Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2009

ИНФОРМАЦИЯ

 

ШЕСТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА
по математической, теоретической и прикладной лингвистике

С 4 по 8 августа 2008 г. в Болгарии, на морском курорте Солнечный Берег, состоялась Шестая международная олимпиада по математической, теоретической и прикладной лингвистике. Это мероприятие, которое впервые было проведено в 2003 году, несмотря на свою молодость, уже сумело занять достойное место в большой семье международных олимпиад для школьников.

С каждым годом число стран – участниц Международной олимпиады по лингвистике все увеличивается. Если на первые четыре олимпиады приезжали только европейцы, то на пятой олимпиаде к ним добавились школьники из США, а шестая олимпиада может похвастаться тем, что собрала участников с трех континентов: в Болгарии выступили и представители Азии, а именно – две команды из Южной Кореи. Это были не единственные новички, также в первый раз приехали юные лингвисты из Словении и Германии. Из числа старожилов в олимпиаде приняли участие школьники из Болгарии, Нидерландов, Латвии, Польши, России, США, Эстонии и Швеции.

Россию на Международной олимпиаде по лингвистике представляли две команды: сборная Москвы и сборная Санкт-Петербурга. Участники отбирались по итогам Олимпиады по лингвистике, которая традиционно проводится в этих городах в одно и то же время с использованием идентичного комплекта задач. В число представителей России вошли как собственно школьники, так и выпускники одиннадцатого класса, большинство из которых к началу Олимпиады уже поступили на филологические факультеты и отделения лингвистики различных вузов.

Участникам были предложены самодостаточные задачи, для решения которых необходимо только знание родного языка и умение логически рассуждать. Соревнование состояло из индивидуального и командного тура. На индивидуальном туре участники в течение 6 часов должны были решить 5 задач, которые были весьма разнообразны как с точки зрения представленных языков, так и с точки зрения представленных явлений. Первая задача была посвящена орфографии языка микмак, которым пользуются около 8000 человек в Канаде, во второй школьники должны были понять правила организации древнеисландского стиха, в третьей им предстояло разобраться с устройством сложных слов в языках деху и чемухи, на которых говорят в Новой Каледонии. В четвертой задаче речь шла о морфологии индейского языка соке, а в пятой – о синтаксисе и словоизменении языка инуктитут, которым пользуются канадские эскимосы. На командном туре участники за 4 часа должны были решить только одну, но чрезвычайно сложную задачу, которая была посвящена исторической фонетике китайского языка.

Члены жюри олимпиады работали в крайне сложной обстановке: за два дня им надо было оценить решения на девяти различных языках, причем по сложившейся традиции каждая работа должна была быть прочитана несколькими проверяющими независимо друг от друга. Однако жюри успешно справилось с этой задачей.

Золотые медали на индивидуальном туре достались представителям Болгарии, США и Нидерландов. Но и результаты российских участников оказались достаточно высокими. Москвичи Дмитрий Перевозчиков и Андрей Никулин получили серебряные медали, набрав соответственно 78 и 75 баллов из 100 возможных. Представительница Санкт-Петербурга Татьяна Полевая с 68 баллами стала обладательницей бронзовой медали. На командном туре уверенную победу одержали представители одной из американских и одной из болгарских команд, которые разделили первое место. Вторые премии достались нидерландцам и другой американской команде. Кроме того, был вручен приз за лучший средний балл на индивидуальном состязании, который достался команде США.

Несмотря на то что олимпиада длилась всего пять дней, у участников все же оставалось свободное время, которое они могли использовать по-разному: кто-то отправлялся на пляж, а кто-то ходил осматривать богатый старинными развалинами город Несебыр, расположенный в десяти минутах ходьбы от места проведения олимпиады. И, конечно же, немало времени школьники провели в общении друг с другом, что не может не радовать, поскольку установление дружеских контактов между юными лингвистами из разных стран является одной из важных целей олимпиады.

Не успела еще завершиться Шестая международная олимпиада по лингвистике, а международный оргкомитет уже смотрит в будущее: существует предварительная договоренность о том, что в 2009 году олимпиада пройдет в польском городе Вроцлаве. Кроме того, уже сейчас можно предполагать, что география олимпиады расширится: с большой вероятностью в следующем году в состязании примут участие юные лингвисты из Австралии, Канады и Ирландии.

А.Ч. ПИПЕРСКИ,
г. Москва

 

ЗАДАЧА

Рейтинг@Mail.ru