Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

Здравствуйте, уважаемые члены редакции газеты «Русский язык»!

В прошлом году я принимала участие в областном конкурсе «Педагог года Подмосковья-2008» и вошла в шестерку лучших учителей области. Эта победа только чуть-чуть моя, а больше наша с вами общая. Все началось четыре года назад, когда я впервые осмелилась прислать вам разработки своих уроков, а вы их напечатали. Тогда я обрела уверенность в себе, мне хотелось совершенствовать свое педагогическое мастерство, и газета мне в этом помогала. Для самообразования в ней действительно есть все: и учебно-методические материалы, и теоретические сведения, и практические рекомендации, и олимпиады, и подспорье для внеклассной работы по предмету. С помощью газеты я прошла и дистанционные курсы повышения квалификации, которые проводила София Витальевна Столбунова «Как построить нетрадиционный урок русского языка». Ей особое спасибо, потому что во время проведения конкурса я давала уроки именно по тем технологиям, о которых шла речь на курсах. Я бы рекомендовала эти курсы всем учителям, потому что уроки, построенные на материале этих курсов, становятся интересными, живыми, запоминающимися, неповторимыми, они проникнуты атмосферой успеха как для учителя, так и для учеников.

После конкурса, в мае, состоялся педагогический марафон лучших учителей Ленинградской и Московской областей, в котором я тоже принимала участие. Учителя Московской области демонстрировали свой педагогический опыт в школах Ленинградской области (в городах Тосно, Кириши), а наши коллеги из Северной столицы давали уроки в Московской области. Такое общение принесло немало пользы для нас, учителей-практиков, и снова мой успех зиждился на том базисе, который я получила на курсах Педагогического университета «Первое сентября». Поэтому еще и еще раз искренне благодарю вас за ту огромную работу, которую вы проделываете для нас, школьных учителей. Низкий поклон вам от всего нашего учительства!

Думаю, мои разработки уроков и мероприятий, проводимых в рамках этих конкурсов, будут интересны вам. А может, они станут полезными для тех, кто попытается принять участие в подобных конкурсах, или для тех, кто еще не определился с курсами повышения квалификации? Всем желаю успеха!

С уважением,
С.В.

 

6-й класс

Словообразование и морфемика.
Окончание слова

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент.

2. Объяснение нового материала. Составление кластера.

Взгляните на два слова в теме нашего урока. Что вы можете сказать о первом и втором словах?

Словообразование – образование слов, это понятно, а вот слово морфемика для вас новое, но мы сейчас попробуем выяснить, что оно означает. Давайте составим с вами кластер:

Какие части в слове мы можем выделить? В слове можно выделить значимые части: приставку, корень, суффикс, окончание. Значимые части слова, участвующие в образовании и изменении слов, получили название морфем. Теперь мы можем добавить наш кластер.

А с помощью чего могут образовываться слова? С помощью приставок и суффиксов. И не только. Давайте понаблюдаем за словом выход. Что такое выход? То место, где «выходят». Значит, слово выход образовалось от слова выходить. Как? Без участия суффикса, как будто от глагола отсекли конечную часть. Такой способ называют «безаффиксным» или «бессуфиксным». А теперь дополним кластер.

Рассмотрим слово напев. Что вы можете сказать о нем с точки зрения морфемики и с точки зрения словообразования? Напев состоит из приставки и корня, нулевого окончания – это с точки зрения морфемики; оно образовано от глагола напевать безаффиксным способом – с точки зрения словообразования.

3. Бинарная характеристика слов по цепочке (устно, каждый индивидуально).

Для слабых: земельный (суфф.), глиняный (суфф.), слоник (суфф.), перекрасить (прист.), выбежать (прист.), заучить (прист.), столик (суфф.), карандашик (суфф.), печальный (суфф.), премудрый (прист.).

Для сильных: подлокотник (прист.-суфф.), окрас (бессуфф.), прелестный (суфф.), выключатель (суфф.), переходник (суфф.), подберезовик (прист.-суфф.), учиться (суфф.), опрос (бессуфф.), съезд (бессуфф.), учебник (суфф.), подстаканник (прист.-суфф.), лестничный (суфф.), пересмотр (бессуфф.), медвежонок (суфф.), лиственница (суфф.), выдержка (суфф.), выставка (суфф.), прабабушка (прист.), проводник (суфф.).

4. Игра в слова.

Из букв слова первоклассник придумайте слова: 1-й ряд – состоящие из корня и окончания (в том числе нулевого); 2-й ряд – слова из приставки, корня и окончания; 3-й ряд – из корня, суффикса, окончания.

Приблизительные ответы:

1-й ряд: класс, сено, пора, весна, сало, село, нора, кора, носки, сосна, икра, пена, ива, вера, ссора, слова, река, пила, перо, рак, лиса, соска, пресса, пресс, коса, крик, сок, вор, сор, репа, пир, кино, волк, песок.

2-й ряд: повар, насос, слив, наклон, вопрос, привал, присоска, окрас, рассол, напев.

3-й ряд: лесник, лесок, носик, слоник, коврик, классик.

5. Словарный диктант.

Привлекательность земли, загадочное животное, загадки природы, темные чащи, не вызывает волнения, стоять на земле, сильное желание, загадочный остров, извините за грубость, пожалуйста, благодарю за внимание, здравствуйте, до свидания, огромное спасибо. (30 слов)

6. Работа со словарными словами.

1. Давайте вспомним: что такое окончание?

2. Попробуем определить окончание в каждом слове словарного диктанта.

3. В каких словах нулевое окончание? Почему оно называется нулевым?

4. Почему у слов пожалуйста, спасибо окончаний не бывает? (Неизменяемые слова).

5. Запишите по памяти еще 5 словарных слов, у которых не может быть окончаний. (Вверху, внизу, влево, справа, удивительно и т.п.).

6. Отличаются ли окончания существительных от окончаний прилагательных и глаголов?

7. На что могут указывать окончания?

На падеж, род, число – у существительных, прилагательных и местоимений.

У глаголов – на время: в настоящем или будущем – на лицо, число; в прошедшем – на род, число.

Приведите примеры словоформ этих частей речи.

7. Упражнение на закрепление.

Спишите, вставьте пропущенные окончания.

На краснеющ_ рябин_, в тонк_ тетрадк_, в бабушкин_ деревн_, встрет_мся на площад_, рассказыва_шь о юбиле_, выраст_т на топол_, выбеж_т на улиц_, запиш_м в тетрад_, рису_т в альбом_, прошага_м по алле_, посеща_т выставку в музе_, предупрежда_т об опасност_, на белоствольн_й берез_, в новейш_й брошюр_, по выжженн_й пустын_, на окраин_, на площадк_.

8. Итоги урока. Игра «Закончите предложение».

1) Окончание – это морфема, служащая для выражения… (грамматических значений рода, числа, падежа, лица).

2) Окончание служит… (для связи слов в словосочетании и предложении).

3) Чтобы правильно выделить окончание… (слово нужно изменить: просклонять (именные части речи) или проспрягать (глаголы).

4) Окончание может быть не выражено звуком, тогда мы говорим о… (нулевом окончании).

5) Нулевые окончания встречаются… (у существительных мужского рода в форме именительного падежа единственного числа: квадрат – квадрата; у существительных в форме родительного падежа множественного числа: улиц – улицы; у кратких прилагательных мужского рода: весел – веселый; у прилагательных с суффиксом -ий, обозначающих принадлежность кому-нибудь или чему-нибудь: медвежий – медвежьего; у глаголов в форме прошедшего времени мужского рода: смеялся – смеялась).

6) Не имеют окончаний… (неизменяемые слова – существительные: пальто, домино; наречия: смешно, законно, нельзя; деепричастия: молча, любя, рисуя).

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru