Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

8-й класс

 

Обособленные определения и приложения

Урок как проект

Известно, что, овладевая такой технологией работы с учениками, как проектная деятельность, мы сможем повысить эффективность обучения школьников.

Эта работа предполагает следующие этапы включения ученика в проектную деятельность:

- подготовительный этап (определение темы, целей, постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез по решению проблемных вопросов),

- этап планирования (определение способов сбора информации, анализа и способов представления результатов, разделение задач – деление команды на группы/распределение на группы),

- этап исследования (представление отчетов по группам, представление, презентация “продукта” деятельности)

- и, наконец, оценка результатов этой деятельности и процесса в целом, рефлексия.

Все эти этапы могут быть осуществлены в рамках одного урока, если учитель ставит своей целью создание условий для развития потенциальных способностей ученика.

Интересна практическая реализация проекта на конкретном уроке русского языка или литературы. Когда работаешь в этом направлении, понимаешь, что урок-проект (вместить в 45 минут организованную проектную деятельность нелегко) хорошо было бы совместить с уроком обобщения и систематизации знаний, на котором ученики могли бы совершенствовать свои практические навыки – умение применять знания на письме. Ценность такого урока заключается также в том, что проявляются такие качества личности, как самостоятельность и ответственность.

В 8-м классе мы попробовали провести урок-проект по теме “Обособленные определения и приложения”. Его цель – систематизировать знания об условиях обособления согласованных распространенных и одиночных определений и приложений и продемонстрировать сформированные на предыдущих уроках умения и навыки постановки знаков препинания при них.

Подготовительный, или вводный этап постановки проблемных вопросов (как найти пути эффективного обобщения довольно объемного материала по теме “Обособленные определения и приложения”?) мы обсудили на предыдущем уроке. Возможный вариант – детям было предложено проблемные вопросы обдумать дома.

На этом уроке активную роль в определении проблемных вопросов и планирования деятельности учащихся взял на себя учитель (как член команды, осуществляющий направление и корректирование деятельности учеников).

Итак, на урок дети приходят с желанием сделать что-нибудь практически полезное.

На этапе организации этой деятельности класс делится на шесть групп.

Каждая группа (4–6 человек) получает задание:

1) Теоретически представить свою часть материала по теме, т.е. напомнить классу об условиях обособления определений и приложений. Это этап подготовки продукта (сбор информации, ее структурирование и изготовление продукта на уровне теоретического осмысления).

2) Практически поработать – подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Дети могут пользоваться учебником и брать примеры из текстов упражнений, из предложенных учителем дидактических пособий (например, пособия Г.А. Богдановой: Сборник диктантов по русскому языку. 5–9-е классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2005) или “из головы” – мы предлагаем разноуровневый подход к поиску материала. Это этап изготовления практической составляющей продукта.

3) Выполнить часть работы по созданию “конечного продукта” – тренинговой карточки.

Например, 1-я группа готовит сообщение об обособлении согласованных определений и приложений в позиции после определяемого слова, 2-я – об обособлении согласованных определений и приложений перед определяемым словом, выраженным именем собственным или личным местоимением, 3-я – об обособлении стоящих перед определяемым словом согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение, или если определяемое слово отделено от определения другими членами предложения, 4-я – об обособлении несогласованных определений, 5-я – о приложении, присоединяемом союзом как.

Внутри каждой группы дети распределяют задания между собой: один готовит теоретическую часть, другой – практическую (подбирает примеры для иллюстрации правила), третий подбирает иллюстративный материал для тренинговой карточки, четвертый координирует работу всей группы. Время работы – 15 минут. Дети шестой группы консультируют детей из других групп, собирают материалы, а затем (на этапе оформления конечного продукта) выполняют техническую часть – составляют тренинговую карточку: вырезают, располагают материал на листе, копируют его на всех.

Следующий этап – презентация продукта: каждая группа отчитывается по своему блоку заданий у доски (теоретическая составляющая), иллюстрируя теоретические положения примерами (практическая составляющая) и готовит свою часть для тренинговой карточки – несколько предложений, записанных на отдельном листе черной ручкой разборчивым почерком без знаков препинания (материал для оформления конечного продукта). В итоге на листе (формат А4) будут наклеены несколько полос бумаги с примерами, подобранными к каждому случаю обособления/необособления определений и приложений. Это и есть тренинговая карточка. Детям останется только поработать с такой карточкой самостоятельно, расставив знаки препинания. (См. Приложение)

В течение пяти минут, пока мы подводим итоги урока, комментируем ответы детей и качество подобранного иллюстративного материала, пока ставим оценки (этап рефлексии и самоанализа), получаем, скопировав на всех учеников (если в классе есть соответствующая техника) индивидуальную тренинговую карточку. Затем раздаем каждому готовый продукт – результат коллективного труда – и предлагаем расставить знаки препинания в примерах, предлагающих все возможные случаи постановки знаков препинания при определениях и приложениях. Если время позволяет, дети выполняют работу с карточкой прямо на уроке (время выполнения – 5 минут) или получают продукт своей деятельности в качестве домашнего задания (оценка будет выставлена на следующем уроке).

Главное – дети теоретически осмыслили и обобщили материал, подобрали примеры и сами, своими руками изготовили тот продукт, с которым им приятно работать (мотивация урока!).

Учебный проект – средство обучения и воспитания, которое позволяет развивать умения искать нужную информацию, структурировать ее, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, выбирать адекватные технологии изготовления продукта, организовывать свою деятельность в тесном взаимодействии с партнерами. Не всегда у учителя есть часы, отведенные на проектную деятельность вне уроков. И урок-проект – возможное решение этой проблемы.

Конечно, подобные уроки проходят шумно, сопровождаются активной реакцией детей, от которых требуется максимальная концентрация сил в течение 45 минут. От учителя же требуется продуманная и осознанная подготовка к такому уроку. Но, поскольку метод учебного проекта – личностно ориентированный и учитель имеет возможность на уроке решать важные учебно-педагогические задачи, это имеет смысл.

По той же схеме были проведены уроки обобщения материала по теме “Сказуемое: типы и способы выражения” в 8-м классе, “Деепричастие. Обособление деепричастий” в 7-м классе.

Литература

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2008.

2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обособленные определения и приложения

Тренинговая карточка № 1 Тренинговая карточка № 2
1. Как певец он ничего из себя не представляет.
2. Юра как отличник учебы получал повышенную стипендию
1. Своеобразие Рублева как всякого гениального художника должно было проявляться в самых первых его ученических работах.
2. Луке Лукичу как смотрителю учебных заведений нужно было особенно заботиться о просвещении в городе
1. Как человек шустрый он сразу сообразил, что женщина нездешняя…
2. Настя меня интересует только как литературный персонаж
1. Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина как художественное воссоздание исторической эпохи.
2. Он воспринял эту поездку как настоящий подарок судьбы
1. Утешений ему не надо, да и что он больной оттуда мог сделать?
2. Но она не слушала пораженная сообщением
1. Портрет выполнен Левицким в его любимом колорите в оливковых и розовых тонах.
2. Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей властителей здешних широт
1. Кипренский сын крепостной крестьянки получивший вольную был отдан в Академию художеств в шестилетнем возрасте.
2. Левицкий мастер точных психологических характеристик создал обширную галерею портретов своих современников
1. Я смотрел на них вдохновенных и думал о том что вот все они разные а сейчас как бы одинаковыми стали.
2. И я старуха на вас глядя порадуюсь
1. Вынужденный быть осторожным он плыл долго пока наконец высокий обрыв не укрыл его от глаз ночных сторожей.
2. Зачарованный тайной огня я смотрел на липовые угли
1. Развалины едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием.
2. На лице его крупном отразилась боль
1. Он Николай Петрович был известен в городе как хороший врач.
2. Мы использующие петрушку как пряную приправу не догадываемся о ее лекарственных свойствах
1. Павел Петрович в сапогах и шляпе пошел на рыбалку.
2. Она в шарфике пошла гулять
1. Распаренная весенним солнцем теплая земля тяжело пахла свежим сырым снегом.
2. Отделанный золотом со стальным сверкающим клинком вместо мягкой бронзы меч действительно стоил немалых денег
1. Потрясенный правдой жизни он пришел к выводу что счастья нет.
2. Удивленная она иногда оглядывалась
1. Портрет выполнен Левицким в его любимом колорите в оливковых и розовых тонах.
2. Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале  – прадеде поэта по материнской линии
1. Мчатся черные низкие словно в клочья разорванные облака.
2. Маша сидела бледная уничтоженная

Ю.Е. КОЧЕНКОВА,
школа № 1319,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru