Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2009

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ

 

Книга возвращается к учителю

Дорогие читатели!

В этом выпуске «Библиотечки учителя» мы начинаем публиковать уникальную в своем роде книгу – «Повторительный курс русского языка» Сергея Иосифовича (Осиповича) Карцевского.

С одной стороны, это одна из самых первых и едва ли не самая удачная попытка подготовки повторительного курса русского языка для старшеклассников.

С другой – пособие, предложенное С.И. Карцевским, предельно лаконично и четко излагает систему русского языка на фоне базовых понятий общего языкознания.

Таким образом, для учителя и школьника, ориентированного на получение гуманитарного образования, появляется возможность повторить и систематизировать сведения о русской грамматике в контексте базовых лингвистических представлений о языке вообще.

По полноте и удобству пользования этот повторительный курс близок справочнику, а по стилистике изложения – «книге для чтения». Благодаря этому любой человек, даже очень смутно представляющий себе программу по русскому языку, может получить коротко и ясно сформулированные ответы на основные вопросы по грамматике. Для этого ему не потребуется даже знание лингвистической терминологии.

В свое время первым выпуском нашей «Библиотечки учителя» стала книга другого замечательного ученого – Григория Осиповича Винокура «Русский язык: исторический очерк». Две эти работы сближает одно очень важное свойство: сложные языковедческие вопросы рассматриваются в них специально в расчете не на коллег-ученых, а на тех, кто говорит на языке, изучает его. За этим стоит принципиальная для любого ученого, пишущего для школы, этическая установка – просвещение требует больших усилий по донесению строгого научного знания до «простых людей».

Время, в которое был написан «Повторительный курс русского языка», – а вышел он в 1928 году – было временем бурных споров о том, на каких основаниях должно строиться преподавание родного языка в школе. Преподавать родной язык по-старому стало невозможно.

Во-первых, старая традиционная школа была ориентирована на безусловно великие руководства Якова Карловича Грота – «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне», впервые напечатанное в 1873, и «Русское правописание», вышедшее первым изданием в 1875 году. По этим книгам, выдержавшим великое множество переизданий, более 40 лет училась вся Россия. В 1917-18 годах состоялась орфографическая реформа. И как бы минимальны ни были изменения в системе правописания, изменений в графике было достаточно для того, чтобы потребовалось переучивать всю страну на новый лад.

Во-вторых, это было время пересмотра основ лингвистики как науки. Переворот, который произвел Фердинанд де Соссюр своим «Курсом общей лингвистики», последовавший за этим бум формальных (структурных) методов в изучении языка, ориентация на изучение синхронного состояния языка, становление фонологии и многие иные изменения – все это привело к переосмыслению не только науки о языке, но и методических основ его преподавания.

В этих условиях преподавать грамматику по-старому было все равно, что давать в школе курс доньютоновской физики, преподавать химию без таблицы Д.И. Менделеева или биологию без теории Чарльза Дарвина.

Подробнее узнать об историческом контексте, в котором писался «Повторительный курс русского языка», и о его композиции вы сможете из предисловия А.М. Пешковского и вступительных замечаний автора. А о самом же Сергее Иосифовиче Карцевском мы расскажем вам при публикации следующей части его «Курса».

Елена ИВАНОВА

Рейтинг@Mail.ru