Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2008

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

 

Стартовый контроль
знаний, умений и навыков по русскому языку

Продолжение. См. № 15/2008

8-й КЛАСС

ЧАСТЬ  1

Выполните задания А1–А19.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ЛгАла;

2) клАла;

3) пролИла;

4) порвАла.

А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

1) Побывать на вернисаже картин известного художника.

2) Сегодня в театре аншлаг.

3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.

4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.

А3. В каком слове пишется и?

1) В прославивш_м автора романе;

2) с сильно бьющ_мся сердцем;

3) в побледневш_м небе;

4) на качающ_мся пароме.

А4. В каком слове пишется буква я?

1) Пол_щие дачники;

2) недорого сто_щие книги;

3) бре_щий полет;

4) леч_щий врач

А5. На месте каких цифр необходимы запятые?

Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.

А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,

1) не отвлекайтесь;

2) каждая фраза должна обдумываться;

3) необходим словарь;

4) это займет не меньше часа.

А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).

1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.

2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.

4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.

А8. В каком предложении не нужно ставить тире?

1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.

2) Лень и трусость самые дурные пороки.

3) Льды как льды, пустыни как пустыни.

4) У войны короткий путь, у любви далекий.

А9. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) (Не)проснувшийся город;

2) (не)заживающая долго рана;

3) работа (не)проделана;

4) (не)смыкая глаз.

А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) Раста_вший снег;

2) застав_вший отступить;

3) разве_ли сомнения;

4) ла_л на незнакомца.

А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) Свернуть направ_;

2) глядеть искос_;

3) наесться досыт_;

4) отмыть добел_.

А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?

1) На улице безветре_о;

2) поступать ветре_о;

3) студентка сосредоточе_а и внимательна;

4) не раз чита_ая книга.

А13. Укажите ошибку в определении части речи, которая ведет к неверному написанию слова.

Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить свои мысли, и никакая сила не могла бы ее заставить молчать.

1) Ни перед кем – частица ни с местоимением;

2) не побоялась – частица не с глаголом;

3) никакая – местоимение с частицей ни;

4) не могла бы – частица бы.

А14. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Артем нажимал на подвешенный к перекладине рычаг, раздувавший кожаные мехи.

2) Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и он видел ее ощеренную пасть, свешенный набок язык, белые клыки.

3) Дорожки сада были усыпаны крупным гравием хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами.

4) Взбаламученная вода плескалась, набегая на истоптанный за ночь песок.

А15. В какой строке допущена ошибка в употреблении падежной формы?

1) Согласно приказу;

2) оплатив проезд;

3) отличать плохое от хорошего;

4) благодаря хорошего расписания.

А16. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) В течени_ пятнадцати минут;

2) напиток наподоби_ кофе;

3) в следстви_ вмешался прокурор;

4) впоследстви_ я узнал.

А17. В каком предложении выделенное слово – предлог?

1) (В)следствии по этому делу были допущены ошибки.

2) (На)счет в банке поступили новые средства.

3) (В)следствие включились новые люди.

4) (В)течение месяца мы завершили работу.

А18. В каком предложении частица, заключенная в скобки, пишется слитно?

1) Вслед за другими мы то(же) пошли в музей.

2) Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.

3) Я хочу жить так(же), как и ты.

4) Это было то(же) здание.

А19. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

1) Н_ перед кем не побоялась бы она обнаружить свои мысли.

2) Каждый раз н_ могу н_ удивляться!

3) Сколько н_ звал, он не оглянулся.

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С1.

(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном)

ЧАСТЬ  2

В1. Определите часть речи слова поудобнее в предложении 2.

В2. Выпишите из текста деепричастия.

В3. Из предложений 4–8 выпишите частицу(ы).

В4. Из 1-го предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В5. Из 8-го предложения выпишите слово(а), в котором(ых) букв меньше, чем звуков.

В6. Из 3-го предложения выпишите союзы.

ЧАСТЬ  3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.

 

9-й КЛАСС

ЧАСТЬ  1

Выполните задания А1–А19.

А1. В каком слове верно обозначен ударный гласный?

1) ЭкспЕрт;

2) кОклюш;

3) дремотА;

4) катАлог.

А2. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) Между двух огней;

2) ни два ни полтора;

3) как звезд на небе;

4) лежать мертвым грузом.

Укажите слово с суффиксом -ок-.

1) Срок;

2) стожок;

3) клок;

4) ток.

А4. В каком предложении слова одеть – надеть употреблены неверно?

1) Мама песню напевала, одевала дочку.

2) Девочка надевала белую сорочку.

3) В такой бесконечный дождь нужно одеть резиновые сапоги.

4) Одень, обуй и накорми его.

А5. В какой строке на месте пропуска пишется буква а?

1) К_рикатура, погл_щать, вопл_тить, тр_нслировать;

2) благосл_влять, спарт_киада, об_гащать, р_сток;

3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_-шать;

4) уд_литься, об_няние, выр_щенный, прик_-сновение.

А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

1) Он дыш_т;

2) он распил_т;

3) он тон_т;

4) он слыш_т.

А7. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

1) Учиться в лице_;

2) бежать по дорожк_;

3) жить в Кита_;

4) находиться в здани_.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется ё?

1) Сокращ_нный;

2) борщ_вый;

3) горяч_;

4) шапч_нка.

А9. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

1) Посе_в;

2) запомн_вший;

3) стел_щийся;

4) вер_щий.

А10. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

1) Свеж_;

2) замуж_;

3) стрич_ся;

4) из-за рощ_.

А11. В каком слове на месте пропуска в приставке пишется и?

1) Пр_следовать;

2) пр_ходить;

3) пр_забавный;

4) пр_рвать.

А12. В каком слове на месте пропуска пишется нн?

1) Уставле_а вазами;

2) писа_ая красавица;

3) слушал сосредоточе_о;

4) услыша_ы всеми.

А13. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) Ничего (не)соображая;

2) дорога (не)освещена;

3) (не)законченная работа;

4) поступил (не)по-товарищески.

А14. На месте каких цифр пишется буква и?

Он терпеть н_(1) может щегольства: носит всегда свитку черного домашнего сукна, и н_(2)кто н_(3)когда н_(4)видал его в другом костюме.

1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) 2, 3.

А15. Укажите неопределенно-личное предложение.

1) Уже совсем стемнело.

2) В дверь постучались.

3) Люблю грозу в начале мая.

4) В избе жарко натоплено.

А16. В какой строке дано правильное объяснение пунктуации предложения?

Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было душно в ущелье темном. (М.Горький)

1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом и, запятая перед ним не ставится;

2) это предложение сложное (сложносочиненное), перед и запятая ставится;

3) в этом предложении однородные члены соединены союзом и, перед и запятая ставится;

4) это предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.

А17. В какой строке правильно указано, чем осложнено предложение?

Лебедь красиво подплыл, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.

1) Однородными членами;

2) однородными членами и обособленным обстоятельством;

3) однородными членами и обособленным определением;

4) уточняющими членами предложения.

А18. В каком предложении необходимо обособить деепричастный оборот?

1) Он бежал сломя голову.

2) Нельзя сидеть сложа руки.

3) И ушла Лиса несолоно хлебавши.

4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.

А19. Укажите предложение, которое осложнено обособленным приложением (знаки не расставлены).

1) Здесь под Воронежем было много таких трав и цветов.

2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу.

3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно.

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С.

(1) Возникновению географии как определенной области знаний предшествовал длительный процесс развития человеческого мышления. (2) Истоки географической науки можно обнаружить даже в первобытном обществе. (3) Дело в том, что способность мыслить пространственно, «географически» (в отличие от способности мыслить во времени), связанная с необходимостью ориентироваться на местности, относится к числу основных способностей человека… (4) Даже на заре своей истории люди всегда что-то знали о той местности, в которой жили. (5) Они знали, где находится лес, кустарник или луг, знали, чем богаты леса и много ли рыбы в реках, знали, как пройти из одного селения в другое, и отчетливо представляли себе, какая погода преобладает в летние сезоны и какая в зимние… (6) Древнейшие народы могли ничего не знать – и не знали! – о собственной истории, но они знали свои владения, потому что без этих знаний не смогли бы выжить.

(7) Следовательно, у всех народов даже на самых ранних ступенях общественного развития имелись зачатки географических знаний, имелись отчетливые представления об окружающем пространстве.

(Из журнала «Вокруг света»)

ЧАСТЬ  2

В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.

В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.

В4. Укажите тип связи в словосочетании можно обнаружить во 2-м предложении.

В5. Каким членом предложения является слово мыслить из 3-го предложения?

В6. Из предложений 4–5 выпишите частицы.

(Ответы на задания части А и В даны на стр. 26)

ЧАСТЬ  3

С. Что изучает география? Когда возникла география? Нужна ли эта наука сегодня? Напишите сочинение-рассуждение.

Карта XVI в. Герардуса Меркатора
Карта XVI в. Герардуса Меркатора

 

Номер
задания
5-й
класс
6-й
класс
7-й
класс
8-й
класс
9-й
класс
А1 4 1 1 2 1
А2 2 3 4 3 3
А3 2 4 3 2 2
А4 4 2 3 2 3
А5 3 3 2 3 3
А6 1 4 1 1 3
А7 1 3 1 2 4
А8 2 3 4 3 1
А9 2 1 2 1 2
А10 1 2, 3 4 2 3
А11 1 4 2 1 2
А12 4 2 3 2 3
А13 3 3 1 3 3
А14 1 2 3 3 4
А15 4 3 2 4 2
А16 2 3 4 4 2
А17 4 2 4 4 2
А18 4 2 2 1 4
А19 2 3 1 2 4
В1 летние гроздь одесскую наречие своей, местности
В2 превосходных слетаться розовеющий не торопясь, сообразуясь (2)
В3 говорить,
свалилась
видим приобретал не, же (7)
В4 ворчат картину, виноград улицы частично примыкание
В5 3 2 краткое прилагательное какую,
выбранная
несогласованное определение
В6 2 2 3 но, и, что, даже, ли

Л.В. НИКОНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru