Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Моя педагогическая философия

(Эссе)

 

Светлой памяти моей матери
Филипповой Натальи Николаевны.

Понимание рождается
пониманием, душа – душою.
Е.Н. Ильин

 

«А годы летят, наши годы, как птицы, летят, и некогда нам оглянуться назад». Это о нас, учителях, поется в песне. Работая с детьми, окунувшись в захватывающий водоворот школьной жизни, мы перестаем ощущать движение времени, забываем о возрасте, о болезнях.

В голове по-прежнему множество задумок и планов: сходить с ребятами в поход, провести интересный классный час, свозить в музей, помочь Свете одолеть трудное правило, что-то придумать, чтобы доказать Алешке, замкнувшемуся в себе, что одноклассники его любят. А вот случайно наткнулась на книжном развале на серию открыток-иллюстраций к «Войне и миру» Л.Н. Толстого – надо обязательно использовать их на уроке. А этот кроссворд очень подойдет моим смышленым детям при изучении темы «Глагол». И так каждый день. И только зеркало правдиво напоминает о том, что время неумолимо движется вперед.

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда вновь хочется перелистать страницы прожитой жизни. Оказывается, мой педагогический стаж – тридцать лет, двадцать восемь из которых я работаю в родной школе. Если кто-то задаст мне вопрос, почему я стала учителем, я, наверное, не смогу односложно ответить. Мне кажется, что я родилась учителем.

Мое детство прошло в большой дружной семье, главной всегда была мама. У нее не было педагогического образования, но всегда хорошо получалось подбодрить, поддержать, утешить, примирить нас, детей, если возникали какие-то проблемы. Люди тянулись к ней: кто-то приходил за помощью, кто-то за советом, а то и просто поговорить. Любимым занятием мамы, когда выдавалась свободная минутка, было чтение книг. Эту любовь к книге она передала всем членам семьи: отцу, моим братьям и сестрам. Старший брат умудрялся читать даже ночью под одеялом, пользуясь карманным фонариком. Думаю, что материнские уроки помогли мне сделать свой выбор – стать учителем русского языка и литературы. Именно учителю-словеснику представляется большая возможность давать такие уроки доброты и любви – то, что делала моя мама. Ведь учитель не только передает детям знания. Он оберегает детские души, чтобы не проникло в них зло.

Труд учителя многогранен, и нельзя работать по шаблону, трафарету. Важно любить свое дело и учеников, отдавать им свои знания, сердце, ум, жизнь, как делали это А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Скептик может задать вопрос: «А зачем обязательно любить учеников?» Во-первых, это очень приятно. Во-вторых, и, это главное, – такого человека начинают любить другие. На любовь отвечает любовь – эта установка действует как внушение, как гипноз, убеждая без всяких слов. Ведь дети не терпят фальши, очень тонко чувствуют любовь.

Вспоминается такой случай. Идет урок русского языка. Ученики сосредоточенно выполняют задание. И вдруг тишину нарушает звонкий голос: «Я понял, Екатерина Васильевна, я все понял!». Это Владик Д. радостно сообщает всему классу о том, что правило, над которым мы с ним вместе бились, наконец-то усвоено. Ну разве можно сердиться на такого нарушителя тишины, когда его глаза блестят от радости? Подхожу к нему, глажу по плечу и тихонько говорю: «Молодец!».

В одном из детских сочинений прочитала следующие слова: «Каждый порой мечтает о том, чтобы кто-то сильный, добрый и умный пришел на помощь в тяжелый час, чтобы он понял твою душу, утешил, сказал, что все исправимо, – и исправил… Каждый мечтает о таком чуде – всесильном друге-покровителе, который рассеет беду, отведет несчастье, с легкостью совершит невозможное. Выручит, спасет, не даст пропасть: улыбнется, одобрит, объяснит, все сделает – и все будет хорошо». И я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики видели во мне не всезнающего и недосягаемого для них взрослого человека, а старшего товарища, справедливого и опытного, готового прислушаться к их мнению, оказать поддержку, помочь в трудную минуту. Мне близко и понятно высказывание: «Отдавать не знания, а самого себя». Это нужно и детям, и мне. Они дают мне не меньше. Мы человеческим между собой обмениваемся. Именно к этому я стремлюсь на протяжении всей своей педагогической жизни. И всякий раз, видя улыбающиеся мне лица моих учеников, слыша от них в мой адрес добрые слова, я вспоминаю свою маму и мысленно говорю: «Спасибо тебе, родная, что ты помогла мне выбрать правильный жизненный путь!».

Е.В. АНДРЕЕВА,
учитель русского языка и литературы,
средняя школа,
пос. Козлово, Тверская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru