Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2009

ОЛИМПИАДА

 

ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР

Конкурс по литературе

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Продолжение. См. № 1/2009

 

Задание 2

Перед вами отрывки из двух произведений великого русского писателя XIX века – реплики двух героев, потчующих гостей.

1. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горилки побольше, не с выдумками горилки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела, как бешеная.

2. Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкокостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят!

3. Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горилка! А как по-латыни горилка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горилка.

4. У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!

Назовите произведения и героев. Определите, кому какие реплики принадлежат, и поясните, почему вы так считаете. Сравните высказывания о пище (и питье) и по содержанию, и по стилю. Проявляется ли в них отношение автора к героям?

О каком из этих героев сказано: «...подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки»? Почему вы так думаете?

Назовите как можно больше произведений, в которых сообщается, что и как едят герои, что они говорят о еде. Зачем, по-вашему, это нужно писателям? (Рассмотрите каждый случай отдельно.)

Первая и третья реплики принадлежат Тарасу Бульбе, герою одноименной повести Н.В. Гоголя, вторая и четвертая – Собакевичу, персонажу поэмы «Мертвые души»; о нем же говорится и в последнем фрагменте. Сходство очевидно: оба говорящих требуют на стол «всего барана», оба противопоставляют русскому размаху неправильные представления других народов – «дурней латынцев» или «немецкой жидкокостной натуры». Литературовед Ю.В. Манн, в монографии которого «Поэтика Гоголя» сопоставлены и проанализированы приведенные в задании отрывки, писал: «Мы приходим к парадоксальному выводу: в описании Собакевича применены те же детали пиршественного образа, что и в описании Бульбы». И тем не менее многие участники конкурса сумели не только правильно назвать произведения и персонажей, но и удачно прокомментировать свое решение.

Оба героя говорят, чтобы ставили на стол всего, да побольше, но при этом у Тараса реплика вызвана удальством, радостным известием (приездом сыновей). (Денис Гордеев, 11-й класс, школа № 1256, г. Москва)

За словами Бульбы стоит скрытая радость, что сыновья вернулись. (Щербин Алексей, 11-й класс, школа №2, г. Трубчевск)

Характер героя – темпераментный, сильный, хлебосол, страстный, горячий человек, у которого «все горит». Горилка пенится – бурное выражение радости. Чисто украинское застолье, от души приготовленная еда, щедрость (коза, баран) – все это напоминает мне Тараса. Сыновья Тараса обучались латыни – потому я и догадалась. «Сынку» – сын по-украински. (Яна Черновская, 10-й класс, школа № 1, г. Апатиты)

Гоголь относится к первому герою как к истинному казаку, казак обязательно должен любить горилку. (Дмитрий Логвиненко, 7-й класс, школа № 39, г. Севастополь)

Собакевич – угрюмый, грубый и невежественный помещик, в каждом слове которого проявляется его тяжелый нрав. Даже потчуя гостя, он продолжает ругаться и ворчать. (Софья Буздык, 11-й класс, лицей № 1, г. Брянск)

В данных репликах проявляется скорее не отношение автора к героям, а характеры самих героев: в перечислении еды из уст Тараса Бульбы есть что-то широкое, удалое, раздольное; сама жизнь его, как та горилка, «играет и пенится, как бешеная», и в этом удалом светлом раздолье видно расположение автора к герою.

Желание же Собакевича поставить на стол целого «гуся, свинью, барана» лишний раз подчеркивает его твердую позицию (во всем в жизни), какую-то неуклюжесть, приземистость, необычайную грубую прочность (опять же во всем). На нерасположение автора к Собакевичу указывает фрагмент, где он «...опрокинул половину бараньего бока...». То, что он «все обгрыз, обсосал до последней косточки», наводит на мысль о его совсем грубой, почти звериной натуре. (Людмила Антонова, 10-й класс, школа № 1514, г. Москва)

В этой фразе тоже видна несдержанность героя, его приверженность к материальному, к тому же фраза «обгрыз, обсосал до последней косточки» вызывает ассоциации с животным, для которого еда – основа жизни.

Даже в таких коротких цитатах автор смог передать свое отношение к персонажам – если Тарас Бульба располагает к себе, то Собакевич вызывает брезгливость и неприязнь. (Ольга Гавриш, 10-й класс)

И Бульба, и Собакевич считают: еды на столе должно быть много; однако если Тарас требует большого количества еды потому, что это соответствует широте его души, то Собакевич ест много, чтобы утолить голод. Таким образом, представленное высказывание относится к Собакевичу – это видно по его манере еды – он ест жадно, грубо, ничего не оставляя на тарелке. (Яна Матвеева, 11-й класс, школа № 654, г. Москва)

В этих высказываниях проявляется отношение автора к героям, так как в Тарасе он видит народный разгул, а в Собакевиче – излишнюю жадность и чрезмерный аппетит. (Ксения Ластушкина, 10-й класс, школа № 52, г. Москва)

Вторая часть задания оказалась под силу не только старшеклассникам.

1. Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством».

2. И.С. Тургенев «Записки охотника».

3. А.С. Пушкин «Сказки».

4. А.С. Грин «Алые паруса».

5. Ж. Верн «Таинственный остров».

6. И.А. Крылов «Демьянова уха».

Везде разное предназначение описания еды, приема пищи и разговоров о еде. Например, в первом примере это дает описание украинской кухни, отношение украинцев к еде. Во втором И.С. Тургенев применяет этот прием для того, чтобы раскрыть характер персонажа, дать описание деревенского быта. В третьем дано описание пиров, богатства, бедности, быта, нравов, отношений. В четвертом А.С. Грин показывает грубость и толстокожесть жителей Каперны, бедность семьи Асоль. В пятом Ж.Верн описывает жизнь и быт колонистов. В шестом И.А. Крылов показывает отношение к этой ухе двух соседей, отношение их друг к другу, их характеры. (Ирина Костенко, 6-й класс, школа «Интеллектуал», г. Москва)

В произведении Лермонтова «Песня про купца Калашникова» описывается царский пир. Царская чаша с вином была символом дружбы и подчинения царю его подданных. Кирибеевич не пьет этого вина, чем провоцирует царский гнев. (Ирина Костенко, 7-й класс, гимназия № 4, г. Курск)

«Дюймовочка» – Х.К. Андерсен хотел показать, что Дюймовочка очень мало ест и до какой же степени жаден крот. Поэтому он описывает, как Дюймовочка съела ползернышка. (Татьяна Авдеева, 9-й класс, школа № 548, г. Москва)

Чаще всего участники конкурса писали о произведениях русской классической литературы.

 

Очень много о еде писал Гоголь, например, в «Старосветских помещиках». Там с невероятной точностью и детальностью описаны блюда. Любовь, собственно, и выражается отчасти в этих блюдах. (Екатерина Зорич, 11-й класс, школа № 57, г. Москва)

Очень много внимания еде уделено в «Старосветских помещиках»: и описание плодовых деревьев, и нескончаемых запасов Пульхерии Ивановны в кладовой, и непосредственно обед с огромным количеством домашних блюд. Здесь еда – одна из составляющих рая.

Целой отдельной характеристикой героев еда является в поэме «Мертвые души». Про обед у Собакевича упомянуто выше. За обедом у Манилова у младшего хозяйского сына «обе щеки лоснились жиром», когда он «грыз баранью кость». Какое-то звериное описание трапезы, не совсем похожее на человеческое.

Вся еда Плюшкина состоит из засохшего кулича, что тоже его очень ярко характеризует. Кулич – кушанье, приготовляемое на Пасху. Плюшкин засушил кулич, как засушил свою душу. (Людмила Антонова, 10-й класс, школа №1514, г. Москва)

Часто писатели используют описания трапез для изображения контрастов (еда в армии и шикарный стол на обеде в честь Багратиона в «Войне и мире»). У Пушкина описание трапезы заявлено уже в названии «Пир во время чумы», с помощью описаний трапез читатель более глубоко погружается в жизнь Евгения Онегина в одноименном произведении.

В «Ночи перед Рождеством» и в «Сорочинской ярмарке» Гоголь очень ярко описывает кулинарные пристрастия жителей Малороссии, что позволяет погрузиться в быт, составить свое впечатление о жизни героев произведений. (Анастасия Михайлова, 11-й класс, школа № 237, г. Москва)

Г.Р. Державин в одну из од, нарушая традиции классицизма, вводит описание еды, что считается новаторством в творчестве этого поэта. (Ульяна Федорцова, 11-й класс, Суземская школа № 1 Суземского района)

Феврония из «Петра и Февронии Муромских» собирает крошки хлеба в ладонь, но делает это не от жадности, а от своей набожности. (Яна Матвеева, 11-й класс, школа № 654, г. Москва)

В «Евгении Онегине» описывается, что ел высший свет Петербурга и что – скромные помещики Ларины. В «Толстом и тонком» написано, какой едой пахло от героев. Подробно описываются трапезы Обломова, нашедшего сытый приют у Пшеницыной. На мой взгляд, это необходимо писателям для того, чтобы описать быт различных групп населения, социальное положение и характеры героев. (Александр Алябухов, 10-й класс, школа № 84, г. Самара)

В стихотворениях Пушкина часто возникает мотив дружеской пирушки, раскрывающий единение лицейского братства. Пища и вино в них – проявление склонности к эпикурейству). (Анна Ренард, 11-й класс, школа № 1543, г. Москва)

«Обломов» (Гончаров) – Обломов у своей возлюбленной пьет чай и набирает себе много печенья (этим подчеркиваются его неловкость и стеснительность).

«Крыжовник» – Чехов показывает, как растение, пища «подчиняет» себе человека, который при этом теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

«Демьянова уха» – басня, где еда символизирует навязчивость хозяина. (Мария Марковская, 11-й класс, школа № 1)

Есть интересные наблюдения над русской литературой ХХ века.

У Ю.Левитанского есть стихотворение «Воспоминание о сале». Это стихотворение о том, как в Великую Отечественную войну, зимой, когда пора уже было отступать, он с солдатами в окопе ел сало. Быстро, торопясь. Сало было розовое и веснушчатое, «как младенец», говорится в стихотворении. Это странное сравнение сала с ребенком контрастирует с жестокостью и кровавостью войны. (Наталья Константинова, 10-й класс, школа № 10, г. Брянск)

Впечатляет то, как образ еды раскрывается у «лагерных» писателей ХХ века, демонстрируя через взгляд на пищу героев, голодных и измученных, их трагическое представление о мире (Шаламов, Колымские рассказы). В «Верном Руслане» Вадимова – образ всплывающей в сознании пса колбасы; гастрономические мотивы, мысли Шарика о желанной еде в «Собачьем сердце» Булгакова. (Анна Ренард)

В «Собачьем сердце» Шариков определяет людей по тому, что они едят. (Екатерина Иванчик, 11-й класс, школа № 1, г.Стародуб)

 

И, наконец, многие участники конкурса продемонстрировали хорошее знание зарубежной литературы и понимание того, какие функции в произведениях разных эпох может выполнять описание еды.

 

Во многих произведениях Чарлза Диккенса («Давид Копперфилд», «Оливер Твист») пища в разные периоды жизни героя необходима, чтобы показать его переход из одной социальной группы в другую. Так, ребенком Давид ест просроченные пирожные или хлеб, а став взрослым молодым человеком с хорошим достатком, задает званые обеды с большим количеством вкусных блюд. Тот же прием используется, например, в произведении Марка Твена «Принц и нищий» – как различие трапезы в королевских покоях и в бедных лондонских кварталах.

Часто еда или напитки играют довольно важную роль в сюжетной линии произведений или в системе образов – например, в «Вине из одуванчиков» и «Алисе в Стране чудес». (Яна Матвеева, 11-й класс, школа № 654, г. Москва)

«Айвенго» – здесь пир показан как непременный атрибут любых переговоров. (Данила Пушной, 8-й класс, Старокривецкая школа)

В «Дон Кихоте» Сервантеса граф и графиня, которых встретили Дон Кихот и Санчо Панса, устроили им шикарный ужин в честь его рыцарского звания. Дон Кихот был умилен, а граф и графиня смеялись над ним. (Анастасия Луговая, 9-й класс, школа № 36, г. Брянск)

Часто трапеза используется, когда автор, описывая две параллельные жизни, с помощью описания еды показывает контраст между жизнью одного и жизнью другого персонажа. Пример: Марк Твен. Принц и нищий; или Шарль де Костер, Легенда об Уленшпигеле. В «Легенде» Костер постоянно описывает еду: простые люди, у которых мало денег, едят бобы, и женщины постоянно придумывают из них новые блюда, чтобы один и тот же продукт не надоел их мужьям. Тут же на страницах книги описывается обед во дворце у знатного, богатого человека: разнообразие и количество блюд поражает воображение. Разумеется, у изображений еды есть и другие цели, например, передать колорит, настроение, быт и традиции времени и народа. В «Легенде» самым ярким персонажем, связанным с едой, несомненно, является Ламли Гудзак, и из его уст мы можем узнать все о еде во Фландрии и вообще в Европе в эпоху Средневековья. Среди множества описаний еды для того, чтобы показать одновременно традиции и контраст между едой разных людей, можно выделить еще произведение Вальтера Скотта «Айвенго», где особенно запоминается глава, в которой рассказывается об ужине в замке отца леди Ровенны, и известную книгу Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», где автор рассказывает скорее всего частично вымышленные, но очень яркие особенности обычаев, этикета и собственно кухни VI века.

В очень многих произведениях можно встретить красочные и подробные описания кухни, традиций и т.д., и каждый раз автор использует их для более точной передачи своей мысли, как Марк Твен для отражения неравенства между разными слоями общества, Шарль де Костер для отражения быта, обычаев и опять же социального неравенства или как И.Ильф и Е.Петров для еще одной насмешки над недоступностью пива для людей, не состоящих в профсоюзе. (Мария Химуля, 9-й класс, школа № 44, г. Москва)

Продолжение следует

 

Н.А. ШAПИРО,
школа № 57,
г.Москва

Рейтинг@Mail.ru