Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2009

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

9-й класс

Повторение прямой и косвенной речи
при подготовке к написанию сочинения-рассуждения

Данные методические материалы занимают в системе работы по русскому языку в 9-м классе особое место, поскольку позволяют осуществлять целенаправленную подготовку к итоговой аттестации в новой форме, в частности, к самой сложной ее составляющей – написанию сочинения- рассуждения на заданную тему.

Т.А. Кушевич,
методист Орловского ИУУ,
лицей «Магистр»

Контрольная работа по итогам
повторения изученного в 8-м классе

Прочитайте текст и выполните задания.

1. По небу бежали остатки вылившейся ночью тучи, сквозь которую ярко просвечивало обозначившееся светлым кругом солнце, стоявшее уже довольно высоко. 2. Было ветрено, сыро и сиверко. 3. Дверь в сад была отворена, на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя. 4. Открытая дверь подергивалась от ветра на железном крючке. 5. Дорожки были сыры и грязны. 6. Старые березы с оголенными белыми ветвями, кусты смородины, бузины с вывернутыми бледной стороной листьями – все бились на одном месте и, казалось, хотели оторваться от стеблей. 7. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокнув, ложились на мокрую дорогу и на мокрую темно-зеленую поверхность луга. (По Л.Н. Толстому)

Задания

1. Озаглавьте текст. Отметьте, что отражено в заглавии – тема или идея.

2. Определите типы речи текста:

а) повествование с элементами описания;

б) повествование с элементами рассуждения;

в) описание с элементами повествования;

г) динамическое описание.

3. Какое значение имеет слово сиверко в тексте (предложение 2):

а) тепло; б) прохладно; в) туманно, серо; г) неуютно, зябко, промозгло?

4. Какая стилистическая помета соответствует слову сиверко:

а) книжн.; б) высок.; в) обл.; г) разг.?

5. В каком слове нет звука [ф]:

а) вылившейся;

б) промокнув;

в) почерневшем;

г) высоко?

6. Каким способом образовано слово просвечивало (предложение 1):

а) приставочным;

б) приставочно-суффиксальным;

в) суффиксальным;

г) бессуффиксным?

7. Какой частью речи является слово отворена:

а) прилагательным;

б) причастием;

в) глаголом;

г) деепричастием?

8. В каком предложении пропущена запятая? Поставьте ее в тексте.

а) 4; б) 5; в) 6; г) 7.

9. Укажите причину обособления слова казалось (предложение 6):

а) сложное предложение; б) вводное слово; в) однородное сказуемое; г) обращение.

10. Какое предложение является безличным:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Прямая речь*

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Предварительное домашнее задание

Выпишите из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» 10 глаголов речи, мысли, чувства, отметьте, с высказываниями какого помещика они соотносятся.

Задания

1. Прочитайте высказывания персонажей из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Определите, какому помещику они принадлежат. Аргументируйте свою точку зрения, выделяя характерные особенности речи персонажа.

2. Запишите данные высказывания в виде предложений с прямой речью, подобрав подходящие слова автора. Модели предложений и глаголы речи, мысли, чувства не должны повторяться!

Вариант 1

1) А как вы нашли нашего губернатора? Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек?

2) Уж такое, право, доставили наслаждение... майский день... именины сердца...

3) И знаете, Павел Иванович! Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение...

Вариант 2

1) Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть. Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?

2) Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть,. ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.

3) Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня только одно и останавливает, что ведь они уже мертвые.

Вариант 3

1) Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать? Право, свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя!

2) Продать! Ведь я знаю тебя, ведь ты подлец, ведь ты дорого не дашь за них?

3) Отчего же неизвестности? Никакой неизвестности! Будь только на твоей стороне счастие, ты можешь выиграть чертову пропасть.

Вариант 4

1) Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму...

2) Мошенник! Продаст, обманет. еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.

3) Эк, право, затвердила сорока Якова одно про всякого, как говорит пословица. Вы дайте настоящую цену!

Вариант 5

1) Только, батюшка, ради нищеты-то моей, уже дали бы по сорока копеек.

2) Как же, а я приказал самовар. Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная!

3) Я ему подарю карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы... немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит.

Косвенная речь. Перевод прямой речи в косвенную

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

I. Фронтальный опрос

Дайте определение чужой речи.

Расскажите о значении, строении и пунктуационных особенностях предложений с прямой речью.

Необходимо обратить внимание на то, что предложения с прямой речью – это особый вид синтаксической единицы, состоящей из двух частей. Пунктуация зависит от расположения частей: слов автора и собственно прямой речи. По традиции в данной синтаксической конструкции не выделяются члены предложения.

II. Запись темы урока

1. Вспомните уже известные вам лингвистические термины, в состав которых входит слово косвенный. Определите значение этих понятий в целом и слова косвенный в частности. (Косвенный падеж, косвенное дополнение.)

2. Работа (индивидуальное домашнее задание) со словарной статьей слова косвенный из Толкового словаря С.И. Ожегова:

Косвенный

1) Устар. Косой. Косой луч.

2) Противоп. прямой, побочный. Косвенные доказательства, улики.

3) Полн. ф. В грамматике о передаче чужой речи: выражаемый придаточным предложением. Косвенная речь. Косвенный вопрос.

3. Работаем с опорной записью учебника на стр. 255.

– Что представляют собой предложения с косвенной речью? (СПП с придаточным дополнительным/изъяснительным.) Где находятся слова автора, а где – косвенная речь? Назовите средства связи в предложениях с косвенной речью.

4. Выполняем упр. 256 (устно).

Понятие о косвенном вопросе. Знаки препинания в предложении, содержащем косвенный вопрос.

– Вопрос, заданный в форме косвенной речи, называется косвенным. После косвенного вопроса знак вопроса не ставится. Как вы можете это объяснить?

III. Закрепление

Задание. Прослушайте предложения. Определите участников диалога, коротко обрисуйте речевую ситуацию. Запишите предложения. Прокомментируйте знаки препинания. Переведите прямую речь в косвенную речь. (Удобнее оформить материал в виде сравнительной таблицы.)

1. Чичиков спросил: «У Вас был пожар, матушка?».

2. «Бог приберег от такой напасти, сам сгорел»,  – отвечала помещица.

3. «На все воля Божья, матушка, – вздохнул Чичиков, – уступите их всех мне, Настасья Петровна».

– Перестройте третье предложение так, чтобы получилось простое, сохраняя смысл высказывания. Отметьте слова, называющие тему чужой речи. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

NB! Необходимо обратить внимание на необычную форму выражения дополнения, которое называет тему чужой речи, а также на способы его определения. Во-первых, глаголы в предложении относятся к двум разным субъектам: попросил Чичиков, а продавать будет Коробочка, поэтому эти слова не могут являться одним членом предложения – сказуемым. Во-вторых, возможно заменить глагол отглагольным существительным, что позволяет задать характерный вопрос и выяснить синтаксические отношения: попросил (о чем?) о продаже.

IV. Подведение итогов (фронтальный опрос, составление тезисов, опорных записей или др.)

Чужая речь может передаваться дословно или с некоторыми изменениями.

Дословная передача авторской мысли оформляется предложениями с прямой речью. Для неточной передачи авторской речи используются спп с придаточными дополнительными, либо простые предложения, в которых дополнения называют тему чужой речи.

Способы передачи чужой речи

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

I. Прочитайте внимательно текст.

Очень часто говорят и пишут о Паустовском как о мастере пейзажа. Природа, по убеждению писателя, не рама, в которую вставлено действие, она источник характеров, а сам человек – это «часть природы, осмысливающей через нее самое себя». Как точно сказал об этом мироощущении современник Константина Паустовского Николай Заболоцкий:

И сам я был не детище природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

Паустовский прекрасно понимал, что в природе, не одушевленной присутствием человека, нет и не может быть ничего ни прекрасного, ни безобразного. Заканчивая «Золотую розу», одну из самых поэтических книг, написанных о творчестве, Паустовский говорит: «Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни». (Ал. Горловский)

– Знакомы ли вам имена К.Паустовского, Н.Заболоцкого? Какому веку они принадлежат? Назовите изученные произведения.

Определите тему текста. К какому стилю он относится?

Как вы понимаете мысль Паустовского о том, что в природе «нет и не может быть ничего ни прекрасного, ни безобразного»?

Объясните правописание не, ни в тексте.

Как связано по смыслу и грамматически 1-е и 2-е предложения?

Являются ли, на ваш взгляд, синонимами слова цитирование и цитатничество? При затруднении обращайтесь к Толковому словарю:

Цитирование – использование буквальной выдержки из какого-нибудь текста для подтверждения собственной точки зрения.

Цитатничествонеодобр. Излишнее цитирование, чрезмерное использование чужих мыслей.

Задания

1. Откажитесь от цитаты в первом предложении (она выделена жирным курсивом), перескажите его.

2. Запишите предложение с прямой речью с купюрами: сократите цитату, используя многоточие внутри предложения.

NB! Многоточие поглощает запятую и тире.

3. Переведите прямую речь в косвенную, используя в ней отдельную фразу из прямой речи, не забудьте взять ее в кавычки.

4. Переведите прямую речь в косвенную таким образом, чтобы это был близкий к тексту пересказ.

NB! Кавычки не нужны уже в том случае, если изменена хотя бы грамматическая форма (например, падеж существительного) или добавлено хотя бы одно слово.

5. Обратите внимание на знаки препинания при цитировании поэтического текста. Назовите сходства и отличия в цитировании поэтических и прозаических строк. Оформите слова Н.Заболоцкого как эпиграф к сочинению.

II. Самостоятельная работа

Задание. Прочитайте внимательно текст. Составьте 5 предложений, используя разные способы передачи чужой речи. При выполнении задания в случаях затруднения обращайтесь к опорным материалам.

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовалась все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее. Она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом. Она – программа будущего... (По А.Герцену)

III. Подведение итогов урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Вступление к тексту

I. Вспомните структуру сочинения-рассуждения. (Тезис – аргументы – вывод.) Как связаны части текста между собой?

– Прочитайте внимательно текст.

Тайна возникновения начального чувства, побуждающая писателя к творчеству, очень трудно уловима. Это чувство приходило ко мне и в поле, и на улице, и в море, и дома, в соответствии с тем или иным освещением или встреченным человеческим лицом, иногда за чтением. Но как? Какое-нибудь отдельное слово, часто самое обыкновенное, какое-нибудь имя пробуждает чувство, из которого и рождается воля к писанию. И тут как-то сразу слышишь тот призывный звук, из которого и рождается все произведение. (И.Бунин)

– Определите тип речи. (Рассуждение с элементами повествования и описания.)

– Определите тему текста.

– Найдите ключевое предложение, выражающее авторскую позицию.

– Что должно собой представлять вступление к сочинению-рассуждению?

NB! Вступление – это важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Необходимо помнить о соблюдении важнейших условий при написании вступления к сочинению-рассуждению.

1. Лаконичность (при написании мини-сочинения это особенно актуально).

2. Связь с темой.

3. Наличие сформулированного тезиса.

4. Связь с заключением.

– Рассмотрите возможные варианты вступления к сочинению на тему «Тайна творчества» и охарактеризуйте каждый из примеров.

(Практическая работа выполняется под руководством учителя. Опорные записи, полученные в результате коллективного обсуждения и объяснения учителя, даны в скобках.)

Варианты вступления к сочинению на тему «Тайна творчества»

1. Что такое творчество? Об этом феномене размышляет И.А. Бунин – величайший мастер слова.

(Вопрос – ответ.)

2. Творчество... Для каждого человека, а художника в особенности, это есть величайшая тайна.

(В этом варианте использован именительный темы: «Именительный падеж существительного, называющего тему текста». Многоточие ставится обязательно как знак умолчания. Второе предложение связано с именительным темы при помощи местоимения, – чаще личного или указательного, как в данном случае.)

3. Разгадать тайны творчества и понять секреты мастерства художника снова хотели бы многие, в том числе и сами мастера словарного искусства.

(Свободная форма. Актуальность темы. Формулировка тезиса)

4. Не одно поколение пыталось постичь тайны творческого процесса. Однако, как точно заметил И.А. Бунин, объяснить, как возникает творческий импульс, практически невозможно.

(Свободная форма. Классификация темы. Формулировка тезиса.)

5. Кто не мечтал разгадать тайну творчества и секрет вдохновения?

Однако, как точно заметил И.А. Бунин, объяснить, как возникает творческий импульс, практически невозможно.

(Риторический вопрос. Формулировка тезиса.)

II. Самостоятельная работа

Задание. Прочитайте внимательно текст и напишите несколько вариантов вступления к сочинению-рассуждению на тему «Закон воздействия писательского слова», используя опорные материалы и информацию из прочитанного текста.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне средней России.

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много новых слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые. обложные, грибные, спорые дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке...

Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словом того, о чем он пишет, то читатель ничего не увидит за ним.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (По К.Паустовскому)


* Темы «Прямая речь», «Косвенная речь», «Способы цитирования» изучаются в 8-м классе (учебник С.Г. Бархударова и др.) и в 9-м классе (учебник под ред. Ю.С. Пичугова).

Продолжение следует

Т.А. КУШЕВИЧ,
г. Орел

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru