Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2009

НАША ПОЧТА

 

Заметки с первой педагогической практики

Я получил необходимый заряд энергии

Школа понравилась мне своей доброжелательностью, учителя – ревностным отношением к профессии, ученики – ребяческим задором и детской восприимчивостью, благодаря всему этому я получил от уроков в школе столь необходимый практиканту заряд энергии. Никакого внутреннего опустошения не было! Работая с детьми, я сам на некоторое время стал ребенком, окунулся в атмосферу детской непосредственности и какой-то праздничной школьной суеты. Эта суета не мешала мне сосредоточиться на учебном процессе, как не мешало и предполагаемое мною до педпрактики предубеждение учителей против студентов. Максимально сконцентрировавшись на учебной задаче, я один за другим проводил уроки, старательно запечатлевая в своем сердце милые лица ребят. Думается, именно это трепетное отношение к каждому из моих учеников и помогало мне вникать в их интересы, с высокой эффективностью проводить уроки. Эта эффективность обратила на себя взоры Натальи Петровны Федоровой, предложившей мне поработать с театральным коллективом школы. Так прошла моя первая педпрактика. К практике я возвращусь в начале следующего учебного года, а пока я вынужден жить лишь воспоминаниями об этой прекрасной поре студенческой жизни.

Валентин ЮНИН,
студент 4-го курса МПГУ,
филологический факультет

 

У меня все дети хорошие

Когда мы, студенты-практиканты, переступили порог московской школы № 610, то получили возможность пообщаться с учителями и выбрать класс, в котором будем работать. Пришлось услышать разные мнения о классах: 5-й «А» – шумный, в 6-м «Б» очень много учеников, в 7-м «Б» всего несколько учеников, для которых русский язык является родным. Выслушав их, мы с чувством неуверенности погрузились в серьезные размышления. Наконец, слово взяла Елена Владимировна Новикова. Запомнилось, как она начала разговор: «У меня все дети хорошие». Эти слова прозвучали неожиданно и необычно на фоне того, что говорят о современной школе и современных учителях. Что значит хорошие? Они хорошо учатся, хорошо ведут себя на уроках и делают домашнюю работу? Ответы на эти вопросы мне предстояло узнать, наблюдая за уроками Елены Владимировны и работая в ее классе.

У этого словесника было чему поучиться. На ее уроках ребята всегда были заинтересованы предметом обсуждения: стремились говорить, выходить к доске. В чем же загадка? Что помогает Елене Владимировне увлечь детей? Я бы сначала назвала основные качества характера, присущие ей. Во-первых, это неподдельная искренность и в тех ситуациях, когда нужно проявить сочувствие к проблемам детей, и тогда, когда нужно пожурить их. Во-вторых, Елена Владимировна обладает особенным обаянием, ее эмоциональность не оставляет учеников равнодушными, они с энтузиазмом выполняют задания, стремятся проявить себя, потому что знают, что их работу справедливо оценят. А в-третьих, это свой подход к изложению материала. Елена Владимировна умеет объяснять предельно ясно, без лишних слов – я думаю, что это результат многолетнего опыта работы в школе. Мастерство приобретается долгим трудом. Мы наблюдали много раз, как дети откликаются на слова и улыбки Елены Владимировны, ведь за ними стоит открытость, чистосердечие – одно из важнейших качеств, которым обладает учитель с большой буквы, вкладывающий душу в свою работу.

Хочется выразить Елене Владимировне признательность за полученный нами опыт. Мы поняли главное: «хорошие» дети – отражение труда учителя, сумевшего заинтересовать их своим предметом, способного разглядеть лучшие качества своих учеников и опереться на них. Ведь недаром же сказано: «Искусство воспитания – искусство говорить с сердцем ученика», – и Елена Владимировна в совершенстве владеет этим искусством.

Ирина МЕЩЕРЯКОВА,
студентка 4-го курса МПГУ,
филологический факультет

Рейтинг@Mail.ru