Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2008

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

 

 

Подготовка учащихся к выполнению
текстовых заданий в итоговой аттестации
по русскому языку в 9–11-х классах

авторы: Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро

Учебный план

№ газеты Название лекции
17 Лекция № 1. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11-м классах. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ЕГЭ. Нормативные документы по ЕГЭ
18 Лекция № 2. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения
19 Лекция № 3. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения
20 Лекция № 4. Оценивание изложения. Критерии оценивания. Виды ошибок. Анализ письменных работ учащихся
Контрольная работа № 1
21 Лекция № 5. Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку. Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом
22 Лекция № 6. Способы аргументации. Аргументация собственного мнения: логические, психологические и иллюстративные аргументы. Разбор ученических работ. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части
Контрольная работа № 2
23 Лекция № 7. Общие принципы написания сочинений. Анализ темы. Композиция сочинения. Проверка и редактирование. Распределение времени на экзамене
24 Лекция № 8. Разновидности сочинений на литературную тему. Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему
Итоговая работа

 

ЛЕКЦИЯ № 3
Подробное и сжатое изложение

Анализ микротем. Способы сжатия текста.
Технология написания сочинения на основе текста изложения

 

Особенности подробного и сжатого изложения

Какую бы форму итоговой аттестации ни выбрал девятиклассник, ему придется писать изложение: подробное или сжатое изложение с элементами сочинения (традиционная форма), подробное (версия 2007 г.), сжатое (версия 2008 г.).

Анализ анкет показывает, что девятиклассники достаточно хорошо понимают различие между подробным и сжатым изложением. Две трети из них считают, что пересказ, близкий к тексту, легче, так как «можно положиться на память и умение быстро писать». Хотя в анкетах встречаются и аргументы, большей частью наивные, в пользу сжатого изложения: «его легче писать, так как сделаешь меньше ошибок», «в нем меньше описаний, всяких разных деталей», «учителя больше любят краткость».

«Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».

Если сравнить эти высказывания с тем, что пишут о подробном и сжатом изложении методисты, окажется, что различий не так уж и много.

Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Интересный прием, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение – с матрешкой поменьше, сжатое изложение – с остальными матрешками. «Вот эти последние три матрешки – сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом – две минуты (20 строк), в третьем – минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые изложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст»1.

Если это объяснение сопроводить соответствующим рисунком или схемой, ученики увидят, что текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста.

Очевидно, что подойдет для сжатого изложения не всякий текст, а только такой, в котором есть что сжимать. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного. (Этот критерий почему-то не учитывают составители последней версии экзаменационной работы, предлагающие для сжатого изложения тексты, в которых всего 220–250 слов. Характерна реакция учеников на задание: «Да тут и сжимать-то нечего!»; «Как сократить текст, где двести слов, до девяноста? Оставить каждое второе слово?».)

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации.

По мнению психологов, краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8–9-х классов могут сделать такой пересказ2. Часто слова краткий и короткий в применении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать короче, но при этом нередко исчезает главное, пропускается существенная информация.

Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.

Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.

Способы и приемы сжатия текста

Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста3: 1) исключение подробностей; 2) обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Одни с трудом выделяют главное и находят существенное, увязая в бесчисленных деталях; другие, напротив, сжимают текст настолько, что в нем уже не остается ничего живого и он больше становится похож на план или схему. И в том, и в другом случае мы имеем дело с трудностями процесса абстрагирования. Однако, как и любая другая способность человеческого мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке.

Приведем типы заданий, направленных на сжатие текста.

1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

ПРИМЕР 1

Задание 1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.

Исходный текст

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

(Из журнала)
(176 слов)

 

 

Текст сжатого изложения

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

(90 слов)

 

На этом простом примере можно показать учащимся конкретные приемы сжатия текста:

1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);

2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

При обучении сжатому изложению соблюдается определенная последовательность действий, которую можно записать в виде следующей инструкции.

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

Практика написания изложений с элементами сочинения

Прежде чем перейти к конкретному анализу текстов, выскажем одно общее замечание. По нашему убеждению, изложение «в чистом виде» не имеет того развивающего эффекта, который дают изложение с элементами сочинения и предшествующая ему работа по пониманию текста. «Просто изложение» начиная примерно с 8-го класса ученикам писать уже неинтересно. А вот изложение, осложненное дополнительными заданиями, направленными на выделение главной мысли, работу с заголовком, творческую переработку текста и т.п., учащиеся пишут с гораздо большим интересом, так как оно позволяет, во-первых, глубже понять текст, а во-вторых, включить знание, полученное из текста, в уже существующую систему знаний, продемонстрировать свою эрудицию, проявить творческие способности. При таком подходе изложение в 9-м классе можно рассматривать как определенный этап подготовки к ЕГЭ (написанию части С) в 11-м классе. Пересказывая текст (в первую очередь кратко), ученик уже проделывает серьезную работу по осмыслению его содержания, правильно «отжатый» текст является опорой для написания сочинения.

Приведем несколько типов заданий, по образцу которых можно составлять задания к самым разным текстам. Каждая группа заданий имеет целью тренировку определенного приема работы с текстом.

I. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

Примеры заголовков: «Открытие, которое опоздало на двести лет», «Грустная коллекция», «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» – названия текстов С.Львова; «Человек с Луны» (о Миклухо-Маклае), «Рафаэль скрипичного мастерства» (о Страдивари).

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…).

ПРИМЕР

Герои сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» Шляпочник и Мартовский Заяц, как известно, непрерывно были заняты чаепитием. Когда же посуда становилась грязной, они не мыли ее, а просто пересаживались на другое место.

«– А что же будет, когда вы дойдете до конца? – осмелилась спросить Алиса.

– Не пора ли нам переменить тему? – предложил Мартовский Заяц»…

(Продолжение текста: «Этот диалог приводит в одной из своих книг основатель кибернетики американский ученый Норберт Винер, говоря об использовании природы человеком, ограниченности ее ресурсов…». Текст взят из «Энциклопедии для детей» (том «Биология») и посвящен проблемам экологии.)

ПРИМЕР

Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)

Текст 1

Склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер сделал на пороге XX века выдающееся открытие: восточные берега Южной Америки и западные берега Африки можно совместить так же точно, как соответствующие части детской разрезной картинки-головоломки.

(О чем будет говориться дальше? Что это за открытие?)

Текст 2

В 1913 году геофизик Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или теории дрейфа материков.

(Что это за гипотеза? Какие факты подтверждают ее?)

3. Изложение с продолжением: «Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте свое продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским»4. (Варианты. Продолжите историю так, чтобы стало ясно, почему автор дал рассказу такое заглавие. Попробуйте дописать текст, предложив возможный вариант развертывания событий.)

II. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт5).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно).

III. Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что…

3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

IV. Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… .

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6.?Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато6.

 

Какое бы творческое задание мы ни предложили к изложению, важно, чтобы ученик размышлял над текстом, задавал себе вопросы, строил предположения и проверял их в процессе чтения, а после чтения умел выразить главную мысль, составить план, ответить на вопросы.

Однако «диалог с текстом» на этом не заканчивается7. Следующим важным этапом является обдумывание текста (размышления, рефлексия). На этом этапе ученик задает себе примерно такие вопросы:

• Что нового я узнал из текста?

• Какие факты оказались для меня неожиданными?

• Что я об этом думаю?

• Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

• На какие размышления эти факты наталкивают меня?

• Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино?

• Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?

Цепочка таких вопросов – по сути, алгоритм внутренней работы ученика с текстом. Разумеется, это еще не само сочинение, но этап обдумывания, осмысления текста и инвентаризации своих знаний и представлений очень важен на пути создания текста будущего сочинения.

Если текст изложения посвящен интересному научному факту или актуальной нравственной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание: «Найдите интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая информация, которая заинтересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой материал будет найден, попробуйте сформулировать один или несколько вопросов, которые будут начинаться словами: “Как ты думаешь?”».

Такие задания преследуют цели:

во-первых, актуализировать прежние знания: ведь то, что мы узнаем, определяется тем, что мы уже знаем;

во-вторых, придать обучению активный характер: знания нельзя «вложить», их можно только присвоить;

в-третьих, укрепить веру учеников в свои силы: я уже много (немного, кое-что…) знаю об этом, а значит, могу поделиться своим знанием в сочинении, привести похожие примеры, высказать свое мнение.

ПРИМЕР 2

Исходный текст

Задание. Прочитайте отрывок из книги австрийского писателя Стефана Цвейга «Магеллан». Это – начало художественной биографии великого мореплавателя. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Вначале были пряности. С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали прелесть острых и дурманящих восточных приправ, Запад уже не может и не хочет обходиться без индийских специй, без пряностей, несмотря на то что они были дороги и непрерывно дорожали.

В начале второго тысячелетия тот самый перец, который теперь стоит на кухонной полке у любой хозяйки, сосчитывался по зернышкам и расценивался на вес золота. Ценность его была столь постоянна, что многие города и государства расплачивались им вместо драгоценных металлов. Имбирь, корицу, хинную корку взвешивали на ювелирных и аптекарских весах, наглухо закрывая при этом окна, чтобы сквозняком не сдуло драгоценную пылинку. Как ни абсурдна, на современный взгляд, подобная расценка, она становится понятной, когда вспоминаешь о трудностях их доставки и сопряженном с нею риске.

Каких только опасностей не приходилось преодолевать в пути кораблям, караванам и обозам с пряностями, прежде чем они с зеленого куста Малайского архипелага попадали на свой последний причал – прилавок европейского торговца! В скольких руках не перебывал товар, пока через моря и пустыни он не попадал к последнему покупателю! Современные исследователи подсчитали, что не меньше чем через двенадцать хищных рук должны были пройти индийские пряности, прежде чем очутиться на столе европейца.

Долгий, неимоверно долгий путь! А нет ли другого, более короткого и легкого способа достичь заветной цели? Ответ на этот вопрос стали искать вместе с монархами и купцами мореплаватели. Отвага, побудившая Колумба и Магеллана двинуться на запад, а Васко да Гаму – на юг, рождалась прежде всего из целенаправленного стремления сыскать новый путь на восток.

Как ни покажется это странным на первый взгляд, именно пряности стали вполне земной, материальной причиной всех тех великих открытий, которые были совершены в героический XVI век. Никогда бы монархи и купцы не снарядили флот для отважных конквистадоров, если бы эти экспедиции в неведомые страны не сулили в то же время тысячекратного возмещения затраченных средств.

Вначале были пряности.

(По С.Цвейгу)
(306 слов)

 

Творческое задание. Напишите, как вы относитесь к мысли автора о том, что «именно пряности стали вполне земной, материальной причиной» великих географических открытий.

У девятиклассников текст вызвал самые разные реакции: от «интересный, увлекательный, красивый, никогда ничего подобного не читал!» до «странный, непонятный, какой-то ненормальный».

Приведем некоторые высказывания учеников, работавших по предложенной выше методике: Узнал много интересных фактов. Например, то, что перец ценился на вес золота и что, когда его взвешивали, в доме закрывали двери и окна; Оказывается, пряности, прежде чем попасть в Европу, проделывали огромный путь; Самым неожиданным показалось то, что главной, «материальной» причиной всех великих географических открытий автор считает пряности. Вряд ли можно с этим согласиться. Я читал об экспедициях Колумба и Магеллана, но там ничего об этом не говорилось. Они искали совсем другое. При чем тут пряности? Текст, конечно, интересный, но мысль Цвейга какая-то странная, я бы сказал, парадоксальная. Хотя, может, в этом что-то и есть; Это заставляет посмотреть на известные факты с необычной стороны, наталкивает на разные мысли; Наверное, не случайно текст начинается и заканчивается одной и той же фразой; Хочется еще что-нибудь прочитать о великих мореплавателях, может быть, самого Цвейга, если книга не очень большая. Посмотрю в Интернете. (Ответы на вопросы ученики давали в письменной форме, отсюда книжные обороты и выражения.)

Какую бы оценку тексту ни дали ученики, главное, что он заставил их думать, активно обсуждать прочитанное, сталкивать разные мнения, ничего не принимать на веру, наконец, вызвал желание больше узнать о предмете обсуждения, обратиться к другим книгам, источникам информации. Но ведь именно этих целей мы и добиваемся.

ПРИМЕР 3

Исходный текст8

 

Грустная коллекция

Вы слышали имя Гальвани? Да, да, того самого итальянского ученого, который делал опыты с лягушечьей лапкой и электрическим током.

Сейчас они кажутся нам седой стариной науки, но когда-то были важной страницей в изучении электричества.

Когда Гальвани рассказал о своих опытах ученым собратьям, его подняли на смех.

В 1873 году Французская академия наук большинством голосов отказалась принять в члены академии Дарвина, а спустя пять лет подняла на смех изобретение Эдисона.

Когда физик де Монсель по просьбе Эдисона показал на заседании академии, как работает изобретенный им аппарат для записи и воспроизведения звуков, один из академиков вскочил с места и закричал на него:

– Негодяй! Вы осмелились прийти сюда, чтобы дурачить нас фокусами жалкого чревовещателя! Неужели кто-нибудь из нас согласится поверить, что жалкий кусок металла может повторить благородное звучание человеческого голоса?

И большинство присутствующих поддержали его гневную речь.

Высмеивали и поносили Дженнера, ученого, который предложил прививку против оспы. И того врача, который предложил обезболивание при операциях.

Травили изобретателя парохода. Потешались над изобретателем паровоза. Дразнили изобретателя автомобиля.

Это всего лишь несколько выписок из очень длинной и очень грустной коллекции. Человек, который совершал открытие или изобретал что-то новое, часто видел против себя не одного противника, а многих. И его противники обычно говорили ему так:

– Вы не правы, потому что нас больше.

Иногда они говорили это вежливо. Иногда резко. Иногда злобно. Но всегда с уверенностью, что если их, тех, кто говорит, что этого не может быть, больше, чем тех, кто считает, что это возможно, значит, они правы, а тот, кто упорствует, – упрямец, противопоставляющий себя большинству. Не может быть, чтобы вся рота шла не в ногу, а он один шагал в ногу!

Вы думаете, что все эти печальные истории относятся к далеким временам, когда электричество жило только в лейденских банках, паровозы и автомобили только учились ходить, о радио никто не помышлял?

Конечно, нам, людям XXI века, было бы приятнее думать, что все это в прошлом. Но это не так.

(С. Львов)
(310 слов)

 

После чтения текста проводится беседа:

• Сколько различных фактов травли изобретателей названо в тексте? (Восемь. Слова и словосочетания, содержащие эти факты, выделены в тексте жирным шрифтом.)

• Что говорится об этом?

• Зачем автор рассказывает «все эти печальные истории», к чему он хочет нас призвать?

• В чем смысл заголовка?

• Представьте себе, что содержание текста нужно изложить в виде заметки объемом в 90–100 слов. Напишите сжатое изложение.

 

Творческое задание. Известны ли вам другие подобные примеры? Если известны, напишите об этом. Если нет, объясните письменно смысл названия текста и сформулируйте главную мысль.

Текст сжатого изложения

Гальвани, который известен нам своими опытами с электрическим током и лягушечьей лапкой, в свое время был поднят Французской академией наук на смех. Позже ученые собратья не приняли в члены академии Дарвина и осмеяли изобретение Эдисона.

Затем так же были не поняты Дженнер, предложивший прививку против оспы, изобретатели парохода, паровоза, автомобиля… Их высмеивали, травили, поносили.

Выписки из этой грустной коллекции можно делать до бесконечности. К сожалению, ситуация, когда большинство считает, что оно право, а кто-то один не прав, случается нередко и в наши дни.

(83 слова)

 

Приведем сочинения двух учеников, выбравших первую тему.

1.ТекстСергея Львова посвящен проблеме непризнания ученых и их изобретений. Не только в прежние времена, но и сегодня многие открытия не встречают понимания, а тех, кто их придумал, высмеивают и травят.

Представьте себе такую картину: что было бы, если бы не признали Ньютона с его открытием земного притяжения? Совершенно верно, человечество отстало бы на много веков, не было бы многих других изобретений, человек не полетел бы к звездам.

Почему-то ученых часто признают гениальными только после их смерти. Например, Джордано Бруно, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца, признали еретиком и по приказу католической церкви сожгли на костре. А теперь мы преклоняемся перед силой его ума и говорим о нем как о борце за правду в науке.

Таких историй было много всегда, и, к сожалению, они никогда не кончатся, поскольку всегда будут существовать люди, которые не хотят, «чтобы вся рота шла не в ногу, а он один шагал в ногу».

(148 слов)

 

В качестве примеров травли ученых в «сочинительной» части чаще других ученики обращаются к истории генетики и кибернетики. Однако нам показалось интересным привести здесь сочинение, в котором использованы менее известные факты.

2. Немало примеров, подобных тем, что приводит в своей статье С.Львов, к сожалению, можно найти и в истории XX века. Вот только некоторые из них.

Сергей Павлович Королев, о значении которого в истории научной мысли не приходится говорить, всю свою жизнь сталкивался с непониманием окружающих. Ему не верили, его травили так же, как Гальвани, Эдисона или Дженнера.

«Не заметили» в свое время и ученого, разработавшего систему невидимости самолетов для радаров. А позже американские военные случайно наткнулись на его книгу, и вот «Стелсы» – гордость ВВС США.

Упорно сопротивлялось советское Министерство обороны изобретению активной танковой брони, а сколько потом жизней солдат было спасено во время чеченской войны благодаря установке этого нововведения на танке Т-72!

Этот печальный опыт учит нас внимательно относиться ко всем, даже самым необычным и сумасшедшим, идеям, чтобы не проглядеть действительно ценного, не пополнить «грустную коллекцию» не признанных вовремя изобретений.

(140 слов)

 

Опыт показывает, что наилучших результатов достигают те учителя, которые при подготовке к экзаменационному изложению обучают пониманию текста. Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений: понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения, выделять главное, вести диалог с текстом, составлять свое мнение о прочитанном, соотносить исходный текст с имеющимися знаниями и личным опытом и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы особенности подробного и сжатого изложения? В чем вы видите преимущества каждого из этих видов изложений?

2. Назовите два основных способа сжатия текста. Как они связаны между собой?

3. Какие из предложенных типов заданий к изложениям с элементами сочинения показались вам наиболее интересными? Какие задачи они решают?

4. Каковы основные этапы работы с текстом при обучении изложению с элементами сочинения? Какие из них вы считаете наиболее эффективными?

Литература

1. Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе // Русский язык, № 8/2007.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.

3. Евграфова С.М. Секреты изложения // Русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

4. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // Русский язык, № 23/2007.

5. Хаустова Д.А. Разные типы изложений // Русский язык, № 3/2006.


1 Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в 4-м классе // Русский язык в школе. 1971. № 2.

2 Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. С. 215.

3 Владение способами (приемами) сжатия текста в новой форме экзамена в 9-м классе выделено в самостоятельный критерий оценивания изложения (ИК2). Если экзаменуемый владеет этими способами, он получает 1 балл. Если не владеет – 0 баллов.

4 Текст взят из книги: Львов С. Можно ли стать Робинзоном? М.: Детская литература, 1968.
С. 48–49.

5 Концептом (концептуальной информацией) в науке о тексте называется «смысловое ядро», «средоточие текста». Понятия концепта и главной мысли не тождественны. В тексте может быть воплощена не одна главная мысль, а совокупность мыслей и взглядов автора, т.е. концептуальная информация. См., например: Гальперин И.Р. Лингвистика текста // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Составитель М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984. С. 152–153.

6 Три последних вида изложений С.А. Котельникова называет изложением с перегруппировкой материала. См.: Русский язык в школе. 1996. № 3. С. 20–29.

7 О методике «диалога с текстом» см.: Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. С. 55-140.

8 Текст взят из книги: Львов С. Можно ли стать Робинзоном? М.: Детская литература, 1968.
С. 48–49.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru