Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2008

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Элементы занимательности на уроках русского языка

В этой работе представлены разнообразные формы элементов занимательности, которые сделают изучение русского языка увлекательным, помогут активизировать знания ребят, развить чувство языка и умение внимательно всматриваться в языковые явления.

В последнее время я стала чаще практиковать новые формы ведения уроков: урок-конференция, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-диспут, урок-лекция, урок-зачет. Когда на уроках не скучно, появляется возможность прививать ученикам любовь к своему родному языку, пробуждать желание постичь его тайны.

И.Ч.

 

Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых
представлений о педагогическом процессе
заключается как раз в убеждении, что
процесс этот должен протекать угрюмо
.

Дж. Родари

«Держава детства», по мнению С.В. Михалкова, всегда нуждается в поддержании бодрого, мажорного тона. Ребенок по своей природе оптимист, он радуется всему новому, познавая мир, видит в нем подчас столько, сколько не может увидеть взрослый. Для него радостью становится яркий цветок, летящая бабочка, пробегающий заяц, поющая птица, новая игрушка, увлекательная книга. И это чувство удивления и радостного восприятия жизни нужно развивать, поддерживать, воспитывать.

Одна из основных причин того, что ученики средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и увлекательно знакомим детей с богатством русского языка, недостаточно убедительно говорим о его способности выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка».

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учеников любовь к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но один из них, я считаю, – это применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков. Особенно важна занимательность в начале изучения курса в 5–9-х классах. Если дети полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

Первый урок в 5-м классе начинается с беседы о русском языке, в которой, кроме высказываний Л.Успенского, К.Паустовского, приведенных в учебнике, можно привлечь слова М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. На дом ученикам можно предложить задание: найти и красочно оформить высказывания о русском языке видных деятелей, писателей. В дальнейшем успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные ученикам факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает детей в том, что овладеть языком – значит действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить точно и ярко. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали. Например, какие выводы об особенностях разных языков можно сделать, изучая географическую карту?

– Отправимся к берегам Адриатического моря. Недалеко от побережья Хорватии находим остров со странным названием Крк. Оно состоит из одних согласных! Двигаясь в юго-западном направлении, увидим острова Црес, Хвар, Брач, Млет, порт Сплит, к северо-западу от этого города – города Дрниш и Дрвар, к востоку от них – город Брложнш.

Какие особенности языка отражают эти названия?

 

(По сравнению с русским языком в хорватском и других южнославянских языках преобладают согласные звуки. Уточним, что среди трех согласных, встретившихся в топонимах подряд, один из звуков – сонорный [р, л, м, н], при произнесении которого голос преобладает над шумом. То есть сонорный звук берет на себя функции гласного.)

– Рассмотрим карты южнославянских стран. Какие названия напоминают о родстве русского и южнославянских языков?

(Города Любляна, Загреб, Сараево, Нови-Сад, Прибой, Яйце, Суботица в республиках бывшей Югославии; Оряхово, Русе, Разград, Стара-Загора, Подкова – в Болгарии. Эти топонимы – факты языка, позволяющие убедиться в родстве славянских народов, подумать над историческими путями, которыми шли народы, а значит, и языки.)

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

Есть множество способов классифицировать игры. Например, так.

1. Учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить изученный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний. Например, найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову; задача играющих: кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову ломать? Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде.

Когда отведенное время истекло, списки проверок читаются вслух. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок.

(Обратный вариант игры: кто за 5 минут придумает больше слов, для которых может быть проверочным слово дом?)

«НАСЫЩЕННЫЙ ТЕКСТ»

Ход игры. Играющим предлагается сочинить связный интересный текст, в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму. Эти слова в тексте нужно подчеркнуть. (На работу лучше отвести не менее двух дней.)

В указанный срок все желающие могут прочесть свои тексты вслух, объявив при этом, сколько слов с заданной орфограммой удалось использовать (формы одного слова считаются за одно). Если позволяет время, хорошо прямо в классе прочитать вслух тексты и проверить, соблюдены ли в них условия игры. Можно провести взаимопроверку или просто сдать тексты учителю.

Победителем становится тот, у кого при максимальном количестве использованных слов будет самый интересный и остроумный рассказ. Особенно эффектный приз: весь класс пишет диктант по лучшему тексту, а победитель от него освобождается. Например:

Правописание частиц и приставок не и ни

В никакой стране жил-был некто. Он никогда никому не называл своего имени. Может быть, у него и не было имени, а может быть, его и звали Некто.

Да и некому было звать его по имени – не было у него ни жены, ни детей, ни родственников. Он всегда сидел дома и никогда не выходил на улицу, никто из соседей его не встречал и ничего о нем не знал.

Домик Некто был небольшой. Гостей у него не бывало, и сам он ни к кому не ходил. Жизнь свою он никогда не менял: рано вставал, ложился тоже не поздно, день проводил в полном одиночестве.

Однажды холодным зимним вечером он лег спать, а утром не стал просыпаться – незачем было. Вот так и закончилась печальная жизнь человека по имени Некто.

2. Комбинаторные – достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка.

«СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР»

Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например, словесность. Задача играющих – за отведенное время (около 5 минут) составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и др.

Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов. Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова.

Цели. Игра развивает способность находить новые варианты комбинирования, работать быстро и сосредоточенно, расширяет словарный запас.

«Энтимологический словарь»

(Игра подходит только для старшеклассников и проводится в виде длительного конкурса.)

Ход игры. Эту игру можно по праву назвать любимейшим развлечением лингвистов. Своим забавным названием она обязана просторечному варианту произношения слова этимология. Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например: едкий – пригодный в пищу, нелепица – некачественный пластилин. Чем правдоподобнее и неожиданнее «энтимологическое» толкование, тем смешнее получается. Придуманные варианты читаются или вывешиваются в классе.

Антипод (грамм.) – над.

Баранка – овца.

Весельчак – гребец.

Головотяп – палач.

Графин – муж графини; и т.д.

3. Аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Ход игры. Задача играющих – проанализировать предложенный ряд из четырех элементов и назвать лишний, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. В ответе нужно объяснить, почему именно это слово лишнее.

Найдите «четвертое лишнее»:

1) Дом невелик, да скучать не велит.

2) Хлеб да каша – пища наша.

3) Маленький, да удаленький.

4) Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение – 2: да = и, в остальных случаях да = но.)

4. Ассоциативные – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека.

 

«НАМЕКИ»

Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут вместе встречаться в жизни, быть связаны неким общим сюжетом, идиомой, одно может быть похоже на другое, связаны могут быть смысл разных слов и их звуковые оболочки, связь может быть чисто ассоциативной.

Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.

Предлагаемые задания-намеки помогут познакомить ребят с игрой. В скобках даны ответы, при необходимости с пояснением.

К – сумка (кенгуру).

Б – нос (Буратино).

Т – летать (летающая тарелка).

• М – лягушонок (Маугли).

5. Контекстные – игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот – передавать информацию самыми разными способами.

«ДОПОЛНИТЬ ТЕКСТ»

Ход игры. Ребята получают текст с купюрами. Он должен быть достаточно выразительным в стилистическом отношении: научным, публицистическим, художественным. Играющим предлагается за определенное время (от 3 до 15 минут, в зависимости от длины текста) заполнить пропуски, стремясь максимально приблизиться к тексту оригинала. Можно работать по одному или небольшими группами.

В некотором [царстве, в некотором государстве жил да был] старик со старухою, [и был у них сын] Мартынка. Всю [жизнь свою] занимался старик охотою, бил [зверя и птицу], тем и сам [ кормился, и семью] питал. Пришло [время – заболел старик] и умер. Мартынка с матерью [потужили-поплакали, да делать-то] нечего: мертвого [назад не воротишь]. Пожили с неделю и проели весь [хлеб, что в запасе] был. Видит старуха, что больше [есть нечего], надо за денежки приниматься. Старик-то [оставил им] двести рублей. Больно [не хотелось ей] починать кубышку, [однако сколько] ни крепилась, а починать нужно – не [с голоду же помирать]!

(Русская народная сказка
«Волшебное кольцо»)

6. Языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в меньшей степени, хотя являются самыми значимыми для постижения устройства языка.

«ГЛОКИЙ ЯЗЫК»

Ход игры. Прежде чем начинать игру, ведущий разбирает с ребятами знаменитую фразу Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка (если класс не работал с ней раньше). Ребята убеждаются, что, во-первых, в этой фразе ничего не понятно, поскольку таких слов в русском языке нет; во-вторых, очень многое все-таки понятно, например, можно с уверенностью сделать полный синтаксический разбор предложения и морфологический разбор всех слов в нем.

Постепенно формулируются правила «глокого языка». Все корни в нем – вымышленные, не существующие в русском языке. Остальные морфемы, служебные слова и правила грамматики – русские.

Когда правила сформулированы, игроки получают задание: продолжить рассказ о куздре. Сочинять можно самостоятельно или в группах по два-три человека. На эту работу нужно отвести не менее 10 минут.

Когда время истекает, все по очереди медленно читают свои рассказы вслух, а остальные игроки следят за соблюдением правил «глокого языка». Побеждает тот, кто написал самый интересный рассказ и не нарушил правил.

Для примера и вдохновения хорошо прочитать ребятам и разобрать с ними этот рассказик Л.Петрушевской, написанный на «глоком языке».

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

– Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

– О-е-е, о-е-е! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А калуша волит:

– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

– Калушата подудонились, калушата подудонились!

Зюмо некузявые, пуськи бятые!

7. Творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино; Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Цели. Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

«ОДИН ОДИНОКИЙ ОРИГИНАЛ»

Ход игры. Для начала ведущий предлагает всем проверить свою память. Он произносит забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить (можно говорить по очереди или хором, но повторение должно звучать только один раз). Затем ведущий произносит следующую фразу, а играющие должны правильно повторить первую и вторую. Ведущий произносит третью – они повторяют первую, вторую и третью и т.д. Тот, кто сумел повторить все девять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью. Вот эти фразы:

Один одинокий оригинал.

Два диких дикобраза.

Три трепетных тщедушных таракана.

Четыре черствых чародея чесали череп чудаку.

Пять пухлых пигалиц приятно пели, плотно пообедав.

Шесть шаловливых шакалов швырялись шелковыми шапочками.

Семь сумрачных сов скоро составят счастливое семейство.

Восемь волооких воробьев весело варили вишневое варенье.

Девять дюжих дурней доили деревянного дракона.

После проверки памяти все вместе формулируют правила составления девяти фраз: каждая следующая фраза начинается со следующего по порядку числительного, при этом все слова в ней начинаются с одной и той же буквы, к концу фразы становятся длиннее.

Теперь каждый может попробовать себя в составлении таких «девяток». Можно объявить конкурс на лучший вариант и через несколько недель подвести итоги, назвав лучшие «девятки». После этого их хорошо вывесить в классе, чтобы все имели возможность потренировать память.

Если учитель на своем уроке будет использовать элементы занимательности, то заинтересованность учеников к его предмету возрастет.

Например, урок можно начать с лингвистической разминки (задания даются в тестовой форме, что облегчает восприятие).

1. Найдите глаголы II спряжения:

а) задержаться, б) спать, в) отвечать, г) расстилать, д) солить. (А, б, д.)

2. Найдите глагольные формы совершенного вида:

а) возразить, б) скрываться, в) задумавшись, г) купленный, д) решить. (А, в, г, д.)

3. Найдите страдательные причастия:

а) устроивший, б) построенный, в) гонимый, г) смотрящий, д) поющий. (Б, в.)

4. Найдите словосочетания с деепричастиями совершенного вида:

а) идет задумавшись, б) признавая ошибки, в) опустив голову, г) радуясь жизни, д) решив задачу. (А, в, д.)

5. Найдите глаголы изъявительного наклонения:

а) ходишь, б) напишите, в) думаю, г) хотелось бы, д) обратитесь. (А, в.)

6. Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик-, б) -ащ-, в) -у, г) -ся, д) -ишь.

Ответы: а) существительное: ключик, б) причастие: держащий, в) существительное, если это окончание: брату; или наречие, если это суффикс: сбоку, г) глагол: купаться, д) глагол: стоишь.

На разных этапах урока можно использовать элементы занимательной лингвистики, например:

1. К какой части речи относятся слова:

пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой?

(Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть существительными, глаголами, прилагательными. Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами.)

2. Определите, какими частями речи является слово столько:

На стадионе столько людей! Я столько должен тебе сказать!

(В первом случае – местоимение, заменяет имя числительное; во втором – наречие, обозначает степень действия.)

3. В чем видовая особенность слов миновать, молвить, казнить?

Приведите примеры предложений с этими словами.

(Теплые дни миновали (сов. вид.). Приходилось миновать этот опасный участок пешком (несов. вид.). И вдруг щука молвила человеческим голосом (сов. вид). Не вели казнить (несов. вид), вели слово молвить (несов. вид). Царь казнил стрельцов (сов. вид и несов. вид). Эти глаголы двувидовые: определить их вид можно только по контексту.)

4. Синтаксическая загадка:

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.

(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)

5. Как вы думаете, на юге или севере России родилась поговорка Старый друг лучше новых двух? Какой раздел языкознания поможет найти ответ?

(Ответ подскажет фонетика: слово друг на юге России произносят [друх], оно рифмуется со словом двух.)

6. Вспомните перифразы (окольные обороты, замены слов описательными выражениями) к следующим понятиям:

1) Петербург, 2) Киев, 3) юность, 4) старость, 5) заснуть, 6) умереть, 7) родиться, 8) хлопок, 9) женьшень, 10) нефть, 11) лев, 12) японцы, 13) мужчина, 14) женщина, 15) человек.

Ответы: 1) Северная Пальмира, Северная Венеция, 2) мать городов русских, 3) весна жизни, 4) закат дней, 5) очутиться в объятиях Морфея, 6) уйти в мир иной, отправиться к праотцам; см. «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова: почить в Бозе, отдать концы, дать дуба, отбросить коньки и т.д., 7) появиться на свет (божий), прийти в этот мир; 8) белое золото, 9) корень жизни, 10) черное золото, 11) царь зверей, 12) жители Страны восходящего солнца, 13) сын Адама, 14) дочь Евы, 15) царь природы, венец творения.

(Можно дать обратное задание: по перифразам определить понятия.)

Литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Просвещение, 1995.

2. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб.: Зенит, 2000.

3. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5–11-е классы. Айрис-пресс, 2004.

4. Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий. М.: Интеллект-Центр, 2002.

5. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 1999.

6. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

7. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.

И.Ю. ЧУМПАЛОВА,
с. Величаевское,
Ставропольский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru