Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2009

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

 

О.И. ГОРБИЧ

 

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Учебный план

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Что такое технология обучения. Анализ содержания понятия «технология обучения». История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий. Признаки технологичности учебного процесса
18 Лекция 2. Предметно-ориентированные технологии обучения. Проблема. Причины создания данных технологий. Основные характеристики предметно ориентированных технологий, варианты их реализации
19 Лекция 3. Вузовские технологии обучения в школе. Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников
Контрольная работа № 1
20–21 Лекции 4–5. Технологии личностно-ориентированного образования. Основные концептуальные идеи технологий личностно ориентированного образования. Технология педагогических мастерских: причины создания, сущность технологии, этапы работы педагогической мастерской. Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока. Метод проектов. Специфика проектной деятельности школьников. Обучение как исследование. Теория и практика коллективной мыследеятельности
22 Лекция 6. Диалоговые технологии обучения русскому языку. Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Методические разработки уроков-диалогов. Дискуссия и её компоненты. Технология организации дискуссии и ее особенности
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Игровые технологии. Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий
24 Лекция 8. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тестовые программы
Итоговая работа

Статья опубликована при поддержке компании "Competentum", предоставляющей услуги в области разработки IT-решений для обучения и развития персонала, оптимизации обмена знаниями в компании и ускорения адаптации новых сотрудников. В "Competentum" Вы можете выбрать как уже готовые продукты, такие как система управления обучением и библиотека электронных курсов, так и заказать разработку электронных курсов специально для Вашей компании. В любом случае, будет ли это комбинация стандартных продуктов, или разработка абсолютно уникального решения с нуля, Вы можете быть уверены, что курсы, разработанные индивидуально для Вашей компании, оптимально подойдут для быстрого и качественного обучения Ваших сотрудников предметам или темам, которые важны для реализации именно Ваших бизнес-целей. С подробной информацией о продуктах и услугах, предлагаемых компанией, Вы можете ознакомиться на сайте competentum.ru.

ЛЕКЦИЯ № 3
Вузовские технологии обучения в школе

Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников

В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».

Назовем некоторые основные моменты, связанные с современным пониманием возможностей школьной лекции на уроке русского языка.

Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Рассмотрим особенности школьной лекции, схожие с вузовской:

во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточенно, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;

во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно;

в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;

во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;

в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;

в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять начиная с 8–9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д. Для лекций могут быть предложены такие темы: 8-й класс – «Второстепенные члены предложения», 9-й класс – «Сложносочиненные предложения», 10-й класс – «Текст и его строение», 11-й класс – «Стили речи» и т.п.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую.

I. Актуализация темы, определение задания.

II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

IV. Обсуждение выполнения заданий.

V. Подведение итогов.

VI. Рекомендация дополнительной литературы.

В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.

Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление школьников, их креативность, но совершенствовать их коммуникативные умения во время свободного обмена мнениями. Например, в 9-м классе он может организовать ее по темам, которые повторяются и осмысливаются в конце учебного года: «Роль языка в жизни общества» или «Место русского языка среди языков мира». К 9-му классу ученики накопили большой объем достаточно противоречивых, часто почерпнутых из средств массовой информации сведений по этим темам. Учитель, понимая явную дискуссионность вопроса, может провести лекцию-дискуссию.

Читая такую лекцию, он делает продолжительные интервалы в изложении крупных блоков учебного материала для того, чтобы школьники свободно высказывались по заинтересовавшим их проблемам. Если класс не в состоянии начать дискуссию самостоятельно, учитель подбирает вопросы, соответствующие интеллектуальному уровню аудитории.

Дискуссия может проводиться и по итогам всей лекции.

Если ученики получили опережающее задание, связанное с темой предстоящей лекции, можно организовать дискуссию в начале урока. Выслушав лекцию, старшеклассники уточняют некоторые свои позиции, и урок завершается опять же дискуссией. Такая форма работы возможна в сильном классе и требует от учителя дополнительной подготовки, так как он во время первой дискуссии должен выявить объем знаний учеников и при чтении лекции, не повторяясь, акцентировать внимание на главном, дать значительно большее количество материала, чем нашли ученики, и постараться привести их к правильному ответу, устраняя неточности и ошибки в их рассуждениях.

В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.

Лекция-консультация организуется, если учитель ставит цель способствовать усвоению теоретического материала, формировать коммуникативное умение правильно формулировать вопросы. В таком случае половину учебного времени учитель отводит на собственно лекцию, а в оставшееся время отвечает на вопросы. При этом содержание лекции ориентировано на дальнейшее практическое применение знаний учениками. Например, после чтения учителем в 11-м классе лекции на тему «Официально-деловой стиль речи» вопросы могут быть такие: «Может ли в официальных документах присутствовать описание?» и т.п.

Однако такая форма организации лекции-консультации не единственная. Например, исследователь А.К. Колеченко предлагает совместить ее с дискуссией. За несколько дней до занятия учитель знакомит слушателей с его темой и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть занятия – изложение основных положений темы и ответы на вопросы слушателей. Развивая и дополняя их, учитель излагает материал. Вторая часть занятия проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы слушателей. В заключение лектор подводит итоги дискуссии.

Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Основное ее назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников к самым важным вопросам в процессе непосредственного общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, размышлять вместе с ним. В результате дети получают удовольствие от участия в научной беседе. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностный характер.

Для организации лекции-беседы подходит практически любой программный материал по русскому языку в старших классах («Сложные предложения» – 9-й класс; «Морфология и орфография» – 10-й класс; «Жанры публицистического стиля» – 11-й класс и др.).

Учитель может активизировать участие аудитории в беседе, подбирая сложные, проблемные вопросы или вопросы, содержащие парадоксальное решение. Например, при чтении в 9-м классе лекции на тему «Русский язык как развивающееся явление» ученикам могут быть предложены такие вопросы: «Почему Гоголь охарактеризовал язык фразой “живой как жизнь”?. Можно ли применить это высказывание к так называемым “мертвым языкам”?».

Лектор может считать свою задачу организации лекции-беседы выполненной, если он слышит, как ученик говорит: по моему мнению, я хочу сказать, я полагаю и т.п.

Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, часто делает процесс запоминания более эффективным.

Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого крупного информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов, которые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории и не давать лишнюю информацию в лекционном сообщении. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы.

Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.

В проблемно-развивающем обучении есть собственная типология школьных лекций (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина).

1. Проблемная лекция.В ней представляются противоречивые теоретические концепции. Главная цель такой лекции – самостоятельное приобретение знаний учениками.

2. Лекция-визуализация – способ передачи информации с помощью разных знаковых систем. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.).

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной теме и обсуждающих проблемный материал как между собой, так и со слушателями.

4. Лекция–пресс-конференция. Содержание зависит от вопросов учеников, привлекаются разные учителя.

5. Лекция-консультация близка по типу к предыдущей. Консультация приглашенного специалиста (не учителя) позволяет активизировать внимание учащихся.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Может использоваться в качестве метода «живой ситуации».

7. Лекция-диалог. В содержание лекции включается серия вопросов, на которые ученик пытается ответить непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (используются методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Слушатели – школьники – сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Как мы видим, многие положения данной типологии перекликаются с классическими, уже сложившимися в дидактике (лекция–пресс-конференция похожа на лекцию-консультацию, а лекция-диалог – на лекцию-беседу).

Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.

Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.

Школьный семинар так же, как и лекция, имея определенное сходство с вузовским, все-таки сильно отличается от него.

Отметим сходные черты. Семинар:

во-первых, развивает самостоятельность;

во-вторых, помогает творчески осмысливать прочитанную литературу;

в-третьих, формирует навыки диалогической и монологической речи;

в-четвертых, использует опережающий характер домашних заданий.

Школьные семинары отличаются от вузовских:

во-первых, тем, что учитель (или ученики-консультанты) помогает в подготовке материалов к уроку (индивидуальные и групповые консультации; собеседования; предварительный просмотр материалов, подготовленных к уроку школьниками, учителем или его помощниками);

во-вторых, более продолжительной подготовкой к семинару (как правило, тема будущего семинара объявляется в начале изучения темы);

в-третьих, изменением форм работы на самом семинаре (работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы и т.д.).

Школьное семинарское занятие обычно состоит:

1) из вступительного слова учителя;

2) сообщений учащихся;

3) обсуждения сообщений;

4) подведения итогов семинара.

Существуют ли в современной школьной практике другие варианты организации семинарских занятий? Несомненно. Так С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина все школьные семинары предлагают разделить на следующие типы.

Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.

Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны.

Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но следует направлять его, задавая специальные провокационные вопросы. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны.

Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и дополнительными сведениями. Далее отдельным учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут, в ходе ее школьники могут обращаться за помощью к учителю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

Необычный подход к организации урока-семинара описан в книге В.В. Шогана «Технологии личностно-ориентированного урока». Автор называет его урок – театрализованный семинар.

На таком уроке учитель перевоплощается, играя роль ведущего театрального форума, а ученики становятся артистами – участниками форума из трех городов. Каждая группа представляет свой театрализованный номер, от каждой группы приглашаются по два человека в жюри, для которого выделяется специальное судейское место. Участники-зрители в конце занятия определяют призы зрительских симпатий для выступающих. Кроме того, в конце урока (в течение 10 минут) подводятся итоги, делаются заключительные выводы.

Очевидно, что и такая форма проведения семинара может иметь место в школьной практике. Однако отметим, что в подготовке урока – театрализованного семинара присутствует элемент репетиционности, что нежелательно, если ставится цель развивать самостоятельность, индивидуальные способности при осмыслении теоретического материала.

Говоря об уроках-семинарах по русскому языку, заметим, что на них должны рассматриваться как репродуктивные, так и проблемные вопросы. Например, при подготовке в 11-м классе семинара по теме «Употребление знаков препинания» можно подготовить вопросы типа: «Какой из знаков препинания ставится сначала при их сочетании: вопросительный или восклицательный?»; «Когда употребляются кавычки или другие знаки препинания?» и др.; ученики ответят на них, обратившись к соответствующему параграфу учебника. Очевидно, что должны быть и другие вопросы, требующие самостоятельного поиска ответа, обращения к дополнительной литературе: «Есть ли синонимичные знаки препинания?»; «Найдите в тексте художественного произведения предложения с тире. Объясните, почему автор использовал именно этот знак препинания.» и т.д.

В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.

На практических уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.

Для проведения урока-практикума подходит практически любая программная тема по русскому языку: «Простое предложение» – 8-й класс, «Сложные предложения с различными видами связи» – 9-й класс, «Принципы русской орфографии» – 10-й класс, «Сложное предложение» – 11-й класс и другие.

Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная. В помощь учителю для оперативной проверки заданий привлекаются ученики-консультанты, справившиеся до урока со всеми разделами программы на «отлично».

Схема урока-практикума может быть такой:

1. Повторение теоретических сведений по проблеме.

2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.).

3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.

4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.

5. Задание на дом.

Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок заранее включается учителем в календарно-тематическое планирование и проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся.

Конечно, школьный урок-зачет мало похож на вузовский зачет. Сходной является лишь функция итогового контроля. В подготовке и проведении урок-зачет очень специфичен, а работа на нем организуется по особой схеме.

Уже в начале учебного года учитель определяет, по каким темам программы он будет проводить урок-зачет. Например, в 10-м классе это будут 2–3 наиболее сложные темы: «Повторение пройденного за курс девятилетней школы», «Текст и его строение», «Основные виды переработки текста». Методисты не рекомендуют проводить урок-зачет чаще чем 2–3 раза в год. Объясняется это тем, что такие уроки требуют продолжительной и эмоциональной нагрузки как от учителя, так и от учеников.

О предстоящем уроке-зачете ученики оповещаются заранее, например, перед изучением темы или в начале четверти, если зачет предполагается провести по материалу, изученному в течение всей четверти. При подготовке к уроку-зачету класс делится на группы, назначаются старшие групп. В кабинете русского языка учителем оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал на котором обновляется в течение всего периода подготовки к зачету. На стенде – вопросы, образцы выполнения упражнений и задач и сами (дифференцированные) упражнения и задачи, схемы разбора, списки дополнительной литературы, перечень умений и навыков, которыми должны овладеть ученики к концу изучения темы.

На протяжении всей подготовки к зачету ученики в любой момент могут обратиться за помощью или консультацией к учителю или к ученикам-консультантам.

На всех этапах подготовки к зачету используются контроль и самоконтроль. Контроль осуществляет как сам учитель, так и его помощники – ученики-консультанты. Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме:

1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами.

2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд.

3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика.

4. Подведение итогов урока.

Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, – мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. C.368.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж: Издательство «Учитель», 2001. C. 176.

3. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 288.

4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. C. 208.

5. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003. C. 160.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы возможности школьной лекции на современном уроке русского языка? Чем такая лекция похожа на вузовскую? И в чем состоит их различие?

2. Какие другие формы лекции, кроме традиционной, предлагают современные педагогические технологии?

3. В чем заключается специфика школьного семинарского занятия? Какие необычные подходы к организации урока-семинара вы можете назвать?

4. Почему организация и проведение уроков-практикумов по русскому языку необычайно актуальны в современной школе?

5. По какой схеме организуется работа на уроке-зачете по русскому языку?

Рейтинг@Mail.ru