Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №03/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

 

О чем говорят устаревшие слова

Вот уже несколько лет в практике преподавания учителей лицея № 3 города Сарова Нижегородской области применяется деятельностный метод, предложенный Л.Петерсон. Чаще всего к нему обращаются учителя математики. По мнению автора предлагаемого материала С.В. Ериной, деятельностный метод может быть использован и на уроках русского языка. Автор предлагает вашему вниманию один из возможных вариантов.

Цели урока:

1. Познакомить с ролью устаревших слов в художественном тексте.

2. Учить определять значение устаревших слов через подбор однокоренных современных слов и анализ значений морфем, составляющих слово.

3. Воспитывать интерес к языку через решение нестандартных лингвистических задач.

4. Развивать умение сравнивать факты языка, анализировать предложенные примеры и на основании этого делать выводы и «открывать» новые знания.

Результаты урока.

Дети знают признаки устаревших слов.

Понимают, что устаревшие слова образовывались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном языке.

Имеют представление об исторических родственных связях устаревших слов с современными словами.

Видят роль устаревших слов в художественном тексте.

Оборудование урока.

На доске записаны высказывания писателей о языке и слове.

Распечатки с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и заданиями для его анализа.

Ксерокопии репродукции картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Толковые словари.

ХОД УРОКА

1-й ЭТАП

Самоопределение учеников.

Цели: сознательное включение в учебную деятельность: учитель опирается на ранее изученное (ребенок делает для себя вывод, что он может включиться в деятельность); акцентируется внимание на том, что лишь неравнодушному читателю откроют слова свою тайну, что создает внутреннюю потребность ученика во включении в деятельность.

Деятельность учителя.

– Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с высказываний о языке и слове.

Так же, как из года в год меняют леса свои листья, –
старые падают, так и слова ветшают и гибнут.

Гораций

На всех словах события печать.

Маршак

Эти слова можно считать эпиграфом к сегодняшнему уроку. А кто из вас помнит, что такое эпиграф?

Предполагаемые ответы учеников.

Эпиграф – краткое изречение, помогающее раскрыть основную мысль произведения.

Учитель. А можете ли вы определить основную мысль сегодняшнего урока, вдумавшись в смысл высказывания?

Ученики. В языке с течением времени появляются устаревшие слова.

Слова связаны с тем временем, в которое существовали.

Учитель. Итак, в русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи и которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны, тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны.

А теперь, оттолкнувшись от основной мысли урока, попробуйте сформулировать его тему.

Ученики. Устаревшие слова.

Загадки устаревших слов.

О чем говорят устаревшие слова.

Учитель. Записываем в тетрадь тему урока: «О чем говорят устаревшие слова».

2-й ЭТАП

Актуализация знаний и мотивация.

Дети готовятся к восприятию нового, повторяя известные им факты об устаревших словах. Предлагается задание, вызывающее затруднение у ребят и требующее от них нового способа действия. Фиксируются различные варианты решения.

Учитель. Ребята, об устаревших словах вы уже имеете представление. Скажите, что вы знаете о них?

Ученики. Устаревшие слова вышли из активного употребления.

Слова устаревают, потому что уходят из жизни понятия, называемые ими.

Слова устаревают, потому что заменяются более современными синонимами.

Например, слово перст заменилось словом палец, слово воевода не употребляется, потому что сейчас нет такой должности.

Учитель. Молодцы, вы помните основные признаки устаревших слов, поэтому вам несложно будет справиться со следующим заданием.

На доске записан текст – отрывок из произведения А.Толстого «Князь Серебряный», слова Ивана Грозного, использующего евангельский текст. Найдите в нем устаревшие слова.

Званные мною на пир не пришли.
И я послал на торжища и на исходища путей
и повелел призывать елицех, какие обретутся.
И се опять есть опричнина.

Ученики. Торжища.

Исходища.

Елицех.

Обретутся.

Се.

Опричнина.

Учитель. Передайте точно смысл слов Грозного, используя современные слова.

3-й ЭТАП

Постановка учебной задачи.

Дети осознают причину затруднения, исходя из этого формулируют цели.

Почему это будет трудно сделать?

А можно ли глубоко понять историческое произведение, не зная значений устаревших слов?

Ученики. Нет.

Учитель. Так как же быть в таком случае?

Ученики. Обращаться к толковому словарю.

Внимательно читать сноски.

Учитель. Но толкового словаря может не быть под рукой, а сносок в некоторых изданиях нет. Как же быть в таком случае? Наверное, существует еще один способ, который может подсказать значение некоторых слов.

Исходя из всего вышесказанного попытайтесь сформулировать цели нашей дальнейшей работы.

Ученики. Узнать еще один способ, помогающий определять значение устаревшего слова.

Узнать значения слов в отрывке.

Учитель. Ребята, вы не забыли, что перед нами художественное произведение, работая над которым автор не случайно использовал устаревшие слова? А значит, еще одной целью сегодняшнего урока будет ответ на вопрос...

Ученики. Для чего авторы художественных произведений употребляют устаревшие слова?

4-й ЭТАП

«Открытие» детьми нового способа
определения значений устаревших слов.

Ученики формулируют новый способ действия.

Учитель. Обратите внимание на слово торжища. Как вы думаете: в каком числе употреблено слово? Приведите форму единственного числа. Какая часть слова изменилась? Какое окончание имеет слово? Как вы думаете: какие слова современного русского языка будут однокоренными к нему?

Ученики. Торговать, торг, торговля.

Учитель. Какой корень в этом слове?

Ученики. Торж-.

Учитель. А теперь выделим суффикс и определим его значение.

Для сравнения возьмем следующие слова: ристалище – место для спортивных состязаний, лежбище – место, где лежат стадами некоторые морские животные. Что объединяет эти слова? Какая морфема вносит в слова значение «место, предназначенное для чего-либо»?

Вернемся к слову торжище, обобщим все сказанное и сделаем вывод о его значении.

Ученики. Торжище – место для торговли, рынок.

Учитель. Вы, наверное, уже догадались, как же еще можно определить значение устаревшего слова. Попытайтесь сформулировать.

Ученики. Значение некоторых устаревших слов можно определить, разобрав слово по составу и определив значение каждой морфемы.

5-й ЭТАП

Первичное закрепление.

Дети усваивают новый способ действия, проговаривая формулировку вслух.

Учитель. В тексте есть еще одно похожее слово – исходища. По найденному вами способу действий определите его значение. Кто попробует?

Ученик. Исходища – слово изменяемое, значит, имеет окончание -а, единственное число – исходище; однокоренные слова – ходить, ход, корень -ход-; приставка ис- имеет значение «движение вне», суффикс -ищ- – значение места. Таким образом, исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.

О значении некоторых слов можно догадаться из контекста.

Ученики. Обретутся – найдутся.

Се – это.

Елицех – всех.

Учитель. А значение слова опричнина вы узнали на уроках истории.

Ученики. Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.

Учитель. Это как раз то слово, на котором есть «события печать», как cказал Маршак, ведь оно обозначает собой явление, тесно связанное с эпохой Ивана Грозного.

А теперь, зная значение устаревших слов, представьте это высказывание в современном варианте.

Ученики. Званные мною на пир не пришли, и я послал на рынки и на перекрестки путей и повелел призывать всех, какие найдутся. И это есть опричнина.

Учитель. Текст стал гладким, понятным современному читателю, но он утратил что-то очень важное. Что?

Ученики. Речь Грозного звучит современно, не похоже, что это говорит человек XVI века.

Учитель. Сделайте вывод. Для чего авторы художественных произведений используют устаревшие слова?

Ученики. Устаревшие слова в художественном тексте употребляются для речевой характеристики героев.

Автор достоверно передает колорит эпохи.

Учитель. А вот еще один маленький отрывочек из басни С.Михалкова «Назойливый комар». Найдите в нем устаревшее слово.

Комар пиитом возомнил себя.
Пищать он в рифму научился!
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.

Ученики. Устаревшее слово – пиит.

Учитель. Что оно обозначает? И почему автор употребил его, а не современный его вариант?

Ученики. С.Михалков употребил слово пиит, а не поэт, потому что хотел посмеяться над назойливым комаром.

Учитель. Значит, у устаревших слов есть еще одна функция – создание иронии.

Физкультминутка

6-й ЭТАП

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применение новых знаний в индивидуальной практической работе.

Учитель. У вас на столах лежит текст – отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Прочитаем его. (Ученик читает.)

Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Там, устремив на нивы взор,
Народ, уныньем пораженный,
Стоит на башнях и стенах
И в страхе ждет небесной казни;
Стенанья робкие в домах,
На стогнах тишина боязни;
Один, близ дочери своей,
Владимир в горестной молитве;
И храбрый сонм богатырей
С дружиной верною князей
Готовится к кровавой битве.

Учитель. Представьте нарисованную автором картину.

Ученики. Нам представляется Киев, осажденный врагами. Жители охвачены страхом. Князь Владимир молится. Дружина полна решимости вступить в схватку с врагом.

Учитель. Какое чувство передано в отрывке?

Ученики. Картина наполнена чувством страха, уныния, горести.

Учитель. Немаловажную роль в создании этого чувства играют устаревшие слова.

Выпишите из текста выделенные слова, попытайтесь определить значения этих слов: вы можете это сделать, заглянув в словарь, подобрав современное однокоренное слово и проанализировав значение морфем или догадавшись по контексту.

У доски работает один ученик.

Позор – вид, зрелище.

Нивы – поля.

Стенанья – стоны, плач.

Стогны – улицы и площади города.

Сонм – большая группа, множество.

Учитель. Неверное истолкование какого слова может привести к существенному искажению смысла отрывка? Почему?

Ученики. Слово позор в современном языке имеет другое значение.

7-й ЭТАП

Включение нового в систему знаний и повторение.

Новые знания применяются учениками и связываются с ранее изученным. Коррекция ошибок.

Учитель. Ребята, а вы в своей речи употребляете устаревшие слова? В каких ситуациях?

Ученик. Использую устаревшие слова, отвечая на уроках истории или литературы.

Учитель. Употреблять устаревшие слова нужно умело и уместно, чтобы не получилось, как в следующих высказываниях.

Таня прибежала в слезах к Вере Ивановне и поведала о своей обиде.

Опытный педагог быстро узрел старания ученика.

Что здесь неправильно? Исправьте.

Ученики. Поведала – рассказала.

Узрел – заметил.

Учитель. А сейчас у вас будет возможность потренироваться в употреблении устаревших слов. Перед вами картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Письменно ответьте на вопрос: что вы увидели на картине?

Какие устаревшие слова вы употребите?

Ученики. Шлем, кольчуга, доспехи, колчан, копье.

Щит, чело, очи, витязь, латы, меч, десница.

Учитель. Кто уже готов и прочитает написанное?

Ученики. На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Тексты в основном получились выразительные за счет употребленных вами устаревших слов.

8-й ЭТАП

Рефлексия деятельности.

Ребята оценивают собственную работу на уроке.

А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Ученики. Мы узнали разные способы нахождения значений устаревших слов.

Научились определять роль устаревших слов в художественном тексте.

Научились уместно употреблять устаревшие слова в речи.

Узнали, что устаревшие слова содержат в себе информацию о жизни наших предков.

Е.В. ЕРИНА,
лицей № 3,
г. Саров