2. Ишимова  А.О. История России для детей. М., 1993.

3. Левицкая  З.В. История отечества для детей. М., 1996.

4. Федосюк  M.Ю. Русские фамилии. М., 1972.

5. Улуханов  И.С. О языке Древней Руси. М., 1972.

С.В. СТОЛБУНОВА,
канд. филол. наук,
НОУ «Гуманитарный колледж»,
г.  Ярославль