Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №17/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Я работаю в МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа». Уже несколько лет с удовольствием читаю вашу газету, использую ее материалы на уроках.
В 1999 г. вы публиковали мой материал «Увлекательная работа с деепричастиями» (№ 39).
Я решила послать разработку урока по теме «Стилистические нормы употребления СПП с придаточными определительными» (9-й класс). Этот урок завершает изучение темы «СПП с придаточными определительными».
Свою работу строю в соответствии с принципами проблемного обучения. На уроках стилистики я часто обращаю внимание детей на неожиданные речевые явления, которые противоречат только что полученным выводам, учу критически оценивать языковой материал.
На данном уроке мне было важно показать ребятам, что повтор – это не всегда ошибка. Он может быть и средством выразительности, и стилистическим приемом создания комического.

До свидания.
С уважением,
Светлана Ивановна ЖУРАВЛЕВА

 

9-й класс

Сложноподчиненные предложения
с придаточными определительными

Стилистические нормы употребления

Цели: обучающие – 1) научить видеть и распознавать виды стилистических ошибок при употреблении СПП с придаточными определительными;

2) выявить способы устранения ошибок; потренироваться в исправлении ошибок;

3) познакомить учащихся с некоторыми средствами выразительности, связанными с употреблением придаточных определительных;

развивающие –

1) учить анализировать языковой материал;

2) развивать речь учащихся (выразительность);

воспитывающие –

1) прививать стремление сделать свою речь правильной и выразительной;

2) прививать любовь к родному языку.

Эпиграф:

Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

I. Работа с эпиграфом, определение темы и целей урока.

Слово учителя. Вы, вероятно, помните эти шутливые стихи С.Я. Маршака. Как вы думаете: почему я выбрала их для эпиграфа к нашему уроку? Чем с точки зрения синтаксиса интересен этот отрывок? (Это СПП с несколькими придаточными.) Начертим горизонтальную схему этого предложения.

Как вы думаете: с точки зрения стилистики – науки об умелом выборе языковых средств – норма или ошибка, когда при последовательном подчинении повторяются одни и те же союзные слова? (Ошибка.) Да, ошибка, а ошибки нужно исправлять, т.е. приводить свою речь в норму.

Итак, тема урока: «Стилистические нормы употребления СПП с придаточными определительными».

Я давно коллекционирую ошибки своих учеников. К сожалению, среди них есть и такие, которые связаны с употреблением СПП с придаточными определительными. Они встречаются и в творческих работах, и даже в экзаменационных.

Итак, чему мы будем учиться на уроке? (Находить ошибки в построении предложений и исправлять их.)

II. Изучение нового материала. Лабораторная работа.

Задание. Установите характер ошибки в предложениях и запишите в третий столбик исправленные примеры.

Характер ошибки Пример Исправление
  Окно выходило на крышу, которая была покрыта железом, которое никогда не красилось. Дом, в котором поселились дачники, был окружен садом, в котором росли яблони и вишни.  
  Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались.  
  Гринев не сразу узнал в Пугачеве вожатого, которого подарил заячий тулупчик.  

III. Работа с памяткой.

Готовясь к уроку, я заглянула в справочник и приготовила для вас памятку. Сравните ее с вашими выводами, сделайте исправления, если необходимо.

Характер ошибки Как исправить
Неоправданное повторение союзов. 1) Замена одного из придаточных определительных причастным оборотом. 2) Замена слова который другим союзным словом.
Придаточное определительное оторвано от определяемого существительного. Перестановка придаточного предложения или существительного.
Нарушение управления словом который. Поставить слово в нужную форму.

IV. Тренировочные упражнения.

№ 108 (письменно), 109 (устно).

Учебник: Русский язык. Учебник для 9-го класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,
6-е издание.

Работа с карточкой (см. приложение 1): вставьте в нужной форме слово который. Во втором предложении три раза повторяется слово который. Это ошибка? (Нет. Здесь повтор служит средством выразительности. Этот текст относится к публицистическому стилю. Автор ставит перед собой задачу воздействовать на читателя. Убедить, что у человека должны быть любимые произведения. Повтор делает речь эмоциональной, позволяет привлечь внимание к проблеме.)

V. Работа с отрывками из романа Гончарова «Обломов». (См. приложение 2.)

Слово учителя. У меня тоже есть любимое произведение. Это роман И.А. Гончарова «Обломов». Я хочу прочитать из него любопытный отрывок. Слуга сообщает герою, что утром приходил управляющий и велел съезжать с квартиры. Захар просит хозяина написать письмо управляющему. (Чтение отрывка.)

Почему Обломов не стал переделывать письмо? (Из-за лености мыслей.)

А справились ли вы с этим заданием?

VI. Домашнее задание. Помогите Обломову написать письмо управляющему.

VII. Возвращение к эпиграфу.

А теперь вернемся к стихотворению Маршака. Какая ошибка здесь допущена? Зачем поэт нарушил норму? Может быть, сделаем работу над ошибками? (Это шутливое стихотворение с умыслом построено в нарушение правила. Повтор выступает как средство комического. Здесь стилистическая ошибка превращается в стилистический прием.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, _________ читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке?

...У человека должны быть любимые произведения, к __________ он обращается неоднократно, ___________ знает в деталях, о ___________ может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происходящему с вами или с кем-либо другим. (Д.С.  Лихачев)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Он подумал немного и начал писать.

«Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предложили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной, вследствие долгого пребывания в сем доме, привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира...»

Обломов остановился и прочитал написанное.

– Нескладно, – сказал он, тут два раза сряду что, а там два раза который.

Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу, – опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.

Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.

– И не отвяжешься от этого другого-то что! – сказал он с нетерпением. – Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.

– Захар, на вот тебе. – Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.

– Видел? – спросил он.

– Видел, – отвечал Захар, подбирая бумажки.

– Так не приставай больше с квартирой.

(И.Гончаров)

 

С.И. ЖУРАВЛЕВА,
Первомайская основная
общеобразовательная школа,
Владимирская обл.