Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2010

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Материалы к программе элективного курса “слово в тексте”

(Из сборника “Программы элективных курсов.
Русский язык. 10–11-е классы”. М.: Дрофа, 2010)

При изучении лексики в школе закладываются теоретические основы работы по обогащению словарного запаса учеников. Обогащение словаря – важнейшая часть занятий по совершенствованию речи, процесс, который, как известно, продолжается в течение всей жизни человека. Этим объясняется особая роль теории, лингвистических знаний о слове. Минимум теоретических сведений о слове, включенный в раздел “Лексика”, должен стать основой формирования лексических умений и навыков. Как отмечает программа, при изучении лексики у учеников должны быть сформированы следующие практические умения и навыки: пользоваться словарями; употреблять слова в свойственном им значении; пользоваться лексическими синонимами для более точного выражения мыслей, достижения выразительности высказывания и преодоления неоправданного повторения слов.

Изучение синонимов

Мы видим, что действующие программы особое внимание уделяют формированию умений употреблять в речи синонимы. И это не случайно. Синонимия не без основания названа проф. С.Г. Ильенко в числе опорных тем школьного курса русского языка: “Опорные темы включают в себя тот языковый материал, который должен постоянно находиться в поле зрения обучающихся, так как именно он составляет основу основ в постижении теории языка и в осуществлении практической речевой деятельности (имеется в виду как ее устная, так и письменная форма). К опорным темам можно отнести: 1) состав слова; 2) части речи (прежде всего – служебные); 3) члены предложения (прежде всего – главные); 4) синонимию (лексическую и грамматическую)”1.

Рассмотрение синонимов как опорного, стержневого понятия школьного курса русского языка определяется ориентацией на усиление практической (речевой) направленности изучения языка в школе.

Какие же знания о синонимах нужны для формирования умений правильно, уместно, коммуникативно целесообразно употреблять слова-синонимы в речи? Когда, на каких этапах эти знания должны быть усвоены?

Первый этап изучения синонимов – практическое знакомство со словами, близкими по значению (смыслу), в начальных классах. В учебниках для 1–3-х классов нет ни определения синонимов, ни теоретического описания, раскрывающего их признаки, и в то же время мы можем считать, что учебники по русскому языку и чтению содержат материал для серьезной, глубокой работы над синонимией.

В начальных классах ученики должны прочно усвоить основной признак синонимов – близость значения. Данный признак является главным, в ряде случаев определяющим взаимозаменяемость слов-синонимов в речи. Именно с этим признаком синонимов связан вопрос, который при выполнении упражнений часто ставится перед учениками начальных классов: “Как сказать по-другому?”. Некоторые задания ориентируют и на внимание к тому, как сказать лучше.

Для того чтобы оценить роль синонимов в организации текста и научиться правильно использовать слова из синонимического ряда в своей речи, в 4–8-х классах учащиеся должны теоретически и практически усвоить такой признак синонимов, как способность отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи. Этот признак включен в определение синонимов, данное в § 46 учебника для 5-го класса. Определение графически выделено как материал для обязательного заучивания.

Если учесть, что главный признак синонимов – близость значения – усваивается в 1–4-х классах, то при изучении лексики в 5-м классе, выполняя упражнения, ученики должны осознать, чем отличаются синонимы друг от друга. С усвоением именно этого признака связано формирование умений употреблять слово в речи с учетом его смысловых и стилистических качеств, с учетом законов сочетаемости. Начиная работу над усвоением теоретических сведений о синонимах в 5-м классе, целесообразно, на наш взгляд, при выполнении упражнений обращать внимание на такие случаи использования слов-синонимов в текстах, когда само содержание помогает понять, чем отличаются синонимы, употребленные в пределах одного текста (иногда предложения). Подобные тексты могут быть использованы при проведении устной работы или выборочных диктантов (с заданием выписать синонимы). При отборе дидактического материала надо иметь в виду, что “различия между словами-синонимами, смысловые и экспрессивные отличия их друг от друга наглядно проступают в тех случаях, когда они определенным образом противопоставляются в тексте”2.

Проиллюстрируем это положение примерами текстов.

1. Весна в этом году выпала ранняя, яркая… На улице, ослепленной солнцем, бесчинствовали воробьи, а небо было такое голубое – не небо, а небеса!

(И.Грекова)

2. Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства…

Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо.

(Д.Лихачев)

3. Прощай, океан! Нет-нет, только не прощай! Я вернусь к тебе… И я говорю тебе – ты слышишь? – не прощай, а до свидания, океан! До нашего непременного свидания!

(В.Ядин)

Исследованиями психологов доказано, что вопросы на сопоставление внешне сходных, но различных по сути явлений вызывают особый интерес у учащихся. Работа с текстами, в которых синонимы сопоставляются, а иногда и противопоставляются, способствует воспитанию интереса к слову, чувства языка.

Далее на протяжении всего обучения в 5–9-х классах время от времени должны проводиться упражнения, выполнение которых связано с усвоением знаний о синонимах как о словах, которые могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.

Упражнения

1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Ответьте на вопросы.

Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение.

(Е.Носов)

1) Как объясняет писатель значение слова любознательность? В каком значении употреблено в тексте слово любопытство? Какое другое значение имеет это слово? В случае затруднений справьтесь в толковом словаре.

2) С каким из слов: любопытство или любознательность – сочетаются прилагательные праздный, пустой, удивительный?

2. В одной из книг по языкознанию сказано, что синонимы – это очень часто “то же, да не то же”. Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, доказывающие правильность этой мысли, используя следующий текст. Какова его основная мысль?

В нашей речи много слов… почти одинакового значения. Например, слова метель, вьюга, пурга, буран, зaметь обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определил как “ветер, вихрь со снегом”. Но все эти слова имеют свои смысловые оттенки. Метель – более общее понятие, она метет поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, называется “зaметь”, бьющая же со всех сторон, вьющаяся вверху снежная крутоверть – это вьюга. Буран – преимущественно метель в степи. Пурга – то уже снежная буря.

…Итак, понятие одно, а оттенки его разные.

(С.Наровчатов)

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы, но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное!..

(В.Медведев)

1) Запишите текст, подчеркните синонимы. Укажите, чем различаются слова-синонимы. Определите, какова в нем роль синонимов.

2) Пользуясь словарем учебника (для 4-го класса), произведите лексический разбор слова фантастический.

3) Попытайтесь изменить порядок следования синонимов в конце предложения. Что при этом потеряет высказывание?

4) К какому стилю речи можно отнести текст? Почему?

4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Найдите в нем синонимы.

Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом и победителем. У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше – и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.

(А.Алексин)

1) Запишите первое предложение. Почему автор использовал не одно слово, а три – синонимичных? Что достигается таким приемом?

2) Чем различаются синонимы большой – огромный? Придумайте 2–3 предложения с синонимами к этим словам.

Для справок: большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский.

Наблюдения над тем, чем различаются слова, входящие в синонимический ряд, содействуют совершенствованию языкового чутья учащихся, их речевому развитию. Вспомним известные слова В.Г. Белинского: “Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого?”3.

Анализ употребления слов-синонимов в тексте позволяет решить задачу усвоения знаний о признаках синонимов и содействует формированию умения употреблять слово в тексте так, чтобы речь была правильной, точной, выразительной, богатой. Использование текста в качестве дидактического материала дает возможность показать оправданность выбора слова из синонимического ряда, мотивированность этого выбора значением слова, нормами его сочетаемости, особенностями текста.

Лексические средства связи в тексте

Другой важной чертой работы над синонимами в 5–6-х классах является то, что изучение основных признаков синонимов связывается с выявлением их роли в выражении межфразовых связей. Для осознания (но не заучивания) ученикам 5-го класса даются следующие теоретические сведения: “Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также средством связи предложений в тексте”. Эти сведения очень важны. Знания о функции синонимов в речи помогают ученикам ответить на вопрос о роли синонимов при анализе текстов, а главное – содействуют формированию умений и навыков создавать текст.

Успех работы по формированию лексических навыков, на наш взгляд, находится в зависимости от того, в какой мере знания о слове будут связаны с изучением текста, от взаимосвязи в изучении слова и текста. Связь эта возникает естественно; например, рассмотрение функции синонимов, антонимов, повторяющихся слов в речи соотносится в известной мере с вопросом о средствах связи в тексте.

Программа по развитию связной речи для 5-го класса включает понятие о тексте и его частях и понятие о лексических средствах связи частей текста. Знания о лексических средствах связи частей текста ученики приобретают практически, в результате выполнения упражнений. В учебниках даются определение текста и ряд упражнений по анализу текста. Задание “Озаглавьте текст” предполагает выявление темы или основной мысли. Очень важно, чтобы знакомство с основным признаком текста – тематическим единством – было связано с анализом лексических средств, использованных в тексте.

Выписав из текста повторяющиеся слова, синонимы (в том числе текстовые), антонимы, слова одной тематической группы, мы получим представление о теме текста, а иногда и его основной мысли. Это находит подтверждение в исследованиях по лингвистике текста. По мнению Н.И. Жинкина (психолога, специалиста в области психологии мышления и речи. – Т.П.), “тематическое единство текста обеспечивается самим механизмом его построения: процесс этот начинается с выбора темы, которая обладает свойством управлять созданием текста… В частности, тема накладывает сильные ограничения на отбор необходимых элементов текста, определяя соответствующие подтемы… Тематическое единство текста проявляется, например, в том, что одно или несколько понятий… появляется на протяжении текста многократно, как бы связывая его ткань воедино”4.

Упражнения

5. Ученики получили задание: найти примеры синонимов и антонимов в рассказе И.С. Тургенева “Муму”. Попробуйте по выписанным словам определить, какой отрывок они анализировали.

Дорога – путь – шоссе; идти – шагать – выступать; спешить – торопиться; отвага – решимость.

Чужой – свой; чужая сторона – родина; ночь – день; слабо – сильно.

Найдите в хрестоматии по литературе отрывок, из которого выписаны слова, и ответьте на вопросы:

1) Какова роль синонимов и антонимов в этом тексте?

2) Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд: идти – шагать – выступать? Выпишите из текста словосочетания (или предложения) с этими глаголами. Какой из глаголов показывает не только как шел Герасим, но и передает отношение автора к герою?

6. Запишите отрывок. Какова его тема, основная мысль? (В каком предложении выражена основная мысль?)

Он вспомнил, как прошлым летом был в Волгограде, как целый день ходил по Мамаеву кургану. Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. В зале воинской славы еще шли работы, но он, сын погибшего на Волге сержанта, все же увидел свою фамилию на гранитной стене… Нигде в мире нет такого грандиозного, такого могучего памятника, как там, на Мамаевом кургане.

(По В.Белову)

1) Какие синонимы к слову большой используются в тексте? Запишите ряд синонимов. Чем отличаются слова, входящие в данный синонимический ряд? Как использование этих слов связано с темой, основной мыслью текста?

2) Запишите слова, использование которых указывает на тему отрывка: Волгоград, Мамаев курган, памятник, скульптура. Какие текстовые синонимы помогают осуществить связь между предложениями и избежать неоправданного повторения некоторых из этих слов?

3) Произведите лексический разбор слова могучий, пользуясь “Школьным толковым словарем русского языка” М.С. Лапатухина и др. (М., 1981).

Однотематическая лексика в организации текста

Анализ текстов убеждает в том, что синонимы в них можно назвать ключевыми словами. Выписав из текста синонимы и повторяющиеся слова, мы можем ответить на вопрос, какова тема текста, получим представление о его содержании.

Из того, что наряду с повторяющимися словами и однотематической лексикой синонимы (а иногда и антонимы) играют роль ключевых слов, отражающих содержание, тему, основную мысль текста, можно сделать вывод, который поможет организовать словарную работу, ориентированную на развитие связной речи. При подготовке к сочинению и изложению следует обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп, показывать возможности замещения слов, которые обусловлены темой сочинения. При этом особое внимание следует уделять работе над текстовыми (контекстуальными) синонимами, т.е. над словами, которые получают основной признак синонимов – близость значения – в условиях данного текста.

При анализе текстов ученики должны увидеть зависимость использованных лексических средств от содержания, темы, основной мысли текста. С этой целью, например при выполнении упр. 109 (5-й класс), можно несколько уточнить систему заданий. Задание в учебнике сформулировано так: “Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите предложения, которые в тексте соединяются повторами слов, местоимениями, словами, близкими по значению”. Прочитав текст, ученики дают ему название (например, “Озеро”, “Озеро в начале зимы”, “Лед на озере”). Исходя из того что название отражает тему текста, мы предлагаем учащимся выписать имена существительные, которые соотносятся с темой (озеро, вода, дно, берег, лед, льдинки). Затем ученики отмечают, сколько раз эти слова встретились в тексте (озеро – 2, вода – 2, дно – 1, берег – 2; лед – 6, он – 1 – всего 7 упоминаний; льдинки – 1, они – 1 – всего 2). Такая работа убеждает в том, что названием, более точно отражающим содержание, тему текста, является “Лед на озере” (или “Первый лед”). Выполнение подобных заданий позволит показать роль однотематической лексики и повторяющихся слов в организации текста.

Знания о роли однотематической лексики в организации текста особенно важны для анализа текстов с параллельной связью и для формирования умений создавать такие тексты (параллельная связь обычно используется в различных описаниях).

Термин “параллельная связь” вводится в одном из учебников в 6-м классе (так же, как и цепная связь). В § 8 учебника5 дается теоретическое описание (“При параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах. Каждое из предложений, соединенных параллельной связью, понятно само по себе. В тексте они связаны по смыслу”), приводится схема, показывающая отличие параллельной связи от цепной. Схема отражает анализ поэтического текста (стихотворение И.А. Бунина) и иллюстрирует мысль о том, что “при параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах” (в рамочки заключены слова: листья, лес, стая). Эта схема дает возможность показать учащимся, что при параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах, которые связаны между собой. Слова, которые называют эти предметы, обычно связаны общими темами, и именно использование однотематической лексики является выражением связи по смыслу. (В § 8 мы читаем: “В тексте они (предложения) связаны по смыслу”.)

Для иллюстрации мысли о том, что в текстах с параллельной связью средством выражения смыслового единства служит однотематическая лексика, можно обратиться к тексту упр. 15 (6-й класс). Интересно провести анализ второго абзаца:

…Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник… И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.

(Л.Пантелеев)

Приведенный отрывок интересен для наблюдений над различными языковыми средствами организации текста. Это:

1) однотематическая лексика: лес, мох, брусника, папоротник (ученикам можно дать задание выписать имена существительные, которые стоят в конце предложений);

2) порядок слов, однотипность строения (структуры) предложений (чтобы школьники поняли материал, им дается задание составить схемы 2-, 3-, 4-го предложений);

3) видо-временная соотнесенность использования глагольных форм (шумит, похлюпывает, алеют, лежит);

4) повтор слова лес, однокоренные слова (шумит – шум), использованные в первом и последнем предложениях, которые связаны по смыслу и с помощью указанных языковых средств. Здесь мы видим средства, характерные для цепной связи (это союз и, а также “несамостоятельность” последнего предложения: его нельзя извлечь из контекста).

Таким образом, анализ отрывка дает возможность показать учащимся следующее:

цепная и параллельная связь предложений часто встречается в пределах одного текста, даже одного абзаца;

языковые (лексические и грамматические) средства связи между предложениями являются выражением связи по смыслу;

параллельная связь обычно используется в описаниях (т.е. способ связи зависит от типа речи).

Данный текст, на наш взгляд, поможет учащимся понять сущность цепной и параллельной связи; его полезно привлечь к объяснению материала § 8 еще и потому, что на первом уроке по этой теме лучше анализировать прозаические тексты (в § 8 для наблюдений предлагается поэтический текст, см. стр. 17). Можно дать учащимся задание составить схему параллельной связи предложений в приведенном тексте по образцу, данному на стр. 18. Включение в схему слов лес, мох, брусника, папоротник хорошо иллюстрирует роль слов одной тематической группы в организации текста.

Анализ языковых средств связи частей текста обязательно должен идти параллельно анализу содержания (темы, основной мысли) текста. Иначе выявление лексических и грамматических средств межфразовых связей будет проводиться формально, не содействуя усвоению знаний о слове и тексте и не влияя на формирование умения создавать текст. При изучении средств связи в тексте полезно привлекать знания о типах, стилях речи. Неслучайно в учебнике для 8–9-х классов6 § 5 назван “Стили речи. Строение текста”.

В параграфе теоретические сведения о тексте, усвоенные в 5–7-х классах, обобщаются, дополняются. Так, например, на стр. 20 указывается, что “при параллельной связи самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное, близкое строение”. Знание этих очень важных сведений, несомненно, будет влиять на умение создавать текст. Следовательно, наблюдения над однотипностью, параллелизмом структуры предложений в текстах с параллельной связью целесообразно проводить уже в 5–7-х классах (тем более что программа по развитию речи в 5–7-х классах включает работу над различными описаниями, т.е. над тем типом речи, где наиболее уместна параллельная связь).

При этом наблюдения над порядком слов, над структурой (строением) предложений должны быть связаны с выявлением роли лексических средств в организации текстов.

При анализе текстов ученики убеждаются, что параллельная связь между предложениями создается использованием однотипных предложений и однотематической лексики.

Для упражнений учитель может использовать следующие дополнительные задания.

Прочитайте тексты I, II, III, IV. Определите, к какому типу речи они относятся. Выполните задания к текстам.

I. Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички… И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называли этот голос сиротским, вдовьим…

(В.Белов)

II. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц.

(А.Гайдар)

III. Красноватая, не очень яркая луна безмолвно висела над широкой поймой реки. Справа от нас темной полосой спадала к реке гряда елового леса. Слева с высокого холма виднелось отлогое поле. Река едва ощущалась внизу в полусумраке.

(В.Белов)

Дрозд-деряба

http://ptici.narod.ru

IV. Ему за тридцать, он невысок и худощав. Рот маленький, с короткой верхней губой, нос небольшой, приплюснутый, с крохотными ноздрями, глазки голубовато-серые, живые… Он скромен, тих и неприметен. Говорит заметно шепеляво, – может, поэтому стеснителен и на людях молчалив.

(В.Богомолов)

Задания

1. Определите темы первых трех текстов. Выпишите из каждого текста имена существительные, использование которых обусловлено темой текста. (Можно дать задание выписать существительные, которые стоят в конце предложений7.) Из первого текста учащиеся выпишут: птицы, дрозд-деряба, синички, кукушка; из второго: сороки, белки, звери и птицы; из третьего: река, лес, поле.

Нетрудно убедиться, что это лексика определенных тематических групп и использование ее является средством связи в текстах с параллельной связью.

2. В какой части первого текста используется цепная связь, а в какой параллельная? Укажите языковые средства выражения смысловой связи между предложениями. Какую роль в этом тексте выполняет первое предложение? (В текстах с параллельной связью первое предложение – зачин – выполняет особую роль: в нем обозначена тема отрывка и именно в нем часто определяется структура (строение) всех последующих предложений (порядок слов, способ выражения сказуемых и т.д.). Показателем смысловой связи является то, что 2–4-е предложения раскрывают содержание первого, конкретизируют его. Об этом говорит и отбор слов: птицы (родовое понятие) – дрозд, синички, кукушка (видовые понятия); пели – журчало, цвинькали, куковала).

3. Подчеркните грамматические основы в отрывках с параллельной связью. Докажите, что параллельное, близкое строение предложений служит средством связи в тексте.

4. Определите, что общего в первых трех текстах. Чем отличается от них четвертый отрывок (обратите внимание на содержание и языковые особенности)? Что общего в способах выражения сказуемого в первых трех текстах? (Чтобы ученики ответили на заданный вопрос, можно провести выборочный диктант с заданием выписать глаголы-сказуемые.) Какие сказуемые используются в четвертом отрывке? Выпишите имена прилагательные в краткой форме, которыми выражена именная часть: невысок, худощав, скромен, тих, неприметен, стеснителен, молчалив. (Это также слова одной тематической группы.)

5. Выпишите из третьего текста предложения, связь между которыми усиливается благодаря использованию наречий-антонимов. Обратите внимание на порядок слов в этих предложениях.

6. Расскажите, что вы знаете о параллельной связи предложений в тексте. Используйте примеры из данных выше текстов.

Итак, при изучении раздела “Лексика” и на уроках развития речи ученики должны усвоить, что лексические средства (синонимы, антонимы, повтор, однотематическая лексика) играют важную роль в организации текстов. Обучающая роль знаний о слове и тексте, которые содержатся в действующих учебниках, проявится в полной мере в том случае, если в процессе изучения теории, при выполнении упражнений ученики осознают важность, нужность этих знаний, поймут, что знать нужно для того, чтобы уметь.

Анализ собственной речи

Одним из упражнений, которое убеждает школьников в обучающей роли теории, является анализ собственной речи – сочинений и изложений. Материал для таких упражнений учитель получает постоянно при проверке работ по развитию речи, и использовать его следует систематически, а не только на уроках анализа сочинений и изложений. При этом объектом анализа могут служить не только ошибки, недочеты (упражнения на редактирование используются довольно часто), но и хорошие сочинения и изложения. Знания о слове и тексте помогают ученикам грамотно исправлять ошибки (каждый учитель знает, как это непросто, если речь идет об ошибках речевых), а при анализе хороших работ объяснять, в чем их достоинство.

Приведем примеры упражнений, которые может разработать каждый учитель для использования их как раздаточного материала на уроках развития речи и на обычных уроках русского языка.

Упражнения

1. Прочитайте отрывки из сочинений. Найдите синонимы к выделенным словам (в том числе текстовые), которые помогают избежать неоправданного повторения слов.

I. Москва непрерывно растет и ширится. Невозможно перечислить все новостройки столицы. Но главное сокровище Москвы – ее жители, которые могут не только плодотворно трудиться в своем городе, но и самоотверженно защищать его (так было в годы войны).

II. Родина – это и природа родной земли, и ее история, и ее искусство, но прежде всего – это народ. Народ – творец истории, верный защитник своей страны. И если с Родиной случалась беда, то народ самоотверженно сражался за свое Отечество.

III. Безгранично мужество советских солдат, их героические подвиги навечно останутся в памяти народа, беззаветная преданность Родине может служить примером для нас. Мужество сильнее смерти. Это не красивые слова, а реальная действительность, доказанная советскими воинами во время Великой Отечественной войны.

1) Докажите, используя данный материал, что синонимы не только помогают избежать неоправданного повторения слов, но и делают нашу речь точной, выразительной, богатой. Для этого сопоставьте слова, входящие в ряды синонимов. Что их (слова) отличает? (Можно предложить для этого задания второй и третий тексты.)

2) Какие еще средства связи между предложениями, кроме синонимов, используются в приведенных текстах?

2. Отредактируйте отрывки из сочинений, устраняя неоправданный повтор слов.

I. Мой родной город – Москва. Москва – очень древний город. У моего родного города героическое прошлое. Москва была основана в 1147 году. В далеком прошлом Москва подвергалась нападениям врага. Но врагам не удалось захватить Москву. Город стойко сражался.

II. Гитлеровцы всячески старались захватить город. Они бомбили его с воздуха, но к городу им не удалось пройти. Советские люди самоотверженно сражались, защищали свой родной город. За оборону, которую выдержал город, ему было присвоено звание города-героя. После войны город стал образцовым социалистическим городом… Москвичи любят свой город, стараются, чтобы их город стал коммунистическим городом. Я люблю свой родной город и горжусь им.

1) Что, кроме использования синонимов, помогает избежать неоправданного повторения слов в тексте? (С помощью этого вопроса мы обращаем внимание учащихся на то, что неоправданный повтор обычно возникает, когда используются короткие, малораспространенные предложения. Чтобы устранить повтор, надо не только употреблять синонимы, но и изменять синтаксический строй предложений. Например: Москва – древний город с героическим прошлым; Москва – древний город, основанный в 1147 году.)

2) Какие текстовые синонимы вы использовали, устраняя недочеты?

3. Прочитайте отрывки из сочинений восьмиклассников “Живые забыть не смеют погибших за наше дело”. Докажите, что использование повтора в них является не недочетом, а средством выразительности.

I. А что такое память? Память – это города и улицы, отряды и дружины, пароходы и заводы, названные именами героев. Память – это минута молчания в светлый День Победы. Память – это тысячи Вечных огней, зажженных сердцами людей, которые “забыть не смеют погибших за наше дело”.

II. Нельзя забыть эту страшную войну, которая унесла миллионы жизней. Нельзя забыть битву за Москву, трагедию Ленинграда. Нельзя забыть и Сталинградскую битву. Каждая минута, каждый час этого величайшего сражения стали подвигом.

1) Пользуясь данным материалом, покажите, что при параллельной связи самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное, близкое строение.

2) Первый текст является заключительной частью сочинения. Какие особенности в содержании абзаца и отборе языковых средств говорят о том, что это заключение? (Ученики должны отметить, что в этом абзаце содержится вывод; отрывок присоединяется к предыдущей части с помощью вопросительного предложения. Удачно используется частичное цитирование, которое возвращает нас к названию темы сочинения; тема в данном случае формулирует основную мысль сочинения.

3) Какой синоним к слову битва используется во втором отрывке? Запишите ряд синонимов: битва, бой, сражение, сеча (устар. и высок.), схватка. Чем различаются слова, входящие в этот синонимический ряд?

Лексический разбор с помощью словаря

В процессе проведения работы над речевыми ошибками, при выполнении различных лексических упражнений большую помощь учащимся могут оказать словари (толковый, синонимический, антонимический, фразеологический, словарь иностранных слов, грамматико-орфографический). Не случайно программа обращает внимание на умение пользоваться словарями.

Формирование указанных в программе навыков пользования словарями должно быть подчинено работе над лексическими умениями другого рода – употреблять слова (с учетом значения, стилистических особенностей слов, законов их сочетаемости, с учетом особенностей текста), т.е. умениями речевого характера. Однако словарями надо также научить пользоваться: извлекать из словарной статьи необходимую информацию, читать словарные пометы, сокращения и т.д.

Чтобы воспитать потребность обращаться к словарю, следует в процессе выполнения упражнений, при анализе текстов (не только на уроках русского языка, но и литературы) давать ученикам такие задания, которые поставят их перед необходимостью использовать словарь, покажут нужность, важность этой работы.

Одним из упражнений, которые предполагают использование словаря, является лексический разбор слова.

Лексический разбор слова – это характеристика слова, включающая его значение, особенности употребления, иногда – происхождение.

Раскрывая особенности значения и употребления слова в данном контексте, ученики сопоставляют эту характеристику слова с теми его возможностями, которые зафиксированы в словарях.

Примерный план лексического разбора

1. Каково лексическое значение слова? В прямом или переносном значении оно употреблено?

2. Однозначное это слово или многозначное?

3. Какие синонимы и антонимы имеет слово?

4. Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре?

5. Каково происхождение слова? (После изучения соответствующего материала в 5-м классе, если в словарях есть ответ на него.)

Опытная проверка типов упражнений по лексике в ряде классов показала, что для лексического разбора слова необходимо предоставить ученикам возможность пользоваться толковым словарем (например, “Школьным толковым словарем…” М.С. Лапатухина и др.). Если такой возможности нет, может быть использован словарь, имеющийся в учебниках по русскому языку.

Нами был отобран примерный материал для лексического разбора слова с учетом программы по литературе и содержания словаря, имеющегося в учебниках. Этот материал (предложения или небольшие отрывки, состоящие из двух предложений) был взят в основном из учебников-хрестоматий для 5–8-х классов.

При отборе материала для разбора мы учитывали следующее:

1) возможности словаря учебников по русскому языку;

2) учебные задачи, которые стоят перед учителем в период работы над разделом “Лексика” и при осуществлении лексического аспекта изучения грамматики;

3) объем тех сведений о слове, которые имеются в программе по лексике;

Воробей

http://ptici.narod.ru

4) особую важность (для развития учащихся, повышения у них интереса к слову) работы над теми понятиями, которые связаны с лексическим значением слова (многозначные и однозначные слова; прямое и переносное значения слов; синонимы, антонимы);

5) целесообразность использования отобранного материала для других видов разбора, для работы по орфографии и пунктуации.

Отобранный нами материал включает в основном многозначные слова, принадлежащие к разным частям речи: земля, лететь, бежать, седой, янтарный, золотой и т.д.; ряд примеров содержит одно и то же многозначное слово, употребленное в разных значениях. Например, слово лететь в стихотворении Н.А. Некрасова “Крестьянские дети” употребляется в прямом значении (Летит и другая какая-то птица; Летят воробьи), а в стихотворении “Железная дорога” – в переносном (Быстро лечу я по рельсам чугунным…). Многозначное слово земля (в словаре учебника для 4-го класса отмечается четыре его значения) в примерах из произведений Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, К.Паустовского, А.Гайдара употреблено в трех разных значениях8.

Примерный материал для лексического разбора слова

I.

1. …Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

2. Вся комната янтарным блеском озарена.

(А.С. Пушкин)

Буревестник,
или тайфунчик буллеров

http://apus.ru

II. 1. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня; с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак.

2. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы; то сеется едва заметный дождь.

3. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, на перерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли.

4. Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось.

5. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, – полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.

(И.С. Тургенев)

III.

Буревестник тонкоклювый

http://apus.ru

1. Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

2. Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей.

3. Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,

Летит и другая какая-то птица –
По тени узнал я ворону как раз…

4. Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.

5. “…Откуда дровишки?” – “Из лесу, вестимо:
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу”.

6. Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.

(Н.А. Некрасов)

IV. 1. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

2. Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

(М.Горький)

V. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было…

(К.Паустовский)

 


1 Ильенко С.Г. Лингвистические основы обучения русскому языку. В кн.: Основные вопросы обучения русскому языку в вечерней (сменной) школе. М., 1977. С. 32.

2 Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1997. С. 198.

3 Русские писатели о языке. Хрестоматия / Под ред. А.М. Докусова. Л., 1955. С. 143.

4 Якушин Б.В. Слово. Понятие. Информация. М., 1975. С. 205.

5 См. стабильные учебники для 5–9-х классов под ред. Н.М. Шанского (любое издание).

6 Русский язык. Учебник для 8–9-х классов. М., 1985.

7 В книге Г.А. Золотовой “Коммуникативные аспекты русского синтаксиса” (М., 1982) доказано, что в текстах, которые являются описаниями места, порядок слов (конец предложения) выделяет название предметов. Отобранные нами тексты подтверждают, что в текстах – описаниях места имена существительные определенных тематических групп принимают на себя логическое ударение (это определяется порядком слов – позицией в конце предложения).

8 Большинство выделенных для разбора слов есть и в "Школьном толковом словаре..." М.С. Лапатухина и др.

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru