Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2009

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

 

Формирование речеведческой культуры:
абзац как основная единица речеведения

Актуальность изучения основ речеведения в школе

Почти тридцатилетний опыт преподавания в школе позволяет автору констатировать чрезвычайно низкую речевую культуру многих современных школьников, их неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации. Безграмотные, неубедительные сочинения, бессвязные устные ответы, младенческий лепет (Это вот... это когда... ну... как уж там, а то и блин...) вместо четкого определения того или иного понятия – все эти явления выводят проблему развития речевой культуры в нынешней школе на первый план. И прежде всего это касается школы сельской. Образовательно-культурный уровень на селе значительно уступает уровню и возможностям городской школы, социальная обстановка в силу разрушения экономики сельского хозяйства ухудшается с пугающей быстротой и также не способствует как общему развитию детей, так и формированию их коммуникативных умений.

Изучение любой науки в школе неразрывно связано с изучением текста. А любой текст – художественный, биологический, исторический... – строится по одним и тем же законам, моделям. Для примера возьмем три фрагмента из школьных учебников.

Из учебника географии (7-й класс)

Экваториальный лес необычен. Поражает его многоярусность. Деревья верхнего яруса достигают высоты 80 метров, часто имеют дисковидные корни-подпорки высотой в 6–9 метров. Эти выросты, необычайно большие и прочные, придают деревьям-великанам особую устойчивость. Верхние ярусы в этих лесах образуют гигантские фикусы, масличные и винные пальмы, сейба (хлопковое дерево), дерево кола и другие. Деревья верхнего яруса наиболее светолюбивые, растут не слишком густо, оставляют еще достаточно солнечного света для деревьев следующего яруса, менее высокого.

Из учебника биологии (6–7-е классы)

В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые листовые черенки. Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15–25 сантиметров. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. Корневыми черенками легко размножается одуванчик. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нем легко образуются придаточные почки, а из них – новые растения.

Из учебника истории (6–7-е классы)

О чем могут рассказать миниатюры Радзивилловской летописи? Порой рисунки рассказывают о фактах точнее текста. Например, автор помещенной в своде «Повести об убиении Андрея Боголюбского» умалчивает об участии в заговоре второй жены Андрея волжской болгарки Ульяны. А на миниатюре Ульяна изображена в числе убийц. Кроме того, княгиня держит в руках отсеченную шуйцу мужа, т.е. левую руку. А текст «Повести» говорит, что убийцы отсекли правую руку – десницу. Антропологическое исследование останков Андрея, произведенное при вскрытии его гробницы во владимирском Успенском соборе, подтвердило правильность миниатюры.

Несмотря на совершенно разное содержание научного материала, все три абзаца построены абсолютно одинаково: в начале каждого из них находится тематическое предложение, в котором выделяется предмет речи (экваториальный лес, корневой черенок, миниатюры Радзивилловской летописи), а далее идет детализация – распространение темы путем приведения подробностей, примеров.

Вывод напрашивается однозначный: любой текст, вне зависимости от тематики, подчиняется одинаковой логике построения, поэтому каждый учитель должен учить умению работать именно с текстом. Но для этого нужно знать принципы его построения, знать виды, типы связной речи, виды и типы разных композиционных форм и структур. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости изучения фактически нового для нынешней школы предмета – речеведения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ

Речеведение – это основные, самые необходимые и достаточные для каждого культурного человека знания о речи и речевых умениях, уже сложившихся и освоенных обществом в сфере всех форм его жизни: в быту и на работе, в публицистике и науке, на телевидении и в других видах деятельности.

Речеведческий аспект очень долго оставался в тени и не осознавался как самостоятельный предмет обучения. В результате отдельные проблемы речеведения рассматривались вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельное направление обучения речевой деятельности. Накопленный же теоретический опыт формирования умений и навыков связной речи позволяет выделить речеведение именно как самостоятельную науку, имеющую свой предмет изучения и свое содержание, лишь частично пересекающееся с изучением таких языковых реалий, как слово, словосочетание, часть речи, типы простых и сложных предложений и т.д.

Одним из главных понятий школьного речеведения является текст, так как именно работа с текстом охватывает все виды речевой деятельности – слушание, чтение, письмо и говорение, формирование умений в которых и является конечной целью речевого развития школьников. Такое речеведение не ограничивается только содержанием предмета «русский язык», а проецируется на все предметы школьного цикла.

Например, в рамках школьного речеведения предложение рассматривается не с точки зрения характера его грамматической основы, не с типологической или классификационной точки зрения (односоставное, двусоставное, простое, сложное...), а с точки зрения его структуро- и текстообразующих свойств. Здесь очень важно знать, чем отличаются, скажем, предложения, начинающие текст, от предложений, которыми текст начинать нельзя. А различие между ними состоит в том, что предложения, начинающие текст, содержат в себе, как правило, слово, словосочетание или часть, которые требуют распространения, детализации. Например: «Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения придерживаюсь» (А.И. Солженицин). Очевидно, что в этом предложении требуют детализации слова культура и определения.

Практическая ценность речеведения состоит в том, что содержание и объем базовых понятий теории текста позволяют свести бесконечное разнообразие свойств уже существующих текстов к реально исчислимому набору существенных и вполне воспроизводимых признаков. Это дает возможность на занятиях по речеведению получить убедительный ответ на вопрос не что, а как писать и говорить.

Характерные признаки текста – связность, целостность, смысловое и стилистическое единство. Этими признаками (или большей частью их) обладают абзацы. Именно абзацу как основной речеведческой единице и посвящен предлагаемый элективный курс. Он рассчитан на 17 часов.

Цель курса:

1) помочь ученикам овладеть приемами создания абзаца;

2) научить детей конструировать абзацы текстов различных стилей.

Основные методические принципы:

1) Постоянная практика письменных работ, обеспечивающая регулярную обратную связь с учениками; закрепление всех необходимых навыков.

2) Подбор нескучных текстов (научно-популярных, познавательных или веселых, взятых из любимых произведений) дает возможность поддерживать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу, при которой сложные речеведческие задачи решаются значительно легче.

3) Активное использование творческих заданий, которые стимулируют творческое мышление учеников.

4) Привлечение достаточного количества текстов для отработки практических речеведческих навыков.

Приемы работы:

1) Анализ абзацев – образцов речеведческой приактики:

• нахождение тематических предложений;

• определение способа распространения мысли тематического предложения;

• составление тематических планов абзаца;

• коллективное и самостоятельное распространение тематического предложения указанным (необходимым) способом.

2) «Проба пера» в соответствии с речеведческой задачей.

3) Коллективный и индивидуальный анализ написанных абзацев с речеведческих позиций.

4) Работа с преднамеренно «испорченными» абзацами, не соответствующими предъявляемым к ним требованиям.

5) Нахождение и правка абзацев, построенных с ошибками (из газет, журналов и т.д.).

Оценка результатов:

1) Распространение тематического предложения одним или несколькими указанными способами.

2) Воспроизведение тематического предложения по приведенному содержанию абзаца.

3) Обоснование собственной точки зрения о тематическом предложении и способах его распространения в приведенном абзаце.

4) Создание собственного текста-абзаца в соответствии с изученным речеведческим материалом.

ПРОГРАММА КУРСА

Общие сведения об абзаце (1 час). Абзац – единица текста, представляющая собой единство тематически объединенных предложений. Требования к абзацу. Абзац в художественной и научной, научно-популярной литературе. Тематическое предложение абзаца, выделяющее предмет речи и очерчивающее границы темы в абзаце.

Концептуальное предложение, передающее главную мысль абзаца. Место тематического и концептуального предложений в абзаце.

Способы распространения темы или тезиса в абзацах (9 часов)

Зачетная работа № 1 (1 час). В приведенных абзацах найдите тематические предложения, определите способы их распространения. Из приведенного списка предложений выберите 2–3 в качестве тематических и, продумав способы их распространения, попробуйте развить эти темы в небольших миниатюрах-абзацах.

Виды связи предложений в абзаце (2 часа). Параллельная связь, цепная связь, смешанная связь.

Схемы абзацев текста (2 часа). Порядок составления схемы:

• Пронумеровать все предложения абзаца.

• Найти тематическое предложение.

• В тематическом предложении найти и выделить информемы – слово (или слова), словосочетание (или словосочетания) или части предложения, которые детализируются в основной части абзаца.

• Обозначить в схеме тематическое предложение прямоугольником, а информемы тематического предложения в этом прямоугольнике – кружками; предложения, детализирующие информемы, с соответствующими номерами отметить треугольниками.

Обобщение сведений об абзаце (1 час). Определение абзаца. Требования к правильно построенному абзацу. Тематическое предложение. Концептуальное предложение. Способы распространения темы. Способы связи предложений. Схема абзаца.

Зачетная работа № 2 (1 час). Полная характеристика предложенных абзацев. Самостоятельное создание абзацев: а) по данным тематическим предложениям; б) по самостоятельно сформулированным тематическим предложениям.

Способ распространения темы Вопросы
Детализация – распространение темы путем приведения подробностей Какие подробности можно привести для детализации содержания тематического предложения?
Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении Какими примерами можно подтвердить содержание тематического предложения?
Сопоставление и противопоставление фактов, явлений, идей, изложенных в тематическом предложении, другим фактам, явлениям, идеям В чем проявляется сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений?
Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальном предложении Чем это можно объяснить? Что здесь имеется в виду?
Причинное обоснование содержания тематического предложения Почему?
Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца Что с этим связано? Что из этого следовало (следует, последует)? К чему это привело (приведет)? Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?
Определение понятий, введенных тематическим предложением Что обозначает это слово (эти слова)?
Аналогия – распространение темы путем указания на аналог С чем это можно сравнить?
Выделение одного из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных в тематическом предложении, с последующей его детализацией Что здесь выступает на первый план? Что здесь останавливает внимание? Что можно было бы выделить в ряду приведенных фактов, явлений, процессов?
Формулирование вывода из содержания тематического предложения Какие выводы можно из этого сделать? Как это можно обобщить?
Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце Делится ли содержание абзаца на вопросно-ответные единства?
Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении Чем можно дополнить содержание тематического предложения?
Усиление основной темы абзаца Как усиливается в абзаце информация, переданная тематическим предложением?
Подтверждение главной мысли абзаца Что можно привести в качестве подтверждения?
Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального предложения абзаца Чем является продолжение тематического предложения – фактом или предположением?
Указание на условие осуществления утверждения (отрицания), сделанного в тематическом предложении При каких условиях это возможно?
Ограничение Чем ограничивается содержание тематического предложения?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Образцы абзацев для анализа
(Курсивом выделены тематические предложения)

1. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун, например, может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. (Из энциклопедии «Что такое? Кто такой?»)Приведение примеров.

2. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (К.Г. Паустовский)Вопросно-ответный способ.

3. Фигурное катание – не только красивое зрелище. Оно способствует разностороннему развитию организма и вырабатывает особо тонкую координацию движений. Движения фигуриста отличаются ритмичностью и грациозностью, тело его приобретает большую пластичность. Но кажущаяся легкость движений фигуриста – результат долгой и упорной тренировки. Чтобы быть хорошим фигуристом, необходимо в совершенстве овладеть техникой передвижения на льду и регулярно тренироваться на специальных коньках. (Детская энциклопедия)Подтверждение.

4. Алмазоносные трубки были исследованы учеными-геологами, и мало-помалу картина их образования стала ясной. Это действительно своеобразные вулканические жерла, по которым из недр земли прорвалась некогда расплавленная, переполненная газами и насыщенная углеродом магма. Подъем магмы к поверхности не был спокойным и ровным; твердые породы сопротивлялись разрыву, верхние части магмы, застывая, закупоривали жерла, и это приводило иногда к гигантским взрывам. При этом развивалось колоссальное давление, под влиянием которого содержавшийся в магме углерод выкристаллизовывался в форме алмазов. (А.Е. Ферсман)Объяснение.

5. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов. Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. (К.Г. Паустовский)Детализация.

6. Еще по предложению Д.И. Менделеева, директора основанной в 1893 году Главной палаты мер и весов, на арке Главного штаба со стороны Большой Морской улицы были установлены первые в Петербурге электрические часы. Они работали от импульсов электрического тока, шедшего по проводам от часов Палаты. Так был сделан первый шаг к созданию единой городской системы отсчета времени. В современном Петербурге – около 700 электрических городских часов. Коррекция их показаний производится ежечасно по сигналам точного времени. (Б.К. Пукинский) – Указание на следствие.

7. В вечной мерзлоте, в сухом воздухе пещер, в нефтяных ямах погибшие животные хорошо сохраняются. В Петербургском зоологическом музее стоит чучело мамонта. Животное нашли на берегу сибирской речки Березовки. В вечной мерзлоте сохранился не только скелет, но и мышцы, кожа и шерсть. Ученые определили, что мамонт жил 11 тысяч лет назад. С помощью специальных приборов они могут точно устанавливать возраст останков древних животных и растений. («Что такое? Кто такой?»)Выделение.

8. О каждой из картин Исаака Левитана можно написать исследование и поэму. Но просто описать их невозможно. Их надо видеть. Видеть «Золотую осень», с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опадающих берез. По своей живописности, точности красок и простоте она равна пушкинским описаниям осени. Вся поэзия русской осени, с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее затишливыми водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа, воплощена в этой картине с удивительной силой. И «Над вечным покоем», где мастерски передано величавое в своей угрюмости ненастье. И «Март», с его блестками тающих снегов. («Что такое? Кто такой?»)Причинное обоснование.

9. Со структурами мы сталкиваемся постоянно. Так, структурой является всякая семья. Во-первых, семья состоит из людей – членов семьи. Таким образом, семья – это множество, а члены семьи – его элементы. Во-вторых, члены семьи связаны друг с другом различными родственными отношениями, т.е. семья представляет собой структуру, в которой заданы элементы и отношения между ними. Нельзя быть внучкой вообще, можно быть только чьей-то внучкой. Если в семье есть внучка, то в ней обязательно найдется бабушка или дедушка. Изменение, связанное с одним из элементов системы, например, женитьба сына, создает новые отношения всех других элементов: родители становятся свекром и свекровью и т.д. (Энциклопедия «Языкознание. Русский язык» – Аванта+)Выделение.

10. Еще пример: белая стена. Нельзя сказать: белый стена или белое стена, потому что существительное женского рода, а значит, и прилагательное должно быть в форме женского рода. Другой пример: белый стол. Теперь не подойдут формы белая и белое, род должен быть мужской. Но белые – и стены, и столы! В единственном числе нам не все равно, какой род, и нужны разные формы, а во множественном и одной можно (более того, нужно!) обойтись. Хотя значение слова совершенно не изменилось. Парадокс. (Энциклопедия «Языкознание. Русский язык» – Аванта+)Сопоставление и противопоставление.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Примеры тематических предложений для распространения в абзац или миниатюру

1. Быстро светает.

2. Вернемся к дождям.

3. Вот так бы сто лет!

4. Как я это сделал?..

5. В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы.

6. Еще раз повторяю: читайте Пушкина!

7. Что имеем – не храним, потерявши – плачем!

8. Смотри – летит!

9. Есть такая профессия – ... !

10. Андрей успокоился.

11. Шли мы однажды с Денисом.

12. А ягод-то, ягод!

13. На день рождения Наташе подарили щенка.

14. Такие разные обращения!

15. Очень интересно заниматься этимологическим анализом! Возьмем всем знакомое слово окно.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Примеры деформированных абзацев для восстановления

Порядок действий:

1. Найти тематическое предложение.

2. Восстановить необходимую последовательность предложений.

3. Указать вид связи предложений в абзаце.

4. Определить способ распространения мысли.

Абзац № 1

1. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился.

2. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым.

3. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью.

4. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы.

5. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. (Что такое? Кто такой?)

Абзац № 2

1. Он написал замечательный учебник химии.

2. Он постоянно совершенствовал ее, дополняя сведениями о новых открытиях.

3. Работая над «Основами химии», ученый создал свою знаменитую периодическую систему химических элементов.

4. После нескольких лет работы педагогом Менделеев с головой уходит в науку.

5. Этот учебник – настоящая химическая энциклопедия. («Что такое? Кто такой?»)

Абзац № 3

1. Прошедшее время обозначает действие, происходившее до момента речи (Отец работал на заводе), а будущее время – действие, которое будет происходить после момента речи (Скоро я буду работать инженером).

2. Но это только одно из значений формы настоящего времени.

3. Точкой отсчета является момент речи.

4. Эта же форма употребляется и в тех случаях, когда время действия не связано с моментом речи (происходит постоянно или периодически повторяется).

5. Система форм времени зависит от вида глагола.

6. Можно подумать, что настоящее время указывает на совпадение времени действия с моментом речи (Мамы здесь нет, она работает на огороде).

7. У глаголов несовершенного вида три формы времени. (Энциклопедия «Языкознание. Русский язык» – Аванта+)

Абзац № 4

1. Испытуемым давали в каждую руку по шару равного веса, но разного объема – один большой, другой поменьше.

2. И никто не заметил, что шары – равного объема.

3. Эта установка продолжала у них действовать по контрасту: по сравнению с маленькими шарами шар контрольного опыта казался даже большим, чем его пара, у других – по ассимиляции: большим считался шар в той руке, в которую и раньше вкладывали шары большого объема.

4. Ученые-психологи провели один эксперимент.

5. И так несколько раз.

6. Это произошло потому, что в результате серии предварительных испытаний, когда человеку последовательно предлагали шары неодинакового объема, у него возникла установка на различие объема.

7. Затем им дали два одинаковых шара и попросили охарактеризовать их объем.

8. Одни испытуемые признавали большим шар в той руке, в которую раньше вкладывали шар меньшего объема; другим же (их оказалось гораздо меньше) большим казался шар в руке, в которой перед этим был шар большого объема. (Л.П. Крысин)

Абзац № 5

1. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин.

2. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы.

3. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах.

4. С 1718 года Петр I специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати.

5. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам.

6. Каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника. (Из учебника истории для 7-го класса под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной)

Абзац № 6

1. Исключением являются Алтайские горы с относительно мягкими и снежными зимами.

2. Лето практически везде короткое и прохладное, за исключением межгорных котловин, где оно бывает обычно сухим и жарким со средней июльской температурой около +20 градусов C.

3. Зимой погода стоит безоблачная, солнечная, с низкими температурами.

4. Это связано с тем, что сюда с запада часто проникают циклоны, сопровождающиеся значительной облачностью и осадками, облака защищают поверхность от выхолаживания.

5. Особенно холодно бывает (до –50 градусов C) в межгорных котловинах, в которых застаивается холодный воздух, стекающий с гор. (Учебник географии для 9-го класса под ред. А.И. Алексеева)

Абзац № 7

1. А рассказывал Горький великолепно.

2. И наоборот.

3. Они просто выбалтываются.

4. Поэтому Горький нестерпимо скучал среди людей пресных и точных, позволявших себе сомневаться в подлинности его рассказов.

5. Нужен сильный талант, такой, как у Горького, чтобы многократно рассказывать одну и ту же историю, а потом написать ее свежо и по-иному, чем сложился словесный рассказ!

6. Выдумывание названий – особый талант.

7. При каждом новом рассказывании одного и того же случая подробности разрастались, менялись, становились все интереснее.

8. Есть люди, которые хорошо пишут, но не умеют давать названия своим вещам.

9. Подлинный случай сейчас же обрастал у него подробностями.

10. Его устные рассказы были, по существу, подлинным творчеством.

11. Он хмурился, замолкал и, казалось, говорил: «Скучно жить с вами на этом свете, товарищи!»

12. Так же как есть люди, которые превосходно рассказывают, но плохо пишут. (К.Г. Паустовский)

Литература

1. В.Н. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999.

2. С.М. Евграфова. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.

3. Е.Н. Басовская. Русский язык. Искусство устной и письменной речи (интегрированный курс). Газета «Русский язык», № 36/2000.

И.А. ГРОМОВ,
Малышевская средняя
общеобразовательная школа,
Селивановский р-н,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru