Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

6-й класс

К урокам по изучению лексики и фразеологии

 

Предлагаемые отрывки из книги Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова» можно рассматривать как смешной и полезный материал к урокам по изучению лексики и фразеологии в 6-м классе или к урокам обобщающего повторения в старших классах.

В 6-м классе в центре внимания могут быть такие вопросы и задания:

Найдите фразеологизмы, объясните их значение. Каково, по-вашему, их происхождение?

Все ли они употреблены в общепринятом значении? Какие предложения с фразеологизмами вам кажутся смешными и почему?

Какое слово употреблено и в прямом, и в переносном значении?

Какие эпитеты вам кажутся необычными?

На уроке в старших классах с помощью предлагаемого материала можно повторить не только фразеологизмы. Вот примерные вопросы и задания по стилистике, синтаксису и пунктуации.

Какие приметы разговорного стиля – морфологические, лексические, синтаксические – обнаруживаются в данных отрывках?

Какие здесь есть вводные слова и какие можно по ошибке принять за вводные?

Найдите предложения:

а) сложносочиненное; б) сложноподчиненное с придаточным времени; в) бессоюзное сложное; г) сложноподчиненное с однородными придаточными; д) простое двусоставное неполное; е) с обособленным уточняющим обстоятельством; ж) с необособленным сравнительным оборотом.

Какие виды односоставных предложений есть в данных отрывках? Приведите примеры.

В каком предложении употреблено сказуемое, совмещающее признаки составного глагольного и составного именного?

Как-то весной, в начале мая, мама Евлампьевна и говорит Васе:

– Васьк, кур-то у нас много. И утки есть. А вот поросят нету. Не купить ли?

– Мам, – говорит Вася, – да ну их! Хрюкать начнут – отбою от них не будет.

– Васьк, – говорит Евлампьевна, – да много ли тебе надо отбою? Похрюкают и перестанут.

Он шел к выходу и думал: «Хоть я и деревенский парень, а грубиян». Это ему нравилось. Ему хотелось быть грубияном и тертым калачом, да, пожалуй, и от стреляного воробья он бы не отказался.

– Пара поросенков, мам, – сказал Вася, кладя мешок на землю.

– Да неси их скорее в избу! Застудишь. Они небось махонькие.

Пока Вася развязывал мешок, поросята шевелились в нем и повизгивали.

– Да развязывай же скорее! – кричала на Васю Евлампьевна.

– Куда спешить-то, мам?.. – отвечал Вася, развязав мешок. Он встряхнул его, и из мешка, ощерясь и вроде даже противно улыбаясь, вылез рыжий облезлый пес.

«Как же пес оказался в мешке? – думал Вася. – Не через дырку же пролез! Значит, черноусый мешки переменил, пока я деньги считал. Вместо мешка с поросятами подсунул мешок со псом».

«А пес-то какая свинья! – думал Вася. – Сидел в мешке и нарочно похрюкивал. Надо было его поленом огреть...»

«А я-то хорош! – думал Вася далее. – Развесил уши: мол, я тертый калач! А сам – лопух лопухом».

– Ну что, мешочник, – сказал Вася, – совсем совесть потерял? Свинью в мешке изображаешь?.. Твое счастье, что у меня от сердца отлегло. Иначе не миновать бы тебе по башке поленом.

Да, вот какие получились дела. И в голову не пришло старшине Тараканову, что Курочкин и есть тот самый мошенник, а Вася – простой человек.

«Устал как собака, – думал Вася, выходя из милиции, – и не выспался».

Жизнь Васина потекла теперь самым обычным образом. Она, как говорится, вошла в свою колею.

Но колея эта Васе не очень-то нравилась. Ему хотелось, чтобы она была с каким-нибудь вывертом, с загогулинкой.

Однако откуда было взяться этой загогулинке, если с утра до вечера приходилось ему учиться на механизатора, часами сидеть над книжкой с мощным названием «Трактор»? И если он видел какую-нибудь загогулинку, так только в руках тракториста Наливайко, который ковырялся ею в тракторном моторе.

Н.А. ШАПИРО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru