Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

ученика(цы) 6-го __ класса

 

1. Лексикология – ___________________________________________________________________

2. Лексика – ________________________________________________________________________

3. Лексикон – _______________________________________________________________________

4. Запишите пословицы, в которых есть слово слово. Подчеркните в пословицах грамматические основы.

5. Найдите в толковом словаре примеры однозначных и многозначных слов.

6. Прочитайте диалог.

Учитель говорит ученику, читающему вслух:

– Читай про себя.

– Там про меня не написано.

Почему ученик не понял учителя? Объясните лексическое значение выражения про себя.

7. Какие профессиональные слова употребляют врачи, моряки, инженеры? Приведите примеры профессиональных слов.

8. Выпишите из сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» 10 диалектных слов. Объясните их значение.

9. Выпишите общеупотребительные слова в один столбик, а диалектные – в другой.

Рушник, балакатъ, волна, вязенки, страна, фельетон, чувствовать, певень, полк, воин, рыбалка, бучило, трещотка, бордовый, дыхало.

10. Составьте синонимические ряды.

Например: идти – шагать, ступать, топать.

Красный – _________________________________________________________________________

Нежный – __________________________________________________________________________

Поэт – _____________________________________________________________________________

Говорить – _________________________________________________________________________

11. Вспомните и запишите пословицы, в состав которых входят антонимы. Например: Мягко стелет, да жестко спать.

12. Составьте пары предложений с омонимами.

13. Составьте словосочетания с паронимами.

Например: дождевой – дождливый, обсудить – осудить.

14. Подчеркните устаревшие слова.

Книга, дом, поло?н, колчан, вельможа, некоторый, зело, пиит, каждый, оный.

Объясните значение устаревших слов.

15. Подберите синонимы к архаизмам.

Око – _____; чело – _____; ланиты – _____; уста – _____; выя – _____; рамена – _____; десница – _____; шуйца – ______.

16. Подчеркните неологизмы, которые появились в связи с развитием компьютерной техники.

Мне нужно забрать у друга дискету.

Я бы советовал тебе поменять провайдера.

Открой файл и найди нужную информацию.

Мой компьютер устарел, придется купить новый.

17. Составьте кроссворд из терминов, относящихся к лексикологии.

С.Л. УРЕКЕ,
учитель города-2007,
гимназия № 5,
г. Мурманск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru