Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2010

ОЛИМПИАДА

 

Заметки проверяющего

(Еще о Ломоносовском турнире)

Поговорим о веселых фразах и описках, которые встречались даже в самых лучших работах. Но чаще – не в самых лучших.

Оказывается, “14-ое декабря 1825 года” было написано Лермонтовым, Куприным, Пушкиным, Чеховым, Тургеневым, Фетом, Достоевским, Крыловым, Горьким, Блоком, Толстым. А “Во глубине сибирских руд…” – Блоком, Некрасовым, Есениным, Ломоносовым, Маяковским, Державиным, Толстым, Блогом (!) и Паустовским.

Чтобы ответить на вопросы задания, необходимо пристально вглядываться в то, что сказано в тексте: “Когда читаешь эти стихотворения, не понимаешь их смысл с первого раза. Их надо читать с глубоким смыслом, так как в этих стихотворениях тоже кроется глубокий смысл” (6-й класс), “Они написаны почти в одно время, оба о любви (в какой-то мере)” (7-й класс).

По правде говоря, нет никакой уверенности в том, что это стихотворения: “Оба рассказа очень душевные, но второй больше похож на поэзию” (5-й класс), но, по крайней мере, очевидные отличия у данных текстов имеются: “Их различие в том, что их разные авторы сочиняли” (9-й класс), “Второе различие в годах выпуска стихотворений” (9-й класс), “Сходство: эти два стихотворения похожи рифмами и формой. У них есть определенная общая мысль. Разница: как я уже сказала, у этих стихотворений есть общая мысль, но развивают они ее в разных направлениях” (полный текст ответа, 7-й класс).

Однако и сходство у двух текстов есть: “Эти два стихотворения написаны, как мне кажется, про зиму. Про зиму холодную, зяблую, грустную, коварную, злую. И написано в надежде на то, что скоро придет весна, и лед растает, и солнышко выглянет уже теплое из-за снеговых туч” (7-й класс). А на самом деле, действительно: “Оба эти стихотворения про полярников” (7-й класс), “В первом стихотворении рассказывается о тяжких переходах льдов (по снегу), оставляя за собой кровавый след” (9-й класс), “Это жестокая, нелегкая, но нужная работа – освоение севера” (7-й класс), но ведь это не дело – писать о таких страшных вещах:А так им мрачно, темно в темнице, вечные льды какие-то и скорбь, скорбь, скорбь!” (9-й класс), – словом, я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала.

Но существуют и иные мнения насчет содержания двух этих текстов: “В первом стихотворении о женщине, а 2 о мужчине” (4-й класс), “В первом стихотворении говорится о смерти погибших людей, а во втором стихотворении говорится о том, когда они попадут в рай, тогда им отдадут мечи” (9-й класс) – и пусть тогда трепещут их враги.

Конечно же, большинство участников верно определило автора одного из стихотворений. Но есть нюансы: “Первое стихотворение написал Пушкин, я так считаю потому, что стилистика написания очень похожа на его привычный стиль, к тому же к 1826 году ему было 27” (8-й класс), “Пушкин пытается избежать всех цензурных высказываний” (7-й класс).

Кто-то не смог определиться с датой написания произведений (пусть это и дано было в условии): “Оба стихотворения написаны в XVII–XIX веке” (9-й класс), но почти все правильно назвали события, которым посвящены тексты: “Декабристы были всего лишь горсткой из нескольких сот интеллигентов...”. (11-й класс); “Огромное число народа тогда погибла, а остальная часть была отправлена в Сибирь” (10-й класс) – больше в деревне никто не живет. “Но нет, еще Чаадаев говорил, что русские люди глупы и ленивы, их нельзя научить, т.к. они не хотят этого. И даже своих героев они не знают” (10-й класс) – их, как известно, угоняли в рабство, но и там они не работали. “Стихотворения о походе декабристов..” (9-й класс) – один вопрос: на северный полюс?..

“Над чем смеется автор?” – спрашивалось в другом задании (Довлатов, “Заповедник”, отрывок, в котором главный герой путает стихотворения Пушкина и Есенина; см. № 2 газеты “Русский язык” за этот год. – Ред.). Конечно же, “этот отрывок смешон, потому что Пушкин обращался к своей няне, но называл ее своей мамой. Он считал, что мать не та, кто родила, а кто воспитала”. Но больше всего мне понравилась эта фраза: “Я думаю, что автор смеется над авторами и пытается выразить, что он думает”, – и, видимо, тщетно.

Ксения ДМИТРИЕВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru