Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Государственная итоговая аттестация
по русскому языку в 9-м классе,
или Что делать?

Ни для кого не секрет, что государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-м классе, о которой так долго «мечтали» учителя и ученики, объявлена и набирает темп. Естественно, встает вопрос: что делать? Как подготовить ученика к независимому выпускному экзамену?

Ответ очевиден: участникам учебного процесса не следует впадать в панику, а стоит продумать, как сделать так, чтобы ученик как можно раньше начинал привыкать к формату выпускных экзаменов по русскому языку.

На наш взгляд, разумным является включение материалов, аналогичных ГИА-9 и ЕГЭ-11, в структуру урока, в содержание контрольных работ.

Для примера приведем варианты тестовых заданий, построенных с учетом содержания и кодификации ГИА-9, проводимых в 6-м классе на этапе повторения учебного материала в начале года.

ВАРИАНТ 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

(1) Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. (2) Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

(3) Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. (4) Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(5) Вечер теплый... (6) Но такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. (7) И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. (8) Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

(По М.Пришвину)

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик, очарованный красотой осеннего леса, любуется природой.

2. Рассказчик удивлен очарованием весеннего утра, такого не похожего на остальные утра.

3. Рассказчик испуган разговором деревьев.

4. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает деревья с людьми.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

1. Рассказчик – человек нелюдимый, одинокий, не хочет разговаривать с людьми.

2. Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.

3. Рассказчик – человек любопытный: он хочет знать, кто о чем говорит.

3) В каком значении употреблено слово шоколадные (предложение 1)?

1) Сделанный из шоколада;

2) цвета шоколада;

3) сладкий;

4) милый, любезный сердцу.

4) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1–2;

2) 2–3;

3) 4–5;

5) 5–6.

5) Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 7?

И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

1) Сравнение;

2) синонимы;

3) однородные члены предложения;

4) олицетворение.

6) Из предложений 7–8 выпишите слово(а) с орфограммой «Буквы зс на конце приставок».

7) Из предложений 3–4 выпишите слово(а), правописание корня в котором(ых) определяется правилом: «В этих корнях пишется гласная е, если после корня нет суффикса -а, и гласная и, если после корня следует суффикс -а».

8) Замените словосочетание «смолой березы» синонимичным. Запишите это словосочетание.

9) Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.

10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.

Возьмешь одну почку,1 разотрешь между пальцами,2 и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы,3 тополя или черемухи.

11) Выпишите номера сложных предложений, части которых соединены союзом и.

12) Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

 

ВАРИАНТ 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

 

СТАРЫЙ ДЕД

(1) У старого огромного пня я сел прямо на землю, пень внутри – совершенная труха. (2) Но эту труху держит твердая крайняя древесина. (3) А из трухи выросла березка и распустилась. (4) И множество цветущих трав поднимается с земли к этому огромному пню, как собираются внуки к любимому деду...

(5) На самом пне, на одном только светлом солнечном пятнышке, на горячем месте, я сосчитал десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы. (6) Вокруг высокие папоротники собрались, как гости. (7) А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра, один папоротник наклонится к другому, шепнет что-то, и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

(8) И снова тишина...

(По М.Пришвину)

 

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик описывает своего старого деда, которого он все время вспоминает.

2. Рассказчик пересказывает рассказы своего старого деда о деревьях в лесу.

3. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает старый пень с любимым внуками дедом.

4. Рассказчик испуган встречей с любимым дедом в лесу, потому что рассказчику не разрешали уходить из дому.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

1. Рассказчик очень любит своего деда и ни о ком другом не хочет говорить.

2. Рассказчик – человек нелюдимый: кроме своего деда, он не знает никого.

3. Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.

3) В каком значении употреблено слово крайняя (предложение 2)?

1) Находящаяся на самом краю;

2) виноватая;

3) составляющая верхний слой.

4) последняя в очереди.

4) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1–2;

2) 2–3;

3) 3–4;

4) 6–7.

5) Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 6?

Вокруг высокие папоротники собрались, как гости.

1) Метафора;

2) синонимы;

3) однородные члены предложения;

4) олицетворение.

6) Из предложений 3–4 выпишите слово(а) с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

7) Из предложения 8 выпишите слово(а), правописание приставок в котором(ых) определяется правилом: «В этих приставках написание гласных букв постоянно».

8) Замените словосочетание «на солнечном пятнышке» синонимичным. Запишите это словосочетание.

9) Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.

А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра,1 один папоротник наклонится к другому,2 шепнет что-то,3 и тот шепнет третьему,4 и все гости обменяются мыслями.

11) Выпишите из текста номера сложных предложений.

12) Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

И.Л. СТАРИКОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru