Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2010

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Каким может быть раздаточный материал
на уроке русского языка?

Задание 1

В данном стихотворении найдите лексические омонимы, омофоны и омоформы, обоснуйте свой выбор.

ПРОГУЛКА

Ночь, зябко, тихо, и воздух сыр,
Все небо в звездах, как в дырках сыр.
Ты обними меня и нежно гладь.
Нас отражает речная гладь.
Бредем по мокрой речной косе…
Сияет гребень в моей косе…
Вдруг ты взбегаешь на гребень вала,
А вниз – быстрей морского вала,
Кричишь: “С тобой – хоть на край света!
Ты лучше всех! О моя Света!

Задание 2

Стихотворение “Орфоэпический словарь” с заданием было дано участникам общества “Любители русской словесности”.

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Орфоэпический словарь!
Тебя читаю как поэму.
С тобой легко решить дилемму
Как верно: рыбарь иль рыбарь?
Насыплю в чашечку спорыш,

Добавлю аир, лист душицы,
Плесну горяченькой водицы,
Прикрою фольгой: постоишь.

Но покупала я аир!
И продали в аптеке спорыш.
С народом вряд ли ты поспоришь:
Язык базара – это мир!

Скорей уступят словари:
Стал кофе – черное, простое,
А договор, представь такое,
Стал договор – ну хоть умри.

Фольгу везде легко достать,
А фольгу? – пальцем лоб почешут,
Потом друзей-подруг потешат:
“Ведь надо ж было так сказать!”.

Сижу, листаю фолиант,
Качается на ножке тапка,
Как перед прорубью оляпка, –
И вот очередной мутант.

У туфель пятки оторвем –
Носи сабо и днем и ночью,
У продавщицы ж – сабо – точно!
Хоть стукни тетку словарем!

В мультфильмах тот же колоброд:
Олениха мчит Герду к Каю,
А я-то наперед уж знаю,
Что олениха довезет.

Тьму разорвет сполох под хруст
От снега, блесток – целый ворох…
Но бабушке она про сполох
Расскажет, сев под розы куст.

Нам от рождения дано
Язык свой слушать и услышать.
Он дом, он печь, он наша крыша,
В нем все так чудно и чудно.

Запомним: форзац, облегчит,
Звонишь, ломота, диоптрия,
Щавель, раструб, асимметрия,
Туника, хвоя и включит.

Рис. М.О. Микешина “Панночка, сотник и Хома Брут”
к повести Н.Гоголя “Вий”. 1872

1. Определите лексическое значение слов с выделенным ударением.

2. Выясните, почему мы наблюдаем двойное ударение в некоторых словах. Из каких языков пришли к нам эти слова? (Работа с этимологическим словарем).

3. В каких словах есть единственно правильное ударение, а в каких – возможны оба варианта?

4. Формы каких слов правильны, но необычны в повседневной речи?

5. Попытайтесь определить, в текстах каких стилей можно встретить данные слова; приведите примеры.

Задание 3

Определите, о каких произведениях (каких эпизодах из этих произведений) Гоголя идет речь в стихотворении.

Стихотворение “Читая Гоголя” можно использовать в викторине.

ЧИТАЯ ГОГОЛЯ

Читая Гоголя, я слышу: конская
Во тьме размеренно стихает топь, –
То правоверная часть запорожская
Догнать торопится погану лопь,

Из плена вызволить своих товарищей,
Не дать татарину продать на Крит
Чубаты головы, чтоб на базарищах
Не выставляли их на срам и стыд.

Читая Гоголя, я вижу: молится,
От страха съежившись, философ Брут.
И жутко малому, но очень хочется
Взглянуть на мерзости – попутал плут.

Хому неверие сгубило-выдало:
Забыл усердие всего на миг.
Благочестивостью отмечен не был он –
Вот в душу бедную враг и проник.

Читая Гоголя, упьюсь я амброю
Благоухающей степи ночной,
И ветром ласковым, прохладой бодрою.
Под треск кузнечиков вдохну покой.

Словарная работа

Илл. А. Герасимова
к повести Н.Гоголя “Тарас Бульба”

Слова топь и амбра, как и многие другие, взяты из текстов Гоголя. Топь – существительное собирательное, обозначающее топот (ср.: у Пушкина – топ). Лопь – тоже собирательное существительное от слова лопарь – басурман, нехристь (см. в словаре В.Даля).

Задание 4

На уроке, посвященном односоставным и двусоставным предложениям, было дано исходное слово сад, с которым дети должны были придумать словосочетания и предложения, описывающие сад в разное время года (4 варианта). В качестве сказуемого предлагалось использовать различные части речи, не только глаголы. Все придуманное детьми выписывалось на доску. Мы также подчеркнули грамматические основы и определения. В конце урока самые интересные предложения мы распределили по временам года и записали. Четыре строчки (чуть доработанные мною и оформленные ритмически) стали стихотворением. Мне осталось добавить две последние строки.

ЖИЗНЬ МОЕГО САДА

Шумен, светел, радостен мой душистый сад; (весна)
С легкою прохладою мой тенистый сад; (лето)
Сливой, грушей, яблоком отягчен мой сад; (осень)
Сном объят загадочным опустевший сад. (зима)
Нам дано почувствовать, но не разгадать
Эту сердцу близкую Божью благодать.

Л.М. ЕЛИСЕЕВА,
г. Новосибирск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru