Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

10-й класс

 

Вводный урок русского языка

Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г. Паустовский

Безошибочное правописание составляет
азбуку знания языка.

Я.К. Грот.

Цели:

1) активизировать знания учащихся о значении и функциях русского языка, стилях русского литературного языка;

2) выборочно повторить орфографию, синтаксис, пунктуацию;

3) учиться писать творческую работу на основе проблемного вопроса;

4) формировать положительное отношение к семье, семейным ценностям.

Необходимые материалы:

1) учебник: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2005;

2) программа по русскому языку;

3) раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент; запись по выбору одного из эпиграфов урока.

2. Вступительное слово учителя на тему «Особенности изучения курса русского языка в 10-м классе. (См. Пояснительную записку к «Программе по русскому языку для 10–11-х классов...».)

3. Работа с учебником. Упр. 267, с. 131 (до 6-го абзаца включительно).

1) Назовите основные функции русского языка в современном мире.

2) Выпишите ключевые понятия этой части упражнения:

один из рабочих языков ООН, ЮНЕСКО;
владеет языком свыше 250 млн человек;
государственный язык РФ;
используется во всех сферах общественной жизни;
существует в нескольких формах
и т.д.

3) Объясните, как вы понимаете термин литературный язык.

(«...нормированный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа» (по словарю Розенталя, Теленковой).

4) Вспомните функциональные стили русского литературного языка (учебник, с. 196).

В.Н. Мешков. Яснополянский дом Толстого. 1910
В.Н. Мешков. Яснополянский дом Толстого. 1910

4. Работа с раздаточным материалом.

Задание 1. Запишите под диктовку предложение. Составьте схему этого предложения, укажите виды подчинения.

Меняются времена, условия жизни, но, если о человеке есть кому позаботиться, когда ему плохо, есть кому за него радоваться, когда происходит что-то хорошее, он не вырастет одиноким, несчастным, жестоким.

(Из школьного сочинения)

Определите тему высказывания. Актуальна ли она?

Задания 2–5. Cм. приложение.

5. Самостоятельная работа творческого характера.

Задание. Прочитайте высказывание Л.Толстого – первую фразу его романа «Анна Каренина». Как вы его понимаете?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Ответьте на вопрос: какую семью можно назвать счастливой?

6. Итоги урока.

Какие вопросы были рассмотрены на уроке?

Какой стиль использовался вами при выполнении творческой работы?

Согласны ли вы с эпиграфами урока?

7. Домашнее задание.

Прочитайте до конца упр. 267, закончите творческую работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 2. Определите стили отрывков, пользуясь схемой признаков стилей (с. 196 учебника).

А пока летели годы эти
Не считали ранних мы седин
Подрастали маленькие дети,
Наши дети – девочка и сын.

...Как теперь понятно нам с тобою,
Сверстница и спутница моя,
Вслед за словом «Родина» святое

Это слово чистое«семья».

(Л.Ошанин)

 

Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы.

Подчеркните обращение, инверсию.

Задание 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

(Семейный кодекс)

Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы.

Подчеркните все словосочетания со связью согласование.

Задание 4. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.

(Д.Лихачев)

Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы.

Подчеркните вводное предложение, обособленное обстоятельство.

Задание 5. Кто не замечал тех таинственных бессловесных отношений, проявляющихся в незаметной улыбке, движении или взгляде между людьми, живущими постоянно вместе: братьями, друзьями, мужем и женой…

(Л.Толстой)

Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы.

Подчеркните обособленное определение.

В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО,
В(С)Ш № 1,
г. Железнодорожный,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru