Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2010

НАША ПОЧТА

 

Облегчить экзамен в 9-м классе

В Федеральный институт педагогических измерений,
Издательский дом “Первое сентября”, газету “Русский язык”

 

Уважаемые коллеги!

В 2010 году девятиклассникам нашего региона (вместе со всеми выпускниками основной школы страны) предстоит сдавать Государственную итоговую аттестацию (ГИА) в новой форме. Как известно, эта экзаменационная работа состоит из трех частей:

• 1-я часть – сжатое изложение прослушанного два раза текста;

• 2-я и 3-я части – работа на основе прочитанного текста (оба текста тематически связаны между собой).

Не возражая против предложенной структуры ГИА, хотелось бы не согласиться вот с чем.

Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлеченный характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип “от общего к частному, от отвлеченного к конкретному”1.

Внимание, вопрос составителям КИМов: “Зачем так строго соблюдать принцип “от отвлеченного к конкретному”, нарушая принципы природосообразности и доступности?”. Ведь прежде всего прослушанный два раза текст пятнадцатилетний подросток должен понять, “мысленно увидеть”. Рассуждение обобщенно-отвлеченного характера “мысленно увидеть” невозможно. И слово обобщенно-отвлеченный зачастую является синонимом понятиям “многословие”, “изложение простых вещей в наукообразной терминологии... Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно по-другому: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади”2. В каждой шутке есть доля шутки: в одном из вариантов текста для сжатого изложения ГИА, в котором речь идет о выборе профессии, само это слово не упоминается ни разу!.. Так и хочется привести слова классика: “Страшно далеки они от народа...”.

“По результатам обследования 200 школ в 76 регионах страны, в котором участвовало около 170 тысяч школьников первых и десятых классов, более 50% десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным, у 90% старшеклассников нет полноценного понимания смысла художественного текста”.3

Конечно, нынешним школьникам предстоит справляться с все увеличивающимися потоками информации, а в вузе писать конспекты... Мы ни в коей мере не отрицаем необходимость обучения приемам информационной обработки текста. Но значительная часть выпускников девятого класса продолжает обучение не в МГУ, а в ПТУ... И нам хотелось бы, чтобы свою жизнь они начинали с заслуженно успешной сдачи первой Государственной итоговой аттестации.

Итак, мы предлагаем пересмотреть принцип, по которому отбираются тексты для сжатого изложения, и для ГИА 2010 года подобрать интересные и доступные для пятнадцатилетних подростков тексты. “С каждого надо спрашивать то, что он может дать, – сказал Антуан де Сент-Экзюпери, – требования прежде всего должны быть разумны”.

Методическое объединение
учителей русского языка и литературы
Партизанского муниципального района
Приморского края

 


1 Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. Составители И.П. Цыбулько и др. М.: Интеллект-Центр, 2009.

2 О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991.

3 Е.С. Антонова. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: Кнорус, 2007.

Рейтинг@Mail.ru