Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №24/2007

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

7-й класс

Текст и его признаки

Предлагаем разработку урока русского языка, посвященного понятию текст. С этим понятием дети уже встречались на уроках, поэтому занятия предусматривают опору на изученное, систематизацию и расширение знаний. Большую роль в разработке уроков мы уделяем созданию условий для анализа лингвистического материала (самостоятельно и в группах) и для поисковой деятельности учащихся с целью развития мышления, речи, способностей. Учитывая особенности возраста, создаем условия для содержательного общения подростков, их самостоятельной работы, стремимся дать возможность выйти за пределы темы, выбрать тему самостоятельного исследования, проявить творческие способности. Считаем необходимым использовать разнообразные виды деятельности: фронтальный полилог, работу в группах, индивидуальную самостоятельную работу, чередование устной и письменной работы.

Первый этап урока

Слово учителя

Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.

Практическая работа

(Задания даются для работы в группах, через 5–7 минут обсуждаются полученные результаты.)

Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Назовите свойства текста, которые обнаружили.

(Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста.)

Задание 1

А. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко!

Б. Мальчик очень хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.

В. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.

Г. Мальчик послушался отца.

Д. Не разоряй гнезда, сказал мальчику отец, весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

(По К.Д. Ушинскому)

Задание 2. (Первое и второе задания однотипны, различаются уровнем сложности, первое проще.)

А. Он состоял из двух высушенных тыкв, которые соединялись туго натянутой бечевкой.

Б. Слышали ли вы о переговорном устройстве, которое существовало более тысячи лет назад?

В. Вряд ли это устройство могло передавать человеческую речь, но зато переговариваться с его помощью условными стуками можно было вполне.

Г. Правда, этот примитивный «телефон» ничего общего не имел с современным.

Задание 3. Текст ли это? Чего недостает данному фрагменту, чтобы стать текстом?

Запишите выявленные свойства текста. (Завершенность. Развертывание мысли, темы повествования, наличие конца.)

Сороки

С улицы послышался крик, треск и хохот. Я подбежал к окну и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.

Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали. А третья сидела на крыше сарая и наблюдала.

– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!

Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?..

(По Ю.Ковалю)

Задание 4

Этот набор предложений можно назвать текстом. Почему?

Проанализируйте его свойства. Запишите все выявленные признаки полноценного текста. (Цельность, обусловленная общей темой, основной мыслью, связность, завершенность.)

Кувшин с листобоем

Сырой землей, опятами, дымом с картофельных полей пахнет листобой.

На речном обрыве, где ветер особенно силен, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил ее воском.

Зимним вечером в Серебряническом переулке соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, чистодорские рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.

Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он пустой. А в комнате запахнет сырой землей, сладкими опятами и дымом с картофельных полей.

(По Ю.Ковалю)

Второй этап урока

Учитель рассказывает семиклассникам о разных точках зрения на основные признаки (свойства) текста. Ученики сопоставляют признаки текста, выделенные ими в практической работе, со свойствами текста, указанными в разных пособиях и учебниках.

Признаки текста

1

1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений).

2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли).

3. Связность (связь между предложениями).

(В.И.  Капинос, Н.Н.  Сергеева, М.С.  Соловейчик.
Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994)

2

1. Выраженность (текст всегда выражен в устной и письменной форме).

2. Отграниченность (наличие начала, продолжения, конца, отграниченность от других текстов).

3. Связность (смысловая связь между предложениями).

4. Цельность (объединенность общей темой, мыслью).

5. Упорядоченность, структурность (порядок в разворачивании основной мысли, микротемы).

6. Информативность (главное свойство и назначение текста – передача информации).

(А.И.  Горшков.
Русская словесность. 10–11-е классы.
М.: Просвещение, 1996)

3

Самостоятельность, цельность, законченность (одно предложение тоже может считаться текстом, например, Мал золотник, да дорог).

(В.В.  Репин. Русский язык. 5-й класс.
Введение в синтаксис. Томск, 1994)

В результате обсуждения ученики приходят к выводу, что для текстов характерна цельность (что можно подтвердить подбором заголовка), самостоятельность, связность, завершенность. В тетради записывается вывод.

Желающим учитель может предложить более основательное рассмотрение разных трактовок свойства текста. Подготовленные материалы на эту тему рассматриваются в ходе следующих уроков.

Третий этап урока

Самостоятельная работа с последующим обсуждением ее результатов.

Прочтите текст.

А. Друзья знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи в своих воспоминаниях, относящихся к концу XIX века, приводят историю бабочки, которая случайно залетела в мастерскую живописца и примерзла к стеклу.

Б. А.И. Куинджи принялся спасать насекомое.

В. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.

Г. И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад этому.

Д. Он не ставил перед собой задачи, он хотел только вернуть бабочке возможность летать.

Заметили ли вы нарушение цельности теста? В чем оно состоит?

Укажите место в тексте, которое должна занимать пропущенная фраза:

Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не могла больше летать.

Что помогло вам правильно определить место фразы в тексте? Что вы помните о способах связи предложений в тексте?

Четвертый этап урока

Обсуждение домашнего задания.

Всем предлагается повторить материал об основных признаках текста. Найти материал для повторения связей предложений в тексте. Остальные задания – на выбор учащихся.

1. Продолжите предложение так, чтобы получился текст. Подумайте, о чем он может быть, как развернуть главную мысль. Предложения могут быть такими:

Ранним утром из подъезда вышел ничем не примечательный юноша...

Осень хозяйничала всюду...

1. Выпишите в тетрадь примеры текстов, имеющих отличительные признаки какого-либо стиля.

2. Выпишите в тетрадь примеры текстов, различающихся типом речи.

Т.В. РЕГИР,
Шигонская школа,
Самарская обл.