Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2009

АКТУЛЬНАЯ ТЕМА

 

В этом году я проверяла задания С, работая в региональной экспертной комиссии. Улеглись страсти по ЕГЭ-2009, высохли слезы из-за несправедливо низких баллов и стихли восторги после чтения приказов о зачислении в вуз – и захотелось спокойно проанализировать экзаменационные сочинения, обозначить направления работы в новом учебном году. Так родилось это письмо. Сначала писала для самой себя: надеялась ясно представить, каковы слабые места в подготовке детей, где и по какой причине они чаще всего теряют баллы, отыскать способы эффективной помощи моим подопечным. Известно, что на письме мысли выстраиваются четче, укладываются в систему. Письмо получилось объемным, но, может быть, кто-нибудь прочтет его не без пользы для себя. Было бы очень интересно, если бы коллеги, работавшие в региональных экспертных комиссиях, рассказали о своем опыте проверки бланков № 2 ЕГЭ по русскому языку, а также о том, какие уроки извлекли для себя и своих учеников. Не всем коллегам довелось поработать в экспертной комиссии, следовательно, не всегда удается представить, каков результат нашей с детьми подготовки к экзамену на уроках и русского языка, и литературы.

Е.В. Юминова

Несколько полученных уроков.
ЕГЭ-2009: анализ результатов и прогнозы

Чему научил ЕГЭ-2009, какие уроки преподал лично мне? На что надо будет обратить пристальное внимание? Что в экзаменационной подготовке старшеклассников нуждается в корректировке?

Урок 1. От нас не зависящий

1. Хорошо было бы изменить отношение к содержанию текстов, отбирать их более строго. Прочитав не один десяток ученических сочинений – заданий уровня С, – совершенно убеждена в том, что нельзя давать для работы на итоговом экзамене тексты, критикующие современную действительность. Казалось бы, мы должны формировать у ребенка собственный взгляд на окружающий мир, учить его формулировать и высказывать собственную точку зрения. Согласна. Но не на ЕГЭ. Ребенок, получивший текст для написания сочинения, боится ошибиться. Чтобы этого избежать и написать то, что, по его мнению, должно понравиться эксперту, он передает точку зрения автора, выдавая ее за свою, повторяя мысли взрослого человека, которые могут быть спорными и которые в процессе создания какой-нибудь острой статьи высказаны порой излишне категорично и эмоционально. Предлагая фрагменты полемических статей для создания сочинения, не провоцируем ли мы, взрослые, выпускника на совершение этической ошибки? А ее не может не быть (излишняя категоричность выводов, бездоказательные обобщения), учитывая юношеский максимализм и некритически воспринимаемую информацию СМИ. Вот и читают эксперты (выдержки из сочинений приведены без внесения изменений):

«Я хочу согласиться с автором, по сути обвинить госаппарат в несправедливом наборе своих кадров. Конечно, среди чиновников немало профессионалов и замечательных людей. Но их ряды постоянно пополняются служащими не для народа, а для себя.

Сейчас среди политических деятелей можно встретить и спортсменов, и артистов, в общем достаточно известных и уже состоятельных личностей. Даже самому ценному муниципальному служащему трудно пробиться в ряды госслужащих, если он не имеет крупных счетов в банке и личных связей с представителями вышестоящих органов. Если деятельность чиновников рассмотреть подробнее, то легко можно понять, что многие из них служат не для народа...» (К тексту «По М.Шиц», 2008 год)

«С переходом страны на демократический путь развития возрос чиновничий аппарат, а попытка переворота власти явилось следствием резкого роста коррумпированности среди чиновников. Не будет ошибочно мнение, что все таки нечестных госслужащих больше, чем честных». (К тексту «По М.Шиц», 2008 год)

«Безпредел творится везде, начиная с самых верхов. В правительстве засядают безнравственные люди. Нравственность все таки должна быть привыше всего». (К тексту «По И.Ботову», 2009 год)

Согласитесь, дети пишут о том, в чем, в силу своего возраста, разбираться не могут. Но как они самоуверенны, выдавая чужие мысли и знание жизненных трудностей за свои!

Патриотизм – чувство, которое закладывается с детства. Нельзя, чтобы молодой человек, вступая в жизнь, не видел и положительных сторон жизни, и хороших людей, и тех, кого беспокоит жизнь родной страны, не так ли? Не стоит, полагаю, учить его без оснований повторять все сказанное взрослыми.

Значит, поскольку мы не можем повлиять на выбор текста для выполнения задания С, свою задачу вижу в следующем: посоветовать ученику в тексте искать проблему близкую, с которой каким-то образом он сталкивается, о которой имеет собственное представление; предупредить, что выводы и обобщения можно делать только тогда, когда для этого есть основания, когда можешь привести весомые доказательства; научить видеть в предложенном фрагменте точку зрения конкретного человека, с которым можно соглашаться, но можно и поспорить.

2. Неэтично, по-моему, на экзамене предлагать тексты, содержащие критические замечания о системе образования. Не дорос еще наш ученик до объективной, зрелой оценки. Дети вынуждены рассуждать о том, в чем пока разбираться не могут, потому что видят образовательный процесс лишь с одной стороны и многое пока недоступно их пониманию. Оценить то, чему его научили за школьные годы, он сможет лишь по прошествии времени. Каждый учитель встречался с учениками, с которых требовал (порой жестко), которые обижались на низкие оценки. Именно они, повзрослев и приобретя опыт, обзаведясь семьями, говорят: «Мы только сейчас поняли, что Вы делали и почему делали именно так, а не иначе. Спасибо, я все помню, Вы меня многому научили». Знакомо каждому учителю, правда? В большинстве работ рассуждения учеников о роли учителя, о проблемах образования, о том, каким должен быть настоящий учитель, сводились к жалобам на обиды, несправедливо нанесенные взрослыми наставниками. Приведем примеры (сочинения 2009 года по тексту «По И.Ботову»):

1) «Правильно пишет автор текста, образованные нам не нужны».

2) «И все-таки наши образовательные учреждения воспитывают преступников и хулиганов. Как так учителя объединяют детей в одну кучу, и совсем не пытаются хоть немножко узнать их внутренний мир! Правительство недостаточно спонсирует образовательные учреждения. Быть может бюджет не позволяет?»

3) «Я согласен с мнением автора по вопросу образования. Так-как сложно учить людей которые не хотят учица. Главное надо заинтересовывать детей тогда им самим захочеца учица. Но сделать это с таким финансированием очень сложно. Например нам раньше на уроках химии приходилось бегать в аптеку за марганцовкой для лабораторной работы. Потомушто в нашей школе небыло реагентов.

Ситуация с образованием сейчас действительно плачевна. У нас учат по шаблону не обращая внимание на интересы человека. Как написал автор: “Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут всех одинаково“. Я согласен с позицией автора учат нас действительно плохо. У многих нету тяги к знания в том числе и у меня. Но невезде все так плохо некоторым учителям всеже удаеца разжечь интерес к своему предмету. Но таких людей еденицы.

Блогадаря тому что мы учим много ненужнова, многие предметы непрегодяца в жизни. В целом проблема образования нерешица сама сабой надо провадить реформы».

Никоим образом не утверждаю, что И.Ботов ошибается, напротив, он прав. Однако считаю, что ребенку недостает жизненного опыта и знаний, чтобы правильно оценить приведенные в тексте факты и высказанные предложения. А мысль о несовершенстве образования, об ущербности учителей, произнесенная вслух, а тем более написанная, отложится в памяти ученика. Разве мы хотим, чтобы наши выпускники ушли в жизнь, видя в нас несправедливых людей, которых нельзя подпускать к детям из-за некомпетентности, в наших трудах – только ошибки? Разве мы добиваемся того, чтобы ученики, переступив школьный порог, испытывали «чувство тошноты ... по отношению к ... бесконечно впихиваемым в голову серым, усредненным знаниям»? Именно об этом большинство сочинений, все писавшие согласились с мнением автора.

Думается, что надо бы воспитывать в детях уважительное отношение к своим учителям, к их труду. Будет уместно напомнить об отношении А.С. Пушкина к В.А. Жуковскому. В письмах великого поэта найдем немало очень резких отзывов о творчестве «славного покойника», так в 1826 году назвал победитель ученик побежденного учителя. Однако, когда А.А.Бестужев резко отозвался о нем, Пушкин пишет К.Ф. Рылееву: «Согласен с Бестужевым во мнении о критической статье Плетнева, но не совсем соглашаюсь с строгим приговором о Жуковском. Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?» (Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 9. Издательство «Правда», 1981. С. 160.) Так стоит ли «кусать груди кормилицы», если «зубки прорезались»? И стоит ли к этому подталкивать?

Урок 2. Учимся точности

Нужно будет еще раз предупредить детей, что если плохо помнишь литературное произведение, то использовать его в качестве иллюстрации в системе доказательств нельзя: можно допустить фактическую ошибку и потерять балл.

Ребята обычно хорошо слышат фактические ошибки, допущенные их ровесниками, поэтому полезно показать обнаруженные в сочинениях неточности и ошибки, предупредить, чтобы читали не «Краткое изложение содержания всех произведений программы», а сами произведения.

Приведу примеры из работ 2009 года (фрагменты процитированы точно по первоисточникам, ошибки не исправлялись). Что увидим? Выпускники вольно обходятся с фактами биографий писателей и литературных персонажей, часто ошибаются в определении жанра произведения, в отличие от прошлых лет, более всего досталось Л.Н.Толстому.

Портрет В.А. Жуковского с собственноручной надписью,
подаренный А.С. Пушкину 26 марта 1820 г.

“Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”.

1) «...Каждый человек способен и должен проявлять хотя бы капельку милосердия и добродушия в отношении других людей. Если нет! – то я задаюсь вопросом: для чего нам тогда даны такие прекрасные качества как милосердие и доброта? А для того, сам же отвечу, чтобы наша жизнь была насыщена ими. Ведь, например, сам царь проявил милосердие по отношению к Гоголю, когда состоялась премьера комедии “Ревизор”. А он мог его отправить в ссылку, вместо этого просто “усмехнулся”, тем самым проявил милосердие и добродушие».

2) «Но вот возьмем к примеру замечательного писателя М.Ю.Лермонтова. Этот человек очень хотел учиться, получить образование несмотря на все запреты отца. И вот он стал знаменитым и многими любимым писателем. А все его упорство к намеченной цели».

3) «В качестве аргумента хотелось бы привести произведение Грибоедова “Горе от ума”, в котором образ городничего полностью совпадает с образом сегодняшних чиновников, бизнесменов, в общем людей, о которых идет речь в данном мне тексте».

4) «В подтверждении своих слов хочу привести в пример произведение Фонвизина “Недоросль”». Главный герой полностью отошел от развития своей личности, предав свою душу мирским радостям. А герои Горького, ведя несоответствующий образ жизни, оказались на дне, так как полностью подвергли разрушению свой внутренний мир и душу».

5) «Ярким примером того, как не следует получать образование является поэма Фонвизина “Недоросль”. Главный герой – физически крепкий, но умственно и морально слаборазвитый юноша. Его мать, думая, что если к нему будут ходить учителя, проводить уроки, он сразу станет образованным, умным, воспитанным человеком. Но это не так».

6) «Человек, в детстве неприученный к знаниям, несможет прожить полноценную жизнь. Например, Элен, героиня романа Толстого “Война и мир”. В детстве отец не привил тягу к знаниям. На всю остальную жизнь она так и осталась глупенькой Элен. Должное образование – это ключ к успешной жизни».

7) «Из литературы можно привести пример великой поэмы – “Война и мир” Л.Н.Толстого. В этой истории Андрей Болконский разорвал связь с Наташей из-за ее измены, далее с ней быть ему не позволила честь».

8) «Такую же проблему можно увидеть в рассказе Льва Толстова “Война и мир”. Два знатных человека, Пьер Безухов и Анатолий Курагин, стрелялись, из-за непонимания друг друга в разговоре. Пьеру пуля не попала, а вот Курагину пуля попала. Конечно Анатолий не погиб, а просто был в тяжком состоянии, но этого могло и не произойти, если бы у них имеласть чувство уважения к себе и друг к другу. И еще в этом же рассказе есть такая же проблема, но эта проблема раскрывается через образы Наташи Ростовой и Андрея Болконсково. Отец Андрея был против, чтобы сын был с Натальей, так как Наталья была не достойна такого мужчины, как Андрей. Но она пыталась всячески отстоять честь себя и своей семьи».

9) «В пьесе М.Горького “На дне” герой Актер играл на сцене, учавствовал в спектаклях, но начал пить и опустился на социальное дно. А в произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Раскольников «сломал» свою судьбу из-за денег. Он убил старушку, у которой жил, лишь потому, что ему не чем было платить».

10) «У Достоевского в “Преступлении и наказании” Расскольников, учась в дали от дома, не хватает денег на пропитание. А деньги которые присылает его мать, Расскольникову не хватает, так как и мать его живет не богато. Из-за этого он и идет на убийство, ни в чем не виновной, старухи процентщицы. Поэтому, чтобы таких преступлений не было, государству нужно заботится о подрастающем поколении».

Почему я привела так много цитат из детских сочинений? Чтобы показать, насколько плохо дети справляются с требованием привести аргумент, опираясь на читательский опыт, как беспомощны их попытки. Приведенные фрагменты дают возможность получить представление о том, как нелегко выпускникам включить литературный факт в свою работу. Создается впечатление, что современные школьники читают какие-то другие произведения каких-то других авторов, фамилии которых чудом совпадают с фамилиями классиков русской литературы, почти как у Н.В.Гоголя в «Ревизоре» – совсем «другой “Юрий Милославский”»?

Кстати, если уж ребенок не прочитал необходимые по программе книги (а таких сегодня, к сожалению, много), может быть, стоит подсказать: круг проблем, которые поднимаются в предлагаемых текстах, не так уж широк, можно их назвать (см. «Русский язык», № 21/2008. С.4–5.), многие из этих проблем являются вечными, а это значит, они не могли не найти своего отражения в крупных произведениях известных писателей. В крайнем случае, чтобы помочь очень слабо подготовленному ребенку, можно сказать, какие эпизоды, например из эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» или из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», нужно перечитать, чтобы использовать на экзамене и быть уверенным в том, что не соревнуешься с великим автором в создании сюжета. Есть еще один путь: почему бы не обратиться к небольшим по объему жанрам – рассказам, очеркам, статьям? Если уж ситуация совсем плоха, то выручат произведения В.М.Шукшина, Л.Б.Соболева, В.П.Астафьева, B.C.Гроссмана, Е.М.Богата, И.П.Руденко...

Продолжение следует

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

 

Рейтинг@Mail.ru