Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

 

5-й класс

 

Падежи имен существительных

Интерактивная программа
«Падежи в гостях у пятиклассников»

В роли падежей учащиеся 6-го класса.

Цель: систематизировать изученный в начальной школе материал, расширить представление о падежах.

Ход урока

Учитель. Сколько падежей в русском языке? Сейчас мы устроим перекличку, и они явятся – каждый со своими вопросами. Итак, именительный… Кто? Что? и т.д.

Дети называют падежи.
Являются шестиклассники.

Именительный падеж. Здравствуйте, пятиклассники! Нам сказали, что вы все любознательные и хотите больше узнать о падежах, вот мы к вам и пришли. Мы будем вам задавать вопросы, а вы на них отвечайте. За правильный ответ получите жетон. У кого жетонов наберется больше всех, тот получит от нас особый подарок. Итак, начнем. Почему меня называют прямым падежом, а моих братьев косвенными?

Ответ. Так меня назвали еще в античной грамматике. Ведь при склонении я только прямо называю слово в его начальной форме, а все остальные формы являются отклонением от начальной формы. Их сначала называли косыми. А потом уже косвенными.

Именительный падеж. А теперь ответьте мне на такой вопрос: почему меня в предложении по-разному подчеркивают и как?

Ответ. Если подлежащее, то подчеркивают одной линией, если сказуемое – двумя, а бывает, что никак не подчеркивают, потому что я обращение.

Родительный падеж. Почему у меня такое странное название – родительный?

Ответ. Сначала обозначал происхождение, род чего-либо или кого-либо, например, из семейства льва, из рода богатырей. Потом я стал выражать и другие значения.

Родительный. Я особый падеж, потому что только у меня могут быть вариативные окончания. А вы сможете их назвать?

Ответ. Мы были на плантации чая. Бабушка налила стакан чаю. Нет сахара. Дай еще немножко сахару.

Дательный. Мое название вопросов не вызывает: я действительно стою при глаголе дать. Зато у меня есть предлог, который только мне верно служит. Сможете ли вы его назвать?

Ответ. Это предлог к, а еще благодаря, вопреки, согласно, наперекор.

Винительный. Я падеж Винительный, только в чем же я повинен?

Ответ. Я ни в чем не виноват. Просто в древнерусском языке слово вина имело иное, чем теперь, значение – «причина». По сути дела, я причинный падеж, потому что называю предмет, «причиненный»: вижу мальчика, испекла пироги.

Винительный. В русском языке нельзя говорить масло масляное, потому что это повтор однокоренных слов. Но при мне есть такие словосочетания, где не только допустимо, но и необходимо употреблять однокоренные слова. Сможете ли вы привести хоть один такой пример?

Ответ. Писать письмо, печь печенье, рисовать рисунок, чертить черту, петь песню, танцевать танец, загадать загадку.

Учитель. Самое время загадать загадку. Записываем. Покрывало белое (всем на радость сделано), не ткалось, не кроилось, с неба само свалилось, по земле расстелилось. Найдите в этой загадке существительные и определите их падеж, а наши падежи поглядят, правильно ли вы это сделали.

Проверяют учащиеся 6-го класса у учеников 5-го класса.

Ответ. Покрывало – им.п., радость – вин.п., неба – род.п., земле – дат.п., снег – им.п.

Жетон тем, кто определил падежи верно.

Творительный падеж. Мною творят, то есть что-то делают, и это верно. Меня ввел в «Грамматику» Лаврентий Зизаний в 1596 году. Сколько мне лет?

Ответ. 413 лет.

Творительный падеж. В предложении я могу быть не только дополнением «Я шью иглой». Запишите предложения и определите, чем я являюсь: На берегу стоит дом с мезонином. Люба будет учительницей.

Ответ. В первом предложении – определение (дом какой?), во втором – часть составного сказуемого.

Творительный падеж. Многие формы стали наречиями. Сможете ли вы привести примеры?

Ответ. Ночью, днем, домой, весной, летом, зимой, залпом, кубарем, утром, вечером и др.

Предложный падеж. Если у именительного падежа никогда не бывает предлогов, у моих братьев они то есть, то их нет, то я без предлогов вообще не существую, поэтому так и называюсь – предложный. А знаете ли вы, кто мне дал имя?

Ответ. М.В. Ломоносов, до этого меня звали «сказительным», то есть «изъяснительным».

Предложный падеж. А вы знаете, что некоторые ученые считают, что во мне скрыты два падежа: изъяснительный и местный. Можете вы привести примеры?

Ответ. Вспоминать о лете – изъяснительное значение, жить в лесу – местное.

Предложный падеж. Один из моих братьев сказал, что только у него бывают вариативные окончания. Но он не прав! У меня тоже они бывают: о снеге, в снегу, о саде, в саду. Можете ли вы сказать, от чего они зависят?

Ответ. Они зависят от значения: изъяснительное – е, местное – у.

Предложный падеж. Наверное, вы заметили, что вариативное окончание было у существительных мужского рода. А бывает ли оно у существительных женского и среднего рода?

Ответ. Нет, не бывает.

Учитель. Ну что же. Скажем спасибо падежам за интересный рассказ и…

Звательный падеж. Подождите, а как же я?

Учитель. Раз, два… шесть. Но ведь в русском языке 6 падежей, а ты седьмой. Ты лишний.

Звательный. Теперь да, а раньше, до XIX века, я был очень нужным, если надо было кого-то позвать.

Помните, в сказке А.С. Пушкина золотая рыбка постоянно к старику обращается… Как?

Ответ. Чего тебе надобно, старче?

Звательный. Теперь обо мне забыли. Потому что мою функцию выполняет… Какой падеж?

Ответ. Именительный.

Звательный. А можете ли вы привести примеры, где меня еще употребляют в речи?

Ответ. В молитвах «Отче наш», «Радуйся, дево Марие», в литературе «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» и т.п.

Именительный падеж. Скажите, а связано ли слово падеж со словом падать?

Ответ. Да, связано. В греческом языке слово ptosis буквально означает «падаю». Связано оно с игрой в кости. Кость – это кубик с 6 гранями и точками, на них нанесенными. Сколько точек на верхней грани, столько игрок делает ходов. Получается, что для связной речи слово тоже делает «ход», ищет нужную грань. Какой падеж ему «выпадет», такую падежную форму он и получает.

Учитель. Подведем итоги. Посчитаем жетоны. Победителю – шоколадка – питание для мозга.

Учитель. А теперь посмотрим, как ребята справятся с контрольным заданием. Перед вами падежная таблица. Я буду по очереди называть пословицы со словом дело, а вы попробуйте определить падеж этого слова и вписать всю пословицу в соответствующую строку. Обратите внимание, в таблице отдельно записано единственное число, отдельно множественное число. Итак, начнем.

1. Умен на словах, да глуп на делах.

2. Всех дел не переделаешь.

3. Дело слов не любит.

4. Не по сути дело, а по делу суть.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. От слова до дела целая верста.

7. Дела как сажа бела.

8. И умен, и в деле гож.

9. Велик телом, да мал делом.

10. О тебе судят по твоим делам.

11. Ты за дело, а оно за тебя.

12. Языком не спеши, а делами торопись.

Сверяем с ответом (таблицу с ответами выводим на интерактивную доску):

Единственное число:

Множественное число:

И.п. Дело слов не любит

Р.п. От слов до дела целая верста

Д.п. Не по сути дело, а по делу суть

В.п. Ты за дело, а оно за тебя

Т.п. Велик телом, да мал делом

П.п. И умен, и в деле гож

И.п. Дела как сажа бела

Р.п. Всех дел не переделаешь

Д.п. О тебе судят по твоим делам

В.п. Жизнь дана на добрые дела

Т.п. Языком не спеши, а делами торопись

П.п. Умен на словах, да глуп на делах

Учитель.

1. Как вы думаете, почему у нашего народа так много пословиц о деле?

2. Как вы понимаете пословицу «Дела как сажа бела»?

3. Какие правила написания слов вам пришлось вспоминать, когда вы писали эти пословицы под диктовку? (Не с глаголами, написание кратких прилагательных с основой на шипящий (гож), раздельное написание предлогов, запятая при противительных союзах.)

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Уровень А (те, кто на «3») – упражнение 508 (просклоняйте три существительных); уровень В – упражнение 511 (спишите текст, вставляя пропущенные падежные окончания); уровень С – подберите двенадцать пословиц из словаря Даля с одним словом в разных падежах (аналогично классному). Кто сможет справиться с заданием С, на следующем уроке продиктует свои примеры всему классу.

Урок дан к учебнику «Русский язык. 5-й класс» Т.А. Ладыженской и др.

При подготовке к уроку использован материал пособия для учащихся 5–9-х классов «Просто и занимательно о русском языке» И.И. Постниковой и др., а также Словарь пословиц В.И. Даля.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru