Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2010

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Сегодня не в почете эпистолярный жанр, рукописное письмо становится невостребованным, его все чаще заменяет телефонный звонок или SMS. Главным становится не проблема обучения грамотно написать письмо, а вопрос о создании устойчивой мотивации к общению посредством письма, возрождение эпистолярного жанра. Разбудить эмоции ребенка тогда, когда он получает адресованное ему послание, а не только тогда, когда он слышит звук, уведомляющий о приходе sms. Показать ему важность письма как документа эпохи. Помочь осмыслить такую народную мудрость, как что написано пером, того не вырубишь топором. Вот задачи дальновидного учителя при работе с часто пассивным и незаинтересованным современным школьником.

Предлагаю вашему вниманию две связанные методические разработки. Первая – урок-мастерская – может быть вводным занятием элективного курса “Эпистолярное творчество” для учащихся средней школы. Вторая – практическое занятие: “Как написать письмо своим близким”.

Т.А. Игнатенко

 

Эпистолярное творчество

I. Писать или не писать? Вот в чем вопрос!

Урок-мастерская

Цели:

• познакомить ребят с историей появления письма;

• способствовать развитию мотивации написания письма;

• воспитывать уважение к письму как свидетельству времени;

• развивать воображение и фантазию;

• развивать умение аргументировать высказывание.

ХОД УРОКА

Ребятам показывают камень, деревянную дощечку, глиняную пластину, пальмовый лист, папирус, пергамент, бумагу.

 – Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами? (Ребята высказывают свои предположения.)

На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте и, начиная с XV века, на бумаге писали письма.

Употребляемую в наше время форму письма (обычную), так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в двадцатых годах XIX века в Англии.

Объявление темы урока-мастерской. Работа по теме

1. Осмысление лексемы письмо.

Запишите слово письмо.

Подберите к нему однокоренные слова, запишите ассоциации к этому слову.

– Составьте словарную статью слова письмо, используя как можно больше слов из собственного лексического запаса.

– Прочитаем словарную статью слова письмо из Толкового словаря С.И. Ожегова.

Письмо – 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь; 2. Умение писать; 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи; 4. Манера художественного изображения.

2. Историческая справка.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что эпистолярное творчество существует с древних времен.

Мы знаем из античной литературы, что уже в древности существовали правила составления писем. Так, например, письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовали имя адресата и приветствие, сопровождающееся приятными пожеланиями, и только за ним шел текст.

Материал, на котором писали письма, также менялся с течением времени. В середине XIX века вошли в употребление марки. “Отцом” первой марки стал бывший сельский учитель Роуленд Хилл (1795–1879). После принятия и проведения в жизнь предложенной им реформы почтового дела он стал британским королевским генерал-почтмейстером, членом палаты лордов, баронетом.

С развитием капитализма в Англии резко возросла потребность в услугах почты, быстро увеличилось количество писем. Плата за почтовые услуги была очень высокой. Письма чаще всего оплачивал не отправитель, а получатель. В Англии в начале XIX века доставка простого письма на расстояние до 100 миль стоила от 4 до 9 пенсов; каждые следующие 100 миль – 1 пенни. Причем расстояние высчитывалось не по прямой линии, а по фактически пройденному пути. За каждый лист брали полную плату. Плата зависела и от того, послано ли письмо в конверте и запечатан ли этот конверт сургучом.

Все это и привело Р.Хилла к мысли о необходимости почтовой реформы. Он добился упрощения и унификации почтовых тарифов, введения предварительной оплаты почтовых отправлений путем наклеивания почтовых марок. 10 января 1840 г. почтовая реформа вступила в силу, а 6 мая того же года поступила в обращение первая в мире государственная приклеиваемая почтовая марка Великобритании, ставшая родоначальницей всех почтовых марок, собираемых филателистами.

3. Телефонный разговор, интернет-общение и общение с помощью письма: в чем сходство и в чем различие?

– Письмо – это одно из средств связи человека с человеком, но не единственное. Как еще могут общаться друг с другом люди, побеждая расстояние?

(Разговаривая по телефону, с помощью интернет-сообщения и традиционного письма.)

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

– Алло. Здравствуйте. Катю можно?

– Здравствуйте. Сейчас я ее позову.

– Алло. Я слушаю.

 – Привет, Катя. Это Оля. Я так давно тебя не слышала. Завертелась, не было времени даже позвонить. Недавно мы с родителями вернулись из Анапы. Отдыхали на турбазе “Космос”. Было очень интересно. У меня появилось много подружек. Мы ходили на дискотеки, купались.

– Ты загорела?

– Да, очень. Представляешь, мы ели всякие экзотические фрукты. А ты что делала в это время?

 – Помогала родителям на даче и читала книжки.

– Может быть, встретимся и поговорим об этом подробнее?

– С удовольствием! Приходи ко мне вечером.

– Хорошо! Пока!

– Пока!

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕНИЕ

Интернет-сообщение и традиционное письмо могут содержать один и тот же текст, но отличаться способом письма (человеческий почерк и компьютерный шрифт со всевозможными смайликами – принятыми условными обозначениями для выражения эмоций:

:) или :-) – улыбнулся;

:( или :-( – поморщился;

; -) – подмигнул;

:-О или 8-) – удивился;

:-| или :-| – я совершенно серьезен;

:-> – саркастическая улыбка;

:’-( – я плачу;

:* – поцелуй).

ТРАДИЦИОННОЕ ПИСЬМО

Горячий южный привет моей лучшей подружке – Катюшке!

Как ты уже догадалась, пишет тебе Оля. Сегодня я счастлива и несчастна одновременно. Счастлива потому, что мои ноги греет теплый южный песок и омывает “самое синее в мире Черное море мое”; божественная природа, экзотические фрукты, новые знакомства и увлечения. А грустно мне потому, что рядом нет тебя. Не с кем мне посекретничать, не с кем поделиться тайнами! Я очень соскучилась!

Как у тебя дела? Ты, наверное, хозяюшка, помогаешь родителям на даче и читаешь заданные на лето книжки. Я рада, что моя подружка – трудолюбивая и умная девочка!

Мы собираемся домой через неделю. Первое, что я сделаю после приезда, – встречусь с тобой. Вот тогда вдоволь и поболтаем.

До встречи!

Твоя Оля.

P.S. Очень скучаю и жду встречи. Высылаю тебе мои южные фотографии.

Какими преимуществами обладает каждая из форм общения?

4. Практическое задание.

Попытайтесь определить по состоянию конверта, каков адресант (лицо, пишущее письмо), адресат (лицо, которому адресовано письмо) и каково содержание письма. (Значения слов адресат, адресант записаны на доске и расшифрованы.)

Предлагается рассмотреть:

• конверт “девятнадцатого” века, издающий тонкий аромат французских духов и подписанный каллиграфическим почерком;

• большой желтый конверт, где в графе адреса отправления указан номер абонентского ящика;

• конверт со штампами в графах места отправления и места назначения;

• небрежно оформленный конверт с впечатляющей кляксой;

• конверт без указания места отправления; место назначения написано печатными буквами;

• аккуратно оформленный цветными ручками конверт, с многочисленными рисунками и забавными надписями, типа “Жду ответа, как соловей лета”.

Пусть ученики потрогают каждый конверт, сравнят конверты, выскажут несколько предположений.

Вывод: бесспорно, конверт гораздо информативнее телефонной мелодии!

5. Работа с иллюстрациями.

Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены люди, “ждущие” или уже “получившие” письмо. Опишите их внутреннее состояние. Попробуйте пофантазировать и сочинить их истории. От кого они получили или ждут письмо? (Ребятам предлагаются фотографии людей разного пола и возраста, выражающих радость, печаль, гнев и пр.).

До нас дошло 847 писем Александра Сергеевича Пушкина, из них 72 имеются только в черновиках.

Черновики – свидетельство огромной работы Пушкина над письмом. Письма так же тщательно отделываются им, как и стихи (композиция, стиль, лексика и т.д.). Часто одно и то же место исправляется много раз (например, в черновом письме к В.Ф. Вяземской от конца октября 1824 г. имеется 15 вариантов одной фразы; краткий отзыв об элегии Баратынского в письме к Бестужеву от 12 января 1824 г.: ““Признание” – совершенство” – переделывается пять раз).

• А сколько писем написали вы за последнюю неделю, месяц, год, всего в жизни?

• Вспомните, кто был адресатом ваших посланий и по какому поводу писались письма.

• Часто ли вам приходят письма?

• Помните ли вы почерк своих близких?

• Почему люди хранят письма годами?

6. Пишем мини-сочинение.

– Пишете ли вы письма? Кто ждет вашего письма, ежедневно с надеждой проходя мимо почтового ящика? Кто будет счастлив, увидев знакомый почерк? Кто обрадуется вашему вниманию?

– Запишите в нескольких предложениях, кому и о чем вы хотели бы написать и от кого сами бы с радостью получили письмо.

7. Обобщение.

– Учиться писать письма мы будем на следующих занятиях. Существует множество видов писем. Это и официальные, и деловые, и личные письма. Выделяют также письма благодарственные, извинения, напоминания, рекомендации, соболезнования, приглашения, подтверждения, ответы и многие другие.

Бесспорно, в XXI веке мы не можем отказаться от телефона, телеграфа, Интернета. Нелепо было бы перечеркнуть плоды цивилизации и вернуться к голубиной почте. Но все-таки почаще вспоминайте о близких, пишите им письма, которые они наверняка будут бережно хранить годы и которые будут давать душевные силы в трудные времена.

Пишите письма, ребята!

II. Письмо своим близким

Практическое занятие

Цели:

• обучение ребят правилам написания письма;

• написание письма своей семье.

Чтобы усилить эмоции детей после первого занятия, ко второму необходима тщательная предварительная подготовка. Хотелось бы от каждого родителя получить письмо, написанное своему ребенку. Обратиться с этой просьбой ко взрослым можно во время родительского собрания или любой другой беседы. Тему для письма родители выбирают сами.

Здравствуй, мой родной сыночек!

Только утром с тобой расстались, ты в школу, я на работу, а я уже очень по тебе соскучилась, как будто не видела целую неделю. И так бывает каждый день. Солнце мое, я тебя очень люблю, и мне безумно тебя не хватает. Жду не дождусь, когда вечером ты будешь рассказывать мне, как прошел день, чем занимались в школе, что получил, как играли и даже что ели. А потом ты спросишь, как у меня дела на работе. Мы же с тобой друзья и друг другу всегда все рассказываем и даже придумываем свои секреты.

Ты добрый и милый мальчуган. Когда ты шалишь, стоит тебе только улыбнуться, мой котенок, и я забываю, что минуту назад сердилась. И никто другой не смеется так заливисто и звонко, что самой хочется рассмеяться. Ты такой веселый, Сашуля!

И во всем ты мне помощник: умеешь мыть посуду, пыль сам вытираешь и даже пол подметаешь сам, вот какой молодец! Сыночек, ты очень добрый и заботливый мальчик, ласковый и самый замечательный. Ты один такой на свете, со своим характером, со своим поведением и даже своими капризами.

Ты очень дорог нам с папой такой, какой ты есть. Мы тебя обожаем, Санечка. Вот уже совсем скоро тебе исполнится 11 лет. Пройдет еще немного времени, и ты станешь совсем большой. Расти, сынок, здоровым, умным, добрым, сильным и смелым. И помни, что мама с папой всегда рядом и, конечно, помогут тебе во всем. Ты для нас самое большое счастье и богатство.

Целуем тебя крепко, мама и папа.

Знакомство с правилами написания письма.

Раньше для того чтобы написать письмо, было недостаточно простой грамотности: существовали всевозможные руководства и сборники образцов написания письма, так называемые письмовники.

Сегодня мы не будем составлять письмовник. Но тем не менее некоторые правила, чтобы не прослыть невеждой, освоить следует. Вот они:

1. Каждое письмо должно начинаться с обращения. Для близкого друга вполне подойдет фраза “Привет, Женя!” или “Здравствуй, Женя!”. Ко взрослому человеку, с которым вы не находитесь в родственных отношениях, лу чше обратиться так: “Уважаемый Сергей Евгеньевич!” или “Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич!”.

Если вы пишете письмо своему ровеснику, имени которого не знаете, можно написать “Дорогой друг!”, а если это взрослый человек – “Уважаемый корреспондент!”.

2. “На Вы” обращение уместно, если вы заведомо обращаетесь к человеку разного с вами возраста и при этом рассчитываете на какое-либо возможное сотрудничество. Переходите “на ты”, если этим человеком оказывается ваш ровесник или близкий родственник, если такое обращение принято в вашей семье.

3. В частных письмах к родным и друзьям обычно после таких слов, как целую, обнимаю, пишут кратко: мама, папа, отец или свое имя. Подписываться следует отчетливо.

4. Существуют регламентированные этикетом сроки написания ответных писем. Например, письмо с благодарностью за оказанное гостеприимство высылается примерно через неделю после отъезда. Письмо с поздравлениями по случаю брака высылается в течение восьми дней с момента получения сообщения об этом событии.

Письмо с выражением соболезнования высылается в течение десяти дней с момента получения сообщения. Такое письмо требует особенной сердечности и не терпит банальных выражений.

На обычное письмо от друга, родственников или других лиц вежливость требует ответить в течение недели. В случае, если переписка ведется постоянно, перерыв может быть несколько большим.

В письме нужно ответить на вопросы, которые были поставлены вашим корреспондентом.

Общий совет – ничего не делать сгоряча – относится и к письмам. Не отсылайте сразу письмо, а перечитайте на следующий день.

5. Если мы получаем письмо в присутствии третьих лиц, конверт можно распечатать и мельком взглянуть на текст, отложив подробное чтение до более удобного момента. Если сообщение срочное, можно сказать: “Простите, но это очень срочно” – и дочитать письмо до конца. Не стоит начинать чтение только что полученного письма вслух, пока не прочтете его про себя. Иначе может возникнуть неловкая необходимость прервать чтение на полуслове. Некрасиво давать читать письмо лицам, которым оно не адресовано. Ни при каких обстоятельствах недопустимо вскрывать самим или читать уже вскрытые чужие письма. Это правило в равной степени относится и к членам семьи: муж не читает писем, адресованных жене, и наоборот; дети не читают писем, присылаемых родителям. Не следует также интересоваться содержанием открытой записки, обращенной не к вам.

6. Четыре составляющих хорошего письма: мысль, внятность, грамотность и корректность.

Мысль – это то, о чем вы говорите в ваших письмах. Вы должны ясно и четко формулировать идеи, которые стремитесь выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи или сведения до других.

Внятность – это доступность вашего текста для понимания. Несколько точно подобранных слов лучше понимаются читателем, чем нагромождение пустых фраз.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Коряво или с ошибками написанный текст недопустим. Если в чем-то сомневаетесь, справьтесь в словаре.

Корректность – это тон написанного вами. Тон задается выбранными словами, официальностью или неофициальностью стиля и должен точно соответствовать статусу адресата вашего сочинения.

А если добавить к этим качествам еще и яркую эмоциональную окрашенность, то успех вашему письму обеспечен.

Письма от родителей.

Стук в дверь. Появляется почтальон Печкин, на этот раз не “с посылкой для вашего мальчика”, а с горой писем для всех мальчиков и девочек, находящихся в классе, от родителей.

Чтение ребятами адресованных им писем.

– Некоторые из вас, наверное, впервые получают письмо от мамы или папы. Сегодня мы попытаемся им ответить, ведь нам наверняка есть что им сказать, да и не только им, а еще братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.

Проанализируйте и прокомментируйте письма ваших родителей с точки зрения тех правил написания письма, с которыми мы сегодня познакомились.

Пишем письмо родителям.

Рассказ ребят о своей семье.

– Расскажите о своей семье. Кто является членами вашей семьи? Как вы ласково обращаетесь друг к другу дома? О чем вы беседуете за семейным ужином? Какая атмосфера царит в доме? Что бы вы хотели изменить? Какой самый яркий случай вспоминается вам из жизни вашей семьи? О чем бы вы могли написать родным?

– В течение какого срока мы должны ответить на письмо родителей по правилам этикета? (В течение недели.)

– Давайте не будем откладывать дело в долгий ящик и сейчас же попытаемся написать ответное письмо.

Т.А. ИГНАТЕНКО,
школа № 1,
ст. Каневская,
Краснодарский край

Рейтинг@Mail.ru