Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2009

АКТУЛЬНАЯ ТЕМА

 

Продолжение. См. № 22, 23/2009

 

Несколько полученных уроков.
ЕГЭ-2009: анализ результатов и прогнозы

Урок 5. У всего есть начало и конец

В пособиях для подготовки к ЕГЭ предлагаются примеры начала сочинений, показывается, что работы, начинающиеся таким образом, могут быть оценены максимальным количеством баллов по критерию 5 (см., например: Единый государственный экзамен 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009):

1) «Автор рассказывает о заимствовании иностранных слов русским языком». (С. 161)

2) «В самом начале этого текста автор задается вопросом о необходимости “археологических изысканий”». (С. 166)

3) «Предлагаемый для анализа текст А.Кондратова рассказывает об огромном значении такой науки, как археология». (С. 168)

Смущает вот что: если дети пишут сочинение (а именно такого вида работу требует формулировка задания С), то оно должно иметь вступление. Между тем приведенные начала работ никак не могут считаться вступлениями.

Мы ведь думаем не только об успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку, но и о том, что нашим ученикам в жизни придется кого-то в чем-то убеждать, создавать тексты, относящиеся к рассуждениям. В среднем звене, когда мы знакомимся с темой «Рассуждение как тип речи», сведения о построении классического рассуждения очень уместны. Дети с энтузиазмом готовятся к Турниру ораторов, самостоятельно выбирают тему, составляют речь по всем правилам ораторского искусства, а затем выступают с ней перед публикой – своими одноклассниками, очень строгими судьями. В старших классах при подготовке к экзамену нужно лишь освежить в памяти уже имеющиеся знания и умения.

Среди восьми частей М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» выделял вступительную часть рассуждения – «приступ» и завершающую – «заключение». В чем он видел смысл «приступа»? Вступление может содержать рассуждение о том, почему имеет смысл и представляет интерес вопрос, над которым размышляет автор. На эту роль начала сочинения и обратим внимание детей. Непосредственно о предложенном тексте разговор пойдет во второй части работы, сначала обратим внимание на проблему, на то, какова она, насколько актуальна, как и когда возникла, кого из живущих на Земле касается...

Напомним ребятам и о том, что заключение – вывод – обязательно должно соответствовать вступлению, но ни в коем случае не повторять его дословно, иначе само рассуждение теряет всякий смысл. Этот вывод сделан с опорой на определение: «Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает развитие мысли, идеи и должно обязательно приводить к новому знанию о предмете на основании выводов, сделанных в ходе рассуждения. Целью рассуждения является углубление знаний об окружающем мире» (Свидинская Н.Т. Эссе: ЕГЭ. Сдаем без проблем! / Н.Т. Свидинская, Е.П. Бугрий. М.: Эксмо, 2006. С. 31).

Урок 6. Осторожно: шаблон!

К написанию сочинения с использованием шаблона можно относиться по-разному. Очень хочется показать, в чем его опасность. Столкнулась в 2009 году с таким явлением: пришли на занятие ученики 11-го класса (наш Центр из системы дополнительного образования) и за неделю до экзамена начали писать сочинение казенным языком, с использованием штампов. Увидев, что они не всегда при этом понимали значение употребляемых слов и выражений, попыталась выяснить, в чем причина столь резких перемен: почему с нормального, человеческого языка не очень сильные, но и не совсем уж слабые дети перешли на совсем иной. Оказалось, что учительница посоветовала писать сочинения строго по плану, да еще при этом продиктовала слова и выражения, подлежащие заучиванию и обязательному употреблению в работе, иначе, дескать, оценка на экзамене будет снижена. Дети прислушались к своей наставнице и постарались следовать ее совету. Результат оказался плачевен.

Полагаю, что использовать шаблон для написания задания С иногда действительно необходимо, но только в тех немногочисленных случаях, когда ребенок вообще не обладает достаточным запасом слов, когда у него есть какие-то нарушения в развитии, не позволяющие научиться самостоятельно выстраивать фразы. Правда, чтобы он сумел создавать текст по шаблону, одной–двух недель мало, понадобится гораздо больший отрезок времени, в противном случае мы получим не сочинение, а набор мало связанных между собой неосмысленных фраз. Подобных работ, к сожалению, встречается очень много: ученику продиктовали образец, но не научили им пользоваться.

Приведу примеры работ (без изменений), созданных с использованием образца.

Обратим внимание на то, как сочетаются с выражением собственных мыслей ученика шаблонные фразы, насколько чуждыми автору они выглядят, как убого смотрится сочинение, а между тем работа могла получиться значительно лучше, живее, потому что ребенок может мыслить.

1. «Что такое честь? Многие считают это понятие чести устарелым, не современным, не применимым – не те условия. Другие считают честь сегодня заменена принципиальностью. Как может устареть чувство чести? Чувство собственного достоинства? Ответы на эти вопросы ищет автор, размышляя о нравственности. Проблема, поднятая автором, носит неотвлеченный характер. Талантливый публицист, Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. (Перед вами предложение, списанное без кавычек из задания В. – Е.Ю.) Автор уверен в том, что слово, данное человеком, выше всяких документов и справок. Автор вспоминает интересный случай из жизни, связанный с именем А.П. Чехова. В 1902 году правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Автор не скрывает своего восхищения, ведь эти обстоятельства не зависимы от Чехова, каждое его слово наполнено глубоким искренним чувством. Автор не бесстрастный созерцатель (В ряде работ – «не бесстрашный созерцатель». – Е.Ю.): то о чем он пишет волнует его, он не скрывает свои эмоции. Гранин убежден в актуальности поставленной им проблемы: это то, о чем он не может молчать. Мало найдется таких людей, которые не согласятся с автором. Эти проблемы широко освещаются в средствах массовой информации. Эта проблема волнует писателей журналистов. Достаточно вспомнить А.С. Пушкина. Главный герой, Петр Гринев живет по наказу данному отцом: – «Береги честь с молоду». Или к примеру комедию Грибоедова «Горе от ума» для Чацкого слова достоинство и честь стали жизненным мерилом – для него они превыше всего. Прочитав этот текст начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от каждого человека, в том числе и от меня. Может быть главная цель автора, как раз и состояла в том, чтобы мы задумались о том что и в наше время понятия честь, совесть – это не пустые слова, и в наше время эти понятия являются основными нравственными ориентирами».

2. Вторая работа, которую хочется привести, порадует поклонников книги, опубликованной в этом году (Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Т.Н. Мамона, Е.С. Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. М.: Издательство «Экзамен», 2009). Дети на нее опирались, пример не единичный, однако посмотрите, насколько удачно.

«И.Ботов – русский публицист, писатель.

В данном фрагменте текста он ставит проблему образования в нашей стране.

Позиция автора заключается в том, что “Большая часть знаний, что дает нам школа, не нужна нам в институте”. “Большая часть знаний, что дает институт, не нужна нам в жизни”.

Я полностью согласен с автором. В наше время ребята идут в первый класс с желанием, с усердием учиться. Однако, после прошествия нескольких классов это желание улетучивается. Конечно, во многом все зависит от учителя, как он “вложит в душу ученика все лучшее, что выработало человечество”.

В сказочном произведении “Буратино” Папа Карло продал последние свои вещи лишь для того, чтобы купить сыну азбуку, чтобы он пошел учиться и стал образованным, как все остальные. Однако, вместо того чтобы идти учиться, он продал азбуку и пошел веселиться в театр “Барабаса Корабаса”, где сам и поплатился за свою неграмотность. В этом же произведении он был обманут еще раз только уже лисой и котом. Из-за своей глупости и незнания Буратино поверил, что из пяти монет вырастет “денежное” дерево. Но если бы он пошел в школу он точно бы знал, что таких деревьев не существует.

Я считаю что наше образование вполне приемлимо, но нужно прививать любовь к учебе с раннего детства и не позволять лени пересилить знания к учебным дисциплинам».

Что еще можно найти в сочинениях, написанных с опорой на образец? Приведем примеры, взятые из разных работ 2009 года. «Отвечая на эти важные вопросы, автор четко формирует свою позицию». «Эти нравственные вопросы весьма актуальны». «Этот вопрос носит филосовский характер, поэтому он может заинтересовать многих из нас». «Свои рассуждения автор строит в роли повествования всем людям».

Заметим, что во всех подобных сочинениях невозможно поставить максимальное количество баллов за комментирование проблемы, отраженной в тексте, отсутствуют переходы и связки от одной части работы к другой, сложно говорить о богатстве и выразительности речи.

Убеждена, что если ребенок обладает живым мышлением, но не любит читать, не начитан, речь не слишком развита, то его можно и нужно научить писать сочинение самостоятельно. Мы много думаем и говорим о формировании творческой личности. Можно ли развивать творческие способности, обучая воспроизводить образцы, действовать по шаблону?

Литература

1. Архаров А.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык: Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах // Газета «Русский язык», №№17–24/2008.

3. Единый государственный экзамен 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.

4. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // В кн.: Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1986.

5. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Т.Н. Мамона, Е.С. Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

6. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // Газета «Русский язык», № 12 /2006.

7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Газета «Русский язык», №№ 17–24/2007.

8. Свидинская Н.Т. Эссе: ЕГЭ. Сдаем без проблем! / Н.Т. Свидинская, Е.П. Бугрий. М.: Эксмо, 2006. С. 31.

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Рейтинг@Mail.ru