Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2009

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

 

Журналистка Мария Ищенко прислала в редакцию газеты «Русский язык» репортаж о том, как сдавали ЕГЭ московские старшеклассники в этом году. В начале нового учебного года, как нам кажется, можно вспомнить об этом событии.

Вспоминая экзамен

8:59. Школа на юге Москвы. Через час здесь начнется ЕГЭ по русскому языку.

На крыльце толпятся выпускники этой школы. Через некоторое время они уходят – им предстоит писать экзамен в другом месте.

9:07. К школе стройными рядами приближается толпа выпускников. Стадионная компания неохотно присоединяется к вновь прибывшим. Они все весело смеются, много курят и громко кричат друг другу:

– Ничего вам не поможет!

Не видно в руках книжечек с примерными вариантами ЕГЭ, тетрадей, учебников. Кажется, что предстоящий экзамен никого особенно не волнует, хотя его результаты теперь влияют и на школьный аттестат, и на поступление в ВУЗ.

9:14. Получив какие-то бланки, одиннадцатиклассники исчезают в здании школы. Остаются только волнующиеся мамы во дворе и совершенно спокойный выпускник на спортивной площадке. К нему и подхожу. Зовут выпускника Сергей, школу он закончил в 2003 году, успел отслужить в армии, теперь собирается поступать в МИТХТ (Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова).

– Волнуешься?

– Да не особенно.

– Как думаешь, на сколько ты сдашь экзамен?

– На «хорошо». В школе у меня проблем с русским не было. Пишу, говорю на нем. Проблемы будут у того, у кого с русским плохо. Там же материал надо знать с 3-го класса: спряжения всякие, наклонения...

– Ты как-то готовился к ЕГЭ?

– Да. Вчера полистал книжечку с примерными заданиями.

– Часть С не пугает?

– А что там?

– Сочинение по тексту.

– Только узнал об этом. Думаю, справлюсь.

– А как ты вообще относишься к ЕГЭ?

– Как и к любым переменам, к нему разное отношение, возникают какие-то сложности. Время покажет. Но я точно знаю, что учителям это все очень не нравится. А их мнение для меня авторитетно. Я бы лучше сдал традиционные экзамены, поготовился.

– Если тебя не устроит результат ЕГЭ, пойдешь на апелляцию?

– Зачем? Если все хорошо сдам. Не сдам – не сдам. Мне кажется, это только лишняя волокита.

10:07. К крыльцу нерешительно подходит женщина, видно, что очень волнуется. Ее дочь сегодня пишет ЕГЭ.

– Куда поступать будем, пока не определились. Посмотрим, как ЕГЭ сдаст. Но вообще нам «3» хватит – мы на коммерческое.

– А как вы к ЕГЭ готовились?

– Она у меня специальную литературу читала, плюс они в школе полгода готовились. Но Света все равно очень волновалась со вчера, я ей говорю, чтобы не переживала. Ну не сдаст и не сдаст. Хотя теперь, если ЕГЭ не сдать, можно остаться без аттестата, с простой справкой об окончании школы. У нее тяжелое заболевание, и мы теперь уже пожалели, что не стали оформлять инвалидность – инвалидам можно ЕГЭ не сдавать.

– А как вы вообще к ЕГЭ относитесь?

– Очень плохо. Это в сельской местности, где одна школа и все друг друга знают, все сдадут хорошо, а в городе, мне кажется, многие его завалят. Отличники на таких экзаменах теряются, а какие-нибудь двоечники могут просто угадать ответы в тестовых заданиях и все сдать. Моя дочка как-то решила написать его наугад, и результат был ничуть не хуже, чем когда она сидела и думала над каждым заданием.

– А как же часть С?

– А она ее, может, вообще писать не будет.

11:10. В школу заходит милиционер с овчаркой.

11:13. Выходят.

11:31. Слышится отборный мат – на пороге школы появляются трое парней. Они сдали ЕГЭ по русскому первыми. Как выясняется, писали наперегонки, результаты их мало волнуют. Уверены, что все сдали хорошо: «На “тройку” хватит». Один, правда, сокрушается, что у него вышло много ответов под номером «4» подряд. Но горюет недолго: закуривает, врубает на мобильном телефоне песню про респект «в глазах у пацанов на районе» и весело отплясывает.

11:44. Двое ребят уходят праздновать сдачу экзамена, Юра, абитуриент МИРЭА, садится на ограду и лениво говорит:

– Телефоны там не отбирают, если сидишь где-нибудь на последних партах, списать можно вообще элементарно.

– А экзамен тебе показался сложным?

– Не-а. Текст простой, про взаимоотношения детей и родителей. В общем, «четверка», думаю, будет. Если что, на апелляцию пойду.

12:01. Двор постепенно заполняется счастливыми одиннадцатиклассниками. Вот подходит к своим одноклассникам миниатюрная девушка в огромных очках:

– У меня аж руки дрожат от сочинения в части С! Пожале-е-е-ейте меня!

12:05. «Собрание супергениев», как себя называют отстрелявшиеся, обсуждает планы на вечер, пиво, погоду, Dolce&Gabbana и «супердышащие кроссовки от Lacoste, в которых даже ноги не потеют» – будто и не было никакого ЕГЭ. Все как один курят.

12:13. Обладатель «супердышащих кроссовок» сосредоточенно отковыривает жвачку от подошвы кроссовок. Из школы, размахивая пакетом, вылетает красивый черноглазый юноша:

– Нормально, прокатило все! Сзади добрая девчонка оказалась! Да, кстати, я в сочинении написал, что героизм – это полная фигня.

Компания бурно обсуждает вопрос: если спасти кошку на дереве – это героизм или нет?

12:26. Выходят трое задумчивых молодых людей.

– Тексты легкие были.

– Да не, не очень.

– У меня 60 предложений получилось.

– У меня 34.

– А у меня 25.

12:51. Черноглазый парень замечает во дворе девочку, которая помогала ему на экзамене, и бежит к ней:

– Спасибо! Спасибо! Ты самая лучшая девчонка!

Начиная с этого момента каждого выходящего встречают овациями и аплодисментами, как настоящего героя или освободившегося заложника.

12:58. Судя по обсуждениям, больше всего выпускников волнует часть С.

– Про что у тебя в тексте было?

– Про войну...

– Про войну?!

Парень угрюмо поднимает глаза на расспрашивающих:

– Дайте лучше кто-нибудь покурить, а?

13:04. Экзаменуемые сверяют ответы, ликуют при совпадениях. Целуются на радостях девушки, обнимаются юноши. С гордостью рассказывают друг другу: одни во время экзамена пользовались шпаргалками, другие звонили по телефону родителям, третьи фотографировали и отсылали задания друзьям.

13:17. Но обсуждать экзамены не всем хочется.

– Леха, какой у тебя текст был? – лохматый парень подскакивает к товарищу, который только что вышел.

Тот отталкивает приятеля:

– Дебил! Теперь-то какая разница?

13:21. Мальчик с очками набекрень звонит родителям:

– Слушайте, есть слово «ляжьте»? Ну, от какого, от какого – от слова «ложиться». А «пять килограммов картофеля» – это нормально?

13:28. Девушка жалуется на одноклассника:

– То, блин, говорит че-то, то, блин, стучит че-то, то, блин, поет че-то...

– А нас постоянно эта комиссия отвлекала. У нас часы в кабинете висели, так они каждые 5 минут спрашивали: «А вы на нас апелляцию писать не будете? Нет, ну точно не будете?».

13:34. Наконец, выходит и Сергей. После экзамена настроение у него не очень.

– Вроде ничего сложного. Текст был про бездомную собачку, и я написал, как мне ее жалко.

– А когда результаты будут?

– Да даже не знаю.

– А в вашем кабинете были строгие эксперты?

– Нет. Сказали только в туалет часто не выходить, и все.

14:01. Из разговора с преподавателем русского языка.

– Если честно, я против ЕГЭ. Для детей такая форма экзамена пока непривычна. У них стресс, им плохеет. У одной нашей девочки как-то даже пальцы на руках посинели во время ЕГЭ. Да и авторитет учителя, как мне кажется, теперь падает. Исчезла прощальная стадия в наших с учениками отношениях. Экзамены, конечно, для учителя всегда пора тревожная, волнительная, но в то же время ты чего-то и ждешь, думаешь, чем тебя один порадует, чем другой удивит. Мы вели ребят до самого конца, до вручения аттестатов – а теперь...

Кстати, тут нас, учителей русского языка, пригласили сдавать ЕГЭ. В ЮАО (Южный административный округ) пришли к выводу, что мы против этого экзамена, потому что сами не знаем, как его сдать и как подготовить детей. А это не так: мы разбираем ЕГЭ и на уроках, и факультативно, и индивидуально. Другое дело, что дети не всегда считают, что им это нужно.

Так вот, нас собрали, посадили, раздали обычные варианты ЕГЭ (только сверху было надписано: «Для учителей») и еще анкетки с вопросами, ведем ли мы 11-й класс, планируем ли и т.д. Это была унизительная процедура, проявили такое недоверие к учителям. Были и преподаватели в возрасте. Один все время просил валидол.

Думаю, все это очень выгодно чиновникам: на одних брошюрках ЕГЭ сколько заработать можно. А уж если говорить о некомпетентности, то эксперты, которые дежурят в кабинетах во время экзамена, далеко не всегда могут ответить на вопросы детей. Например, надо ли ставить запятую между номерами ответов.

Мария ИЩЕНКО,
г. Москва,
29 мая 2009 г.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru