Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2009

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

Отказываться ли от «спорных текстов»?

Реплика по поводу статьи Е.В. Юминовой
«Несколько полученных уроков. ЕГЭ-2009:
анализ результатов и прогнозы»

С большим интересом прочла первую часть статьи Е.В. Юминовой*. Очень ценна для нас возможность познакомиться с тем, что пишут на экзамене наши ученики, и прочитать размышления об этом человека умного и неравнодушного. Разделяя озабоченность автора и качеством экзаменационных материалов (и прежде всего текстов для задания С), и качеством нашей учительской работы по подготовке выпускников, считаю необходимым по ряду вопросов возразить автору.

Прежде всего, примеры из работ, в которых выпускники вслед за авторами исходных текстов «критикуют современную действительность», в частности госчиновников и систему образования, не вызывают у меня тревоги. Я не думаю, что надо отказаться от таких текстов на том основании, что они «провоцируют на совершение этической ошибки». Почему-то, когда дети что-либо критикуют, с чем-то официально признанным не согласны, мы говорим, что они судят о том, чего не знают, «поют с чужого голоса». А если хвалят и согласны, мы спокойны и не беспокоимся о том, искренни ли наши ученики, достаточно ли у них жизненного опыта для позитивных суждений. «Без оснований повторять все сказанное взрослыми», конечно, нехорошо, но лучше ли без оснований повторять только то, что наверняка понравится экзаменаторам?

Я уверена, что, проверяя работы выпускников, Е.В. Юминова, как бы ни огорчало ее содержание сочинений, снижала баллы не за точку зрения, не за высказанную идею, с которой она не согласна, а только за отсутствие логики, бездоказательность и т.п. Но и она не уверена, что «критикующие» выпускники не совершают этической ошибки, за которую, как известно, тоже положено баллы снижать. А другие проверяющие, возможно, окажутся куда более решительны.

Мне кажется, нужно отказаться не от «спорных текстов» а от текстов, в которых нет ярко выраженной проблемы, – такие, к сожалению, встречаются. И, что очень важно, нужно практикой проверки убедить выпускников, что оцениваться будет не то, согласен ли ученик с автором исходного текста, и не то, совпадает ли мнение ученика с мнением проверяющего, а то, насколько толково, внятно и убедительно изложены в сочинении мысли. Поскольку (тут я полностью солидарна с автором статьи) «мы должны формировать у ребенка собственный взгляд на окружающий мир, учить его формулировать и высказывать собственную точку зрения».

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта SV-Sidorov.Ucoz.com. SV-Sidorov.Ucoz.com - это личный сайт преподавателя Сидорова Сергея Владимировича, содержащий большое количество полезных материалов для студентов и педагогов. На страницах сайта собрана информация, которая поможет преподавателям в организации профессионально-педагогической деятельности и создании учебно-методического комплекса, а студентам в изучении педагогических специальностей. А так же на сайте SV-Sidorov.Ucoz.com представлен педагогический форум, который позволит приобрести новые полезные и интересные знакомства, поделиться своим опытом работы и наработками, а так же обсудить самые актуальные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и их ученики.


* «Русский язык», № 22/2009

Н.А. ШАПИРО,
школа № 57,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru