Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

Комплексная работа с текстом

Уважаемая редакция!

Очень нравится ваша газета. Часто пользуюсь материалами коллег, а отправить свои наработки как-то не решалась. Хочу предложить разработку урока русского языка в рамках комплексной работы с текстом на основе рассказа-затеси В.П. Астафьева «Весенний остров». Выбор не случаен: школа, в которой я работаю, носит имя этого писателя. Надеюсь, что тоже смогу помочь коллегам в подготовке урока в 9-м классе и при подготовке к экзамену.

О.Г. Еремина

 

Цели урока:

• отработка умения анализировать текст комплексно (композиционно, стилистически, лексически);

• развитие устной и письменной речи учащихся;

• воспитание уважения и любви к родному краю.

ХОД УРОКА

Чтение текста учителем без заглавия.

ВЕСЕННИЙ ОСТРОВ

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.

Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?

Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее. Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступал по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник. И кончится так и не начавшаяся ночь. Утром-то я и увидел впереди остров. В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а по низу острова кипел вершинами лес.

Берега яркие, в сочной зелени – так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.

Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и огненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они отцвели и семя уронили, а тут…

– Весна на острове! Весна!..

Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все не удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!

Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.

Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и, когда обсохли его берега, всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны – и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничего не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете – не важно. Главное, что она приходит.

(445 слов)
(В.П. Астафьев)

 

Вопросы и задания к тексту

1. Какова тема данного текста, его основная мысль?

2. Озаглавьте текст, объясняя свой выбор. Сравните с авторским (сообщается название).

Учащимся выдаются тексты.

3. Определите тип и стиль. Почему автор выбрал именно такую форму?

4. Где происходит действие? Составьте смысловой ряд, доказывающий вашу точку зрения.

5. Какие языковые средства использует писатель для передачи своего настроения, увиденной картины?

6. Объясните значения следующих слов и словосочетаний (можно своими словами или пользуясь толковым словарем).

Остров (часть суши, со всех сторон окруженная водой).

Нос парохода (передняя часть судна).

Корма парохода (задняя часть судна).

Порог на реке (каменистое возвышение поперек речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство).

Кедрач (лес из кедровых деревьев).

Птичий косяк (стая).

Лог (широкий и длинный овраг).

Распадки (узкие долины).

7. Составьте словарный диктант из 8–10 словосочетаний на различные орфограммы. Объясните их написание.

8. Определите морфемный состав слов: (о) весеннем, впереди, торопился, пароход. Как помогает в этой работе знание морфологии?

9. Подберите из текста предложения на различные пунктограммы, объясните постановку знаков препинания или их отсутствие графически.

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос: «Как вы понимаете слова В.П. Астафьева: “К каждому человеку поздно или рано приходит своя весна”?».

ЛИТЕРАТУРА

1. В.П. Астафьев. «Весенний остров» (любое издание, а также сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы).

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотипн. М.: Русский язык, 1982. С. 816.

О.Г. Еремина,
Красноярский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru