Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

7-й класс

 

Дидактический материал по теме
«Причастия».

Правописание причастий

 

Н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите прилагательные и причастия по столбикам. Укажите графически, как вы определили причастия.

Зва_ый вечер, кипяч_ное молоко. Маринова_-ные грибы, беше_ный пес, око_ные рамы, выполне_ная работа, смышле_ный ребенок, разгада_ная тайна, спрята_ное мороженое, кожа_ные перчатки. Запута_ная история, журавли_ные крики, изране_ный солдат, рва_ная одежда, выуче_ный урок, плете_ная дедушкой корзина, заплете_ная коса, кроше_ный мел, прочита_ная книга, багря_ый закат. Румя_ный пирожок, позолоч_ное кольцо, серебря_ная ложка.

Карточка 2. Выпишите только причастия.

Варе_ный картофель, замороже_ные фрукты, хорошо выпече_ный хлеб, выкраше_ный пол, сплете_ные ленты, золоче_ная рама, иллюстрирова_ный журнал, асфальтирова_ное шоссе, утопта_ная тропинка, хорошо выбеле_на, растеря_ные в дороге вещи, ветре_ный день, обветре_ное лицо, безветре_ная погода, груже_ные кирпичом машины.

Карточка 3. Измените словосочетания так, чтобы причастия стали прилагательными, а прилагательные – причастиями. Вставьте пропущенные буквы.

Зва_ные гости, покраше_ый пол, краше_ные стены. Беле_ная ограда, побеле_ные деревья, море_ный дуб, мороже_ная дичь, суше_ные яблоки. Пече_ный картофель, запече_ная рыба, зажаре_ная в сметане рыба, жаре_ные грибы, соле_ный сыр, засоле_ные грузди, кале_ные орехи. Пута_-ный ответ, запута_ные веревки.

Карточка 4. Прочитайте и озаглавьте текст. При списывании разделите его на два абзаца. Расставьте знаки препинания, графически объясняя их. Вставьте пропущенные буквы.

Путь на озеро был долог. День стоял тума_ный засыпан_ый сухими берез_выми листьями. Посвист_вали синиц_ курлыкали журавли над вершинами сосен. Ваня узн_вал старые места лесные заброш_ные дороги уводившие в зар_сли оси_ника прос_ки заросшие вереском бе_смертником и колосистой травой и мур_вьиные тропы в рыжем зернистом песке. Над лесным краем стояла прозрачная т_шина та особенная т_шина когда кажет_ся что зв_нит даже паутинка перелетающая через поляны. (К.Паустовский)

Карточка 5. Прочитайте и озаглавьте текст. При списывании разделите его на абзацы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их. Вставьте пропущенные буквы.

Просторная новая те_раса дачи была ярко освещ_на лампой и четырьмя канделябрами рас_тавле_ными на дли_ном ч_рном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад густо обступивший со всех сторон дачу потонул в темном мраке. Только листья с_рени в упор осв_щаемые лампой ре_ко и странно выступали из темноты. (Не)подвижные гладкие бл_стящие точно выреза_ные из зеленой жести. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи г_рели ровным (не)мигающим пламенем. Было душно и чу_ствовалось что в нагретом наэлектризова_ном воздухе медленно надвигалась ночная гроза. Пахло медом цв_тущей липой. (А.Куприн)

Карточка 6. Спишите текст, образовывая от глаголов в скобках страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Вскоре князь ост_новился. Множество колодцев (обложить) ветвями саксаула было (разбросать) посреди (истоптать) скотом (выжечь) степи. Большой каме_ный идол (высечь) из целого камня глядел слепыми выпуклыми глазами, держа в руках каме_ную чашу. Князь Тами а за ним и все остальные путники спешились и поочередно пол_жили идолу в чашу по кусочку (вялить) баранины лепешек или (не)сколько зерен ячменя. (В.Ян)

Карточка 7. Переставьте абзацы, чтобы получился связный текст. При списывании расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

Натюрморт

И.И. Машков. «Снедь московская»
И.И. Машков. «Снедь московская»

Вот натюрморт написа_ный И.И. Машковым. Он называется «Снедь московская». Хлебы. Круглый красного дерева стол и полка уставле_ны и увеш_ны хлебными изделиями. Здесь ржаной с поджаре_ным краем хлеб румя_ные ватрушки подрумяне_ный пышный каравай глазирова_ные пирожки кренделя бублики усыпа_ные ч_рными дробинками мака.

Художники пишущие натюрморты передают в своих картинах красоту даров природы и вещей созда_ных руками человека.

Обилие хлеба яркие красочные сочетания светлый фон создают ощущение радости и довольства. (По С.Дружинину)

Карточка 8. Спишите текст, деля его на абзацы. Расставьте пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Война подходила к концу и мать Коли посеяла на огород_ полоску пшениц_. Когда собрали первый урожай бабушка испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были румя_ные п_хучие. Бабушка смазала их масл_ным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От корж_й ш_л пар и они св_тились как два маленьких посоле_ных солнца. Мальчик с_дел перед столом и его ввалившиеся глаза пр_р_сли к коржам. Он ждал когда его уг_стят и вдыхал в себя дух испеч_нного хлеба. Наконец бабушка подошла к нему и сказала Отведай внуч_к моего коржа. Корж та_л с (не)уд_ржимой силой. И его скоро (не)стало. А второй корж, такой же подрумяне_ный и вкусный, бабушка попросила отнести деду. (По Ю.Яковлеву)

Карточка 9. Вставьте, где надо, букву н.

1) Скоше_ный;

2) рва_ный;

3) ране_ный в ногу;

4) вяза_ный свитер;

5) сорва_ные цветы.

 

1) Свящ_ные книги;

2) протопле_ная печь;

3) лакирова_ная мебель;

4) стриже_ный в кружок;

5) обнародова_ные документы.

 

1) Жаре_ный в масле;

2) тисне_ный золотом;

3) покраше_ный пол;

4) сожже_ные документы;

5) задача реше_на.

 

1) Краше_ный карниз;

2) подсушен_ое белье;

3) беле_ые стены;

4) жела_ная весть;

5) уже ноше_ная вещь.

Гласные в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени

Карточка 1. Переставьте местами предложения, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.

Странно видеть в (не)пролазной завал_ной бурьяном дикой чащ_бе зеленые ра_работа_ные человеком поля. Протопт_ная в ягодниках и мхах тр_пинка ведет к опытному полю устро_ному на болоте. Поле окруж_но лесом болотистой тайгой. Сквозь нависшие увеш_ные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек.

Карточка 2. Переставьте предложения местами так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты и выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.

Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова (не)выдум_ваются а образуют_ся от старых по определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое из них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда наша р_кета достигла поверхности Луны и доставила на нее советский вымпел. Наша страна вписала в историю освоения космоса новую страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А на Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые победы в изучени_ вечного спутника Земли.

Карточка 3. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания и выделяя причастные обороты. Укажите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.

Хорошо утопт_ная тропинка пр_вела к жив_-писному болоту образовавш_муся из лесной заросш_й речки. Кое-где в_днеются брош_ные в яркую зелень ч_рные зеркала вод. Яркая зелень камыша перемешивалась (с,з)десь с белыми обл_ками цветущ_го дягиля кудрявого ивн_ка спл_тившегося по берегу болота (с,з)держивая напор елового леса. Когда идеш_ лесом невольно хватаеш_ся за ветки протянувш_ся к тропинк_.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru