Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2009

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

 

О.И. ГОРБИЧ

 

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Учебный план

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Что такое технология обучения. Анализ содержания понятия «технология обучения». История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий. Признаки технологичности учебного процесса
18 Лекция 2. Предметно-ориентированные технологии обучения. Проблема. Причины создания данных технологий. Основные характеристики предметно ориентированных технологий, варианты их реализации
19 Лекция 3. Вузовские технологии обучения в школе. Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников
Контрольная работа № 1
20–21 Лекции 4–5. Технологии личностно-ориентированного образования. Основные концептуальные идеи технологий личностно ориентированного образования. Технология педагогических мастерских: причины создания, сущность технологии, этапы работы педагогической мастерской. Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока. Метод проектов. Специфика проектной деятельности школьников. Обучение как исследование. Теория и практика коллективной мыследеятельности
22 Лекция 6. Диалоговые технологии обучения русскому языку. Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Методические разработки уроков-диалогов. Дискуссия и её компоненты. Технология организации дискуссии и ее особенности
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Игровые технологии. Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий
24 Лекция 8. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тестовые программы
Итоговая работа

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Карта Кнаний». Если Вы не уверены, какое учебное заведение стоит выбрать для получения высшего образования, то Вы сможете найти подробный список ВУЗов, включающий университеты, институты и академии здесь www.kartaznaniy.ru. Все образовательные учреждения, представленные на сайте поисковой системы «Карта Знаний», сопровождаются подробным описанием, а удобный рубрикатор позволит в самые быстрые сроки найти подходящее заведение.

ЛЕКЦИЯ № 8
Компьютерные технологии в обучении русскому языку

Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тестовые программы

В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной из самых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость ее обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем. «Цикл обучения содержит следующие моменты: 1) установление целей обучения, предварительная оценка уровня обученности; 2) определение совокупности учебных процедур и корректировка результатов; 3) итоговая оценка результатов и постановка новых целей. Учебный процесс при этом … складывается из блоков, наполненных разным содержанием». Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

В качестве примера использования компьютерного обучения рассмотрим фрагмент урока русского языка с компьютерной поддержкой по теме «Виды сложносочиненного предложения» в 9-м классе общеобразовательной школы. На уроке традиционное обучение сочетается с компьютерным.

Пример 1

1-й этап урока: объяснение нового материала.

а) самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника «Русский язык» («Виды сложносочиненного предложения»);

б) компьютерная поддержка:

• с помощью компьютера школьникам объясняется новый материал: вводится компьютерная комплексная обучающая программа и путем пошаговых умственных действий у них вырабатывается понимание структуры и значения видов сложносочиненного предложения (компьютер постоянно контролирует и выявляет допускаемые учениками ошибки, помогает их исправлять, если они не могут найти правильного ответа);

• учащиеся применяют теорию на практике под контролем компьютера;

• закрепляется новый материал и контролируется его закрепление при помощи компьютера.

Первая компьютерная комплексная обучающая программа состоит из двух частей:

а) обучающей (контрольно-обучающий модуль);

б) тренировочной (контрольно-тренировочный или закрепляющий модуль).

Обучающая часть (контрольно-обучающий модуль) дается в виде блок-таблицы «Виды сложносочиненных предложений».

Переходим к работе с таблицей.

Ученик выполняет команды по первой колонке, которые появляются на экране под примером. И так далее, пока не будет подготовлена вся таблица.

Подбор примеров:

• по аналогии: из упражнений учебника (5–6 предложений);

• свои собственные (5–6 предложений).

2-й этап урока: закрепление нового материала.

Использование второй части компьютерной программы.

Тренировочная работа (или закрепляющая).

По завершении операции с обучающей частью ученики переходят к тренировочной работе.

Посередине экрана вверху появляется заголовок «Тренировочная работа» и укрупненный дидактический материал:

• сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами, которые по одному располагаются под таблицей в произвольном порядке:

1. Вина я не пил, и ничто не мешало мне воспринимать природу. (Гете)

2. Петр был очень им доволен и неоднократно звал его в Россию, но Ибрагим не торопился. (А.Пушкин)

3. Благоприятные условия труда не только повышают его эффективность, но они создают предпосылки к сохранению хорошего здоровья.

4. Весной озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три. (М.Пришвин)

5. Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить движения. (Тиссо).

6. Пусть он перебирается в деревню, или я переберусь отсюда. (А.Чехов)

7. Некоторые люди сохраняют нормальную работоспособность и хорошее самочувствие при систематическом коротком шестичасовом сне, но они представляют собой довольно редкое исключение.

8. То раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору, то пролетело по комнате дуновение. (М.Салтыков-Щедрин)

9. Петр Первый спал пять-шесть часов в сутки, но это нисколько не отражалось на его работоспособности и здоровье.

10. Федя никогда не плакал, зато на него временами находило дикое упрямство. (И.Тургенев)

11. Пьяные напитки не прибавляют здоровья, а употребление яда не может не быть вредно. (Л.Н. Толстой)

12. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.Тютчев)

Ученик выполняет команды точно так же, как и в предыдущих заданиях.

Итак, первая компьютерная комплексная обучающая программа познакомила учеников с общим (базовым) понятием «Виды сложносочиненного предложения».

3-й этап урока: подведение итогов.

Беседа по вопросам:

1. Какие виды сложносочиненных предложений (ССП) вы знаете?

2. В зависимости от чего они так делятся?

3. Какие значения передают ССП?

Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы, таблицы, иллюстрации, тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).

Рассмотрим примеры материалов к уроку с компьютерной поддержкой. Карточка с заданиями, к примеру, может быть такой.

Пример 2

I. Вставьте пропущенные буквы и Ь, если это необходимо. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.

1. Такой буран засвищ_т, что невмочь, что стан_т свету белого не видно! (Н.Рубцов). 2. Вск_-рабкалась, ждет – навострила ушко. 3. А самому так плохо, хоть к_раул кричи. (Э.Успенский). 4. По п_там за мной голод гон_т_ся. (С.Маршак). 5. У л_гушки захв_тило дух от страшной высоты, на которую ее подняли. (В.Гаршин).

II. Работа с текстом.

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и … И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас не более десятка…

Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает о том блаженном состоянии, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге – костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т.д.

…Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда.

Одним словом, сказки – это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище…

(Ю.Круглов)

1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Подберите синонимы к словам бесконечно, повествовать, любопытство. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

4. Образуйте наречия от прилагательных поэтический, художественный, рациональный, однообразный. Расскажите об основных способах словообразования наречий.

5. Составьте схему последнего предложения.

6. Объясните встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.

7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

В качестве основного средства контроля за знаниями сегодня используются тесты.

Пример 3

ТЕСТ

1. Буква г или к? Отметьте слова, в которых пишется г.

1) трудный э_замен;

2) стоять вприты_;

3) продро_ший насквозь;

4) сом_нуть ряды;

5) но_тюрн Шопена.

2. Буква д или т? Отметьте слова, в которых пишется т.

1) о_городиться от всех;

2) спортсмен-баске_болист;

3) нелюбимая па_черица;

4) удачная по_сказка;

5) лими_ времени.

3. Буква з или с? Отметьте слова, в которых пишется з.

1) _дувать пылинки;

2) сколь_кая дорожка;

3) сдать эк_терном;

4) бе_численные проблемы;

5) произвести де_активацию.

4. Буква а или о? Отметьте слова, в которых пишется а.

1) хороший пл_вец;

2) з_ревой отблеск;

3) возл_гать ответственность;

4) изл_жить мысли;

5) осн_стить судно.

Компьютер дает возможность подобрать к урокам русского языка и другие материалы, например такие:

1) алгоритмы решения лингвистической задачи;

2) опорные конспекты;

3) схемы;

4) таблицы;

5) иллюстрации;

6) тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).

Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы. Воспользуемся достаточно полным перечнем этих ресурсов, представленных в книге М. Ширинкиной. «Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку».

Компьютерные обучающие программы по русскому языку

а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка. Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.

б) Программные продукты от фирмы «1C» адресованы абитуриентам, однако вполне могут быть использованы на уроках русского языка в средней школе.

• Мультимедиа-комплекс «1C. Репетитор. Русский язык» включает учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекстов.

• Контрольно-диагностическая система «1C. Репетитор. Тесты по орфографии». Программа адресована учащимся старших классов, студентам, учителям-русистам.

• Программа «1C. Репетитор. Тесты по пунктуации» содержит 330 тестовых заданий на различные правила русского языка, а также справочники по пунктуационным правилам, обширный словарь лингвистических терминов (более 600 статей) и список учебной литературы.

в) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье» предназначен для школьников и абитуриентов и состоит из двух частей: «Русский язык. Тетрадь по синтаксису» и «Русский язык. Тетрадь по орфографии».

г) Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку» разработан опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами и содержит около 4000 заданий по всем темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1000 заданий для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.

д) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей» (разработчик НПП «Эрикос») предлагает обучающую систему «Грамотей-Класс», состоящую из двух частей: орфографического тренажера «Грамотей» и программы для учителя «Класс».

«Грамотей» предназначен для развития орфографической грамотности детей и тестирования их знаний по русскому языку. Тренажер построен по аналогии с известной компьютерной игрой «Тетрис», что обеспечивает предельную простоту действий школьника: во время падения слова успеть вставить правильную букву.

«Класс» предназначен для формирования учителем словарной базы и классного журнала, анализа и хранения статистики, формирования и печати отчетных документов.

е) Программы серии «Школьный наставник. Компьютерное обучение» включает комплексы: «Русский язык. Начальная школа» и «Русский язык. Средняя школа».

ж) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы со 2-го по 11-й класс. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание. Слова объединены в тесты по частотному принципу. В курс входит также 60 звуковых диктантов.

з) Игровой комплекс «Тайна 6-и сундуков» представляет собой учебный курс, посвященный падежам русского языка. В поисках сокровищ дети должны будут пройти 6 дорог – каждая носит имя одного из падежей. На своем пути они будут преодолевать многочисленные препятствия, решая языковые загадки, накапливая знания и набирая очки.

и) Обучающая программа по русскому языку «Марафон» составлена учителями русского языка, соединившими методику преподавания русского языка, предложенную психологами, с возможностями информационных технологий. Эта обучающая компьютерная программа по русскому языку учитывает психологическую закономерность обучения.

В «Марафоне» все орфографические и пунктуационные правила классифицированы и собраны в одну структурную схему в форме многоуровневого меню.

Суть программы состоит в следующем. На экране выводится набор заданий. Ученик должен быстро обнаружить, классифицировать и исправить ошибки. Если все верно, компьютер выдает следующий набор заданий. Если какое-то упражнение было выполнено неверно, то компьютер на каждую ошибку выдает дополнительное задание.

Словари и энциклопедии

Как правило, в школьных библиотеках имеется ограниченное количество словарей и энциклопедий. Современные компьютерные технологии предлагают восполнить этот пробел. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.

а) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля имеет встроенную справочную поисковую систему, позволяющую значительно сократить время поиска необходимых слов.

б)?«Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О.Н. Трубачевым Все дополнения О.Н. Трубачева заключены в квадратные скобки и помечены буквой Т).

в) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка», помимо словаря В.И. Даля, включает лучшие современные словари русского языка: «Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный)» Т.Ф. Ефремовой, «Толковый словарь иноязычных слов» и «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» В.В. Бурцевой.

г) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» включает множество пословиц и поговорок разных народов мира.

д) «1C. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Этот образовательный комплекс предлагает увлекательное изучение основ речевого этикета с помощью виртуальных уроков, которые проводит для своих учеников профессор словесной магии Андрей Иванович. Помимо этого, программа включает мультимедиаучебник «Книга вежливости» и «Лабораторию», в которой возможно проводить опыты с пословицами и поговорками о языке и нормах речевого поведения.

Программы по русскому языку для уроков развития речи

а) Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура» (на CD-ROM).

б) Шедевры русской живописи. На диске представлены рассказы о жизни и творчестве великих русских художников от Феофана Грека до Марка Шагала, классическая музыка, толковый словарь понятий и терминов по изобразительному искусству.

в) 5555 шедевров мировой живописи. Репродукции картин входят в единую базу данных, что дает возможность осуществлять поиск по биографическим базам данных автора или названию картины. База данных содержит также информацию о художественной технике, формате и местонахождении картины.

Методические материалы в сети

а) Справочно-информационный портал «Русский язык»http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество» и др. Есть программы лингвокультурологических курсов («Риторика», «Русский язык и культура речи» и др.), научные и методические статьи, электронная версия выпусков журнала «Мир русского слова», бесплатная справочная служба русского языка.

б) Издательский дом «Первое сентября», Русский язык – http://rus.1september.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – http://www.rus.1september.ru/urok. Газета издается с 1995 г.

в) «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru.

г) Культура письменной речи по адресу http://www.gramma.ru. Ресурс «Культура письменной речи» в составе портала «Русское слово» содержит разделы Колокол, Русский язык, Стиль документа, Литература, Учителю, Библиотека, Экзамены, Справка, Комната отдыха. В помощь учителю предлагаются «Обязательный минимум содержания образования», «Критерии оценки сочинения», требования к рефератам, а также подраздел «Методика: русский язык».

д) Методические материалы, касающиеся профильного обучения, находим по адресу http://prof.ioso.ru – на сайте Институт содержания и методов обучения РАО.

е) Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html.

ж) 1C: Репетитор http://repetitor.1c.ru – сайт отдела обучающих программ фирмы 1C.

з) Опорный орфографический компакт по русскому языку – http://www.yamal.org/ook. Автор сайта Владимир Григорьевич Шелест – учитель Тростенецкой средней школы. На сайте представлено интересное интерактивное пособие по обучению навыкам грамотного письма, разработанное на основе методики использования мнемонических опор В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко. Его суть заключается в том, что правила записываются в краткой форме в виде легко запоминающихся опорных конспектов. Ясно, что пособие создавалось без участия профессиональных дизайнеров, но зато его содержание говорит о высоком профессиональном уровне автора.

Весь орфографический материал, изучаемый в школьном курсе, представлен в 52-х микроблоках по следующим разделам:

• морфемно-морфологический блок;

• употребление буквы ь в различных грамматических формах;

• разделительные ъ и ь;

• слитное и дефисное написание слов;

• слитное и раздельное написание слов.

и) Грамотей-клуб http://www.gramotey.ur.ru – клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». Программа имеет версии: «Грамотей-Проф» – репетитор для педагогов и родителей; «Грамотей-класс» – сетевая версия для школьного компьютерного класса; «Грамотей-Эверест» – состязательная версия для школьников. Программа использует оригинальную авторскую методику обучения грамотному письму, разработанную группой учителей-энтузиастов из г. Екатеринбурга во главе с С.Г. Никитиной.

к) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.

л) http://www.roprial.ru – Российское общество преподавателей русского языка и литературы. На сайте представлены исследования общих и частных проблем русского языка, литературы и культуры.

Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе и культуроведению (Национальный корпус русского языка, Электронные художественные библиотеки, Библиотека изобразительных искусств и др.) – все их невозможно перечислить в одной статье. Главное, что современный учитель русского языка имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока.

Например, при объяснении нового материала на первом уроке по теме «Наречие как часть речи» может использоваться компьютерная программа с опорным конспектом.

Пример 4

Программа начинается с обращения к ученику:

Дорогой друг!

Ты уже познакомился с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное и местоимение. Сегодня мы начнем изучать еще одну знаменательную часть речи, которая называется наречие.

В следующем кадре ученику предлагается меню выбора. С помощью клавиш управления курсором он выбирает тему, которую предстоит изучить:

1. Наречие как часть речи.

2. Группы наречий по значению.

3. Неизменяемость – постоянный признак наречия.

4. Степень сравнения – непостоянный признак наречия.

5. Синтаксическая роль наречий.

6. Разбор наречия как части речи.

После выбора учеником названия темы (первой) ему предлагаются также виды программ:

• обучающая;

• тренировочная;

• проверочная.

В дальнейшем ученик может выполнять все программы, а может начать с тренировочной или даже с проверочной программы.

После выбора темы и типа программы на экране появляется их обозначение:

Наречие как часть речи. Обучающая программа.

– Познакомься с тем, какой материал мы будем изучать по этой теме.

Нажми клавишу «пробел».

После нажатия клавиши «пробел» на экране появляется опорный конспект, с которым ученики знакомятся под руководством учителя.

Опорный конспект появляется на экране по частям. Каждая последующая часть возникает только при нажатии клавиши «пробел» (На экране есть комментарий: «Нажми клавишу “пробел”).

При появлении второй части опорного конспекта первая часть не удаляется, при появлении третьей не удаляются предыдущие. Таким образом, перед глазами учеников постепенно возникает весь опорный конспект, в результате ученики получают полное представление о том, какой материал по теме «Наречие» они будут изучать на дальнейших уроках.

Приведем все три части опорного конспекта.

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

I. Наречие обозначает:

Признак действия (если относится к глаголу) образ действия (как? каким образом?) Весело поется, весело и прядется
место (где? куда? откуда?) Рыбак рыбака видит издалека
причину (почему? отчего?) Поневоле косы вянут, коли за них тянут
  время (как долго? когда?) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят
цель (зачем? для чего?) «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло»
Признак признака (если относится к наречию, прилагательному) меру и степень (в какой степени? насколько?) Абрикосовое варенье очень вкусное

II. Морфологические признаки наречия.

Постоянный

Неизменяемость (наречия не
склоняются и не спрягаются)

Скоро сказка сказывается

Непостоянный: наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

Сравнительная степень (обозначает, что признак проявляется в большей или меньшей степени)

простая (образуется с помощью суффиксов -ше, -е, -ее (-ей)

 

 

 

 

сложная (образуется с помощью слов более, менее)

 

 

 

Превосходная степень (обозначает, что признак проявляется в наибольшей степени). Образуется из наречий сравнительной степени и слова всех

/
/
/
/

Меньше знаешь – крепче спишь.

Поскорее подрастай да к работе поспевай.

Сравни с прилагательным:

Согласие крепче каменных стен.

 

По извилистой дороге ехать более сложно.

Сравни с прилагательным:

Это дело более сложно, чем другие.


Михаил приехал быстрее всех.

Сравни с прилагательным:

Эта лошадь выносливее всех

III. Синтаксическая роль наречия.

В предложении бывает обстоятельством обстоятельство образа действия (как? каким образом?) Хорошо трудиться – хлеб уродится.
  обстоятельство места (где? куда?) Как дерево ни гни, оно все вверх растет.
  обстоятельство времени (как долго? когда?) Что летом уродится, то зимой пригодится.
  обстоятельство причины (почему? отчего?) Свой со своим поневоле дружит.
  обстоятельство цели (зачем? для чего?) Незачем было огород городить.
  обстоятельство меры и степени (в какой степени? насколько?) Спортсмен бежит очень легко.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

В слабом классе работа над первой частью опорного конспекта (она на экране) может сопровождаться рассказом учителя.

В сильном – вместо рассказа можно провести беседу по опорному конспекту.

– Мы приступаем к изучению новой части речи – наречия. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что обозначает наречие, познакомитесь с его признаками и синтаксической ролью. Этот материал представлен в опорном конспекте, который вы увидите сейчас на экране.

(После нажатия клавиши «пробел» на экране появляется первая часть опорного конспекта.)

– Посмотрите на первую часть опорного конспекта и скажите, что обозначает наречие. (Признак действия, если относится к глаголу, или признак признака, если относится к наречию или прилагательному.)

– На какие группы делятся наречия, примыкающие к глаголу? На какие вопросы они отвечают? (Наречия делятся на: образа действия: как? каким образом?; места: где? куда? откуда?; причины: почему? отчего?; времени: как долго? когда?; цели: зачем? для чего?)

– Какую группу составляют наречия, примыкающие к прилагательному или наречию? (Наречия меры и степени, которые отвечают на вопросы в какой степени? насколько?).

– Обратимся к примерам. (Разбор примеров на экране.)

– Теперь познакомимся с признаками наречий.

Ученики нажимают клавишу «пробел», на экране появляется вторая часть опорного конспекта. Работа над ней ведется по аналогии с работой над предыдущей частью конспекта.

Затем ученики нажимают на клавишу «пробел», на экране появляется третья часть опорного конспекта, и они работают над ней.

Пример 5

Используя компьютерный опорный конспект, можно выполнять и тренировочные упражнения. Например, такое: учащимся предлагается задание по теме «Союз».

С помощью опорного конспекта найдите в приведенных ниже предложениях союзы. Определите, что связывают союзы: однородные члены или части сложного предложения.

1)

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят. (И.Бунин)

2)

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С. Есенин)

3) Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо. (М.Горький) 4) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас. (И.Бунин) 5) От ослепительного света мрак вокруг сгустился, зато ярко вспыхнули кольца на шесте шлагбаума. (А. и Б. Стругацкие) 6) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет. (В.Короленко) 7) Любите книгу, потому что она научит уважать человека. (М.Горький) 8) Счастье в доме – совет да любовь. (Пословица)

Работая над заданием, ученики могут консультироваться с учителем. Так как упражнение выполняется на компьютере, о результате выполнения задания ученик узнает сразу же, после каждого предложения.

Пример 6

Компьютерные технологии предлагают хорошую возможность и для проверки знаний. Рассмотрим один из вариантов проверочной работы по теме «Наречие как часть речи» в 7-м классе.

В проверочной работе даются три варианта, чтобы не было совпадения заданий за одним рабочим столом, чтобы каждый ученик работал самостоятельно.

Ход выполнения работы: ученик нажимает клавишу «пробел», и на экране появляется задание:

С помощью опорного конспекта укажи в данных предложениях наречия и те слова, к которым они относятся.

С левой стороны экрана расположен опорный конспект без примеров, а с правой – предложения.

Ученик по очереди подводит курсор к первой и последней букве каждого наречия и к каждому слову, к которому относится наречие. Машина фиксирует в памяти правильные и ошибочные ответы. В конце работы она сообщает об ошибках и выставляет оценку.

Вариант I.

1) Завистливое око видит широко.

2) Если счастье убегает, то обратно не вернется.

3) Ближняя собака скорее укусит.

4) Не осуждай никого сгоряча, в том числе и себя.

5) Я затем сюда и приехал.

6) Утром на Волге бродил легкий туман.

Вариант II.

1) Ветер дул ровно и сильно.

2) Птенец летел совсем плохо и скоро упал на землю.

3) Она это сделала нарочно.

4) На ласке далеко не уедешь.

5) При верном псе и хозяин спит спокойно.

6) Сгоряча он ничего не почувствовал.

Вариант III.

1) Не хвали день поутру, а хвали вечером.

2) Новая метла чисто метет, а обломается – под лавкой валяется.

3) Любит кот сверху сливки слизать.

4) Она сослепу сбилась с дороги.

5) Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

6) Дорожные размышления мои были не слишком приятны.

Пример 7

Еще один вариант использования компьютерных технологий – это работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.

Притча о цветке

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».

Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. (О.М. Безымянская, С.А Лукьянов.)

Вопросы к тексту (в виде компьютерного теста):

1. Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;

Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

А) Художественный, описание;

Б) Публицистический, рассуждение;

В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;

Г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

А) Тезис;

Б) Вывод;

В) Мораль.

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;

Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;

В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы;

Б) Метафоры и эпитеты;

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;

Г) Инверсия, эпитеты.

Мы рассмотрели несколько вариантов применения компьютерного обучения на уроке русского языка. Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какая из самых существенных черт любой технологии является признаком компьютерных технологий?

2. На какие три большие группы делятся компьютерные программы, применяемые в современном обучении?

3. На каком этапе урока русского языка можно использовать компьютерные программы?

4. Приведите примеры известных вам компьютерных обучающих программ.

5. На каком этапе урока с компьютерной поддержкой возможна такая работа:

1) Самостоятельно изучите первую часть опорного конспекта;

2) Нажмите на клавишу «пробел» и прочтите задание:

Пользуясь опорным конспектом, укажи в данных предложениях причастия и те слова, которые к ним относятся.

3) Опять нажмите на клавишу «пробел» [Слева на экране появляется первая часть опорного конспекта без примеров, а справа предложения].

а) Он видит между деревьями большую площадку, среди которой устроены качели и гимнастика и где возвышается высокий, выкрашенный зеленой краской столб для гигантских шагов. (Н.Г. Гарин-Михайловский)

б) Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, пересеченная цепью холмов. (А.П. Чехов)

в) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замерзшую в термометре ртуть. (В.Г. Короленко)

г) Хорошо было видно, как затуманилось оставшееся позади родное село… (В.А. Солоухин)

д) Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем величии. (Б.Н. Полевой)

е) Решительно ничего не осталось в моей памяти от выписанного отцом детского журнала «Малютка», наполненного слащавыми картинками и стишками, рассчитанными на городских маменькиных сынков… (И.С. Соколов-Микитов)

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вопросы истории, теории и практики образовательного процесса: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. 178 с.

2. Инновационные процессы в образовании: Сборник научных статей. М.: Высшая школа, 2001. 282 с.

3. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи».//Русский язык в школе, 2001, № 5. С. 17–21.

4. Пазина Е.А. Изучение темы «Союз» в 7-м классе с компьютерной поддержкой.//Русский язык в школе, 2003, № 4. С. 24–32.

5. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод. Пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007. 116 с.

Рейтинг@Mail.ru