Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Работа с поэтическим текстом

Готовимся к экзамену в классе и дома

I. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова.

О, много ли надо земли
Для дома, для поля, для луга,
Чтоб травами пела округа
И море шумело вдали?

О, много ли надо земли,
Чтоб очи продрать на рассвете
И видеть, как шумные дети
Пускают в ручьях корабли;

Чтоб в зарослях возле села
Черемуха жарко дышала
И ветвь поцелуям мешала –
И все ж помешать не могла?

О, много ли надо земли
Для тропки, проселка, дороги,
Чтоб мирные псы без тревоги
Дремали в нагретой пыли?

О, много ли надо земли
Для истины, веры и права,
Чтоб засека или застава
Людей разделять не могли?

1. Понаблюдайте за использованием таких средств языковой выразительности, ка к анафора, риторические вопросы.

2. Какие еще средства языковой выразительности используются в этом тексте?

а) Эпитеты; б) метафоры; в) стилистически окрашенные слова; г) оксюморон; д) парцелляция; е) ряды однородных членов; ж) междометие; з) синтаксический параллелизм. (Ответы: а, б, в, е, ж, з.)

3. В чем необычность сочетания слов очи продрать?

4. Объясните значение слов: засека, проселок.

5. Подберите синонимы к словам: истина, очи, вдали.

6. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 3.)

7. В каком словосочетании связь не такая, как согласование?

а) Шумные дети; б) шумело вдали; в) мирные псы; г) в нагретой пыли. (Ответ: б.)

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Объясните знаки препинания.

II. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова. Обратите внимание: все восемь строк – это одно предложение.

День выплывает из-за острова
И очищается от мрака
С задумчивостью Заболоцкого,
С естественностью Пастернака,

Когда их поздняя поэзия
Была дневной, а не вечерней,
Хотя болезнь точила лезвия
И на пути хватало терний.

1. Объясните значение слова тернии. Как вы понимаете афоризм Через тернии к звездам?

2. Выполните задания, связанные с культуроведческим комментарием. Запишите предложения: Н.Заболоцкий – это… Б.Пастернак – это…

3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) антонимы; г) парцелляция; д) синонимы (контекстуальные); е) предложение с однородными членами. (Ответ: а, б, в, д, е; антонимы: дневной – вечерний; синонимы: поздняя, вечерняя.)

4. В каких значениях употребляются слова дневной, вечерний?

5. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

6. Сколько грамматических основ в предложении? (Ответ: 4.) Составьте схему сложного предложения.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Д. Самойлов

III. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти одного из стихотворений Д.Самойлова.

1)

Когда бы спел я наконец
Нежнейшее четверостишье,
Как иногда поет скворец
Весною в утреннем затишье!
Про что? Да как вам объясню?
Все так нелепо в разговоре.
Ну, предположим, про весну,
Про вас, про облако, про море.

2)

Чудо – познаваемость вселенной
И с природой дивный диалог.
Этот чистый, темный и целебный
Рек, небес, пустынь и моря слог.
Этих гор возвышенные оды,
Пестрые элегии лесов,
Разговор осмысленной Природы,
Примечанья птичьих голосов.
Осторожней принимай признанья
И о тайнах сбивчивый рассказ.
Что-то пусть останется за гранью,
В любопытстве сдерживая нас.

1. Как вы понимаете слова: с природой дивный диалог? Почему автор называет это чудом?

2. Какие лингвистические, литературоведческие термины используются в тексте? Объясните их значение. (Ответ: слог, диалог, ода, элегия, примечанье.)

3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) инверсия; г) оксюморон; д) предложения с однородными членами. (Ответ: а, б, в, д.)

4. Замените словосочетание птичьи голоса синонимичным со связью “управление”. (Ответ: голоса птиц.)

5. В каком словосочетании связь не такая, как согласование? а) возвышенные оды; б) дивный диалог; в) принимай признанья; г) целебный слог. (Ответ: в.)

3)

Напиши мне, богомаз,
“Утоли моя печали”.
Не на день и не на час
Утоли мои печали.
Словом уст и светом глаз
Утоли мои печали,
Утоли мои печали.

1. Почему во второй строке используются кавычки?

2. Какова роль в тексте риторического обращения? Какие еще средства языковой выразительности использует автор?

IV. Прочитайте акростих – стихотворение В.Брюсова, посвященное Игорю Северянину.

И ты стремишься ввысь, где солнце вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.
Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов,
Ездок отважный! Слушай вихрей рев,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!
Еще грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят. Но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.
Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конем, – и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты!

1. Объясните значение слов: акростих, юдоль.

2. Подберите синонимы к словам: отважный, внимать. Чем различаются слова, входящие в ряды синонимов?

3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) обращение; г) стилистически окрашенные слова; д) риторические восклицания; е) ряды однородных членов; ж) парцелляция; з) инверсия. (Ответ: а, б, в, г, д, е, з.)

4. Выпишите из текста глаголы, употребленные в форме повелительного наклонения. (Ответ: свершай, слушай, внимай, (не) обращай, правь.)

5. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 4.)

6. Замените словосочетания ручьи алмазов, струи жемчугов синонимичными с подчинительной связью “согласование”. (Ответ: алмазные ручьи, жемчужные струи.)

7. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

а) Стремишься ввысь; б) неутомимо правь; в) скоро увидишь; г) новая высота. (Ответ: г.)

8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

10. Попробуйте сочинить акростих, посвященный одному из друзей или известной личности, достойной посвящения.

V. Понаблюдайте за использованием анафоры и эпифоры в стихотворении Д.Самойлова.

В этот час гений садится писать стихи.
В этот час сто талантов садятся писать стихи.
В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
В этот час десять миллионов влюбленных юнцов садятся писать стихи.
В результате этого грандиозного мероприятия
Рождается одно стихотворение.
Или гений, зачеркнув написанное,
Отправляется в гости.

1. Какая серьезная мысль содержится в этом, казалось бы, шуточном стихотворении?

2. Объясните значение слова графоман.

3. Чем объясняется необычное написание числительного тысяча?

4. В каком словосочетании связь не такая, как управление?

а) Сто талантов; б) одно стихотворение; в) зачеркнув написанное; г) писать стихи. (Ответ: б.)

VI. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Пусть нас увидят без возни,
Без козней, розни и надсады,
Тогда и скажется: “Они
Из поздней пушкинской плеяды”.
Я нас возвысить не хочу.
....................................
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу. (Д.Самойлов)

1. Объясните значение слов: плеяда, козни, надсада.

2. Запишите последнее предложение, произведите его синтаксический разбор.

3. Объясните, как вы понимаете последнее предложение. Напишите об этом.

VII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова “Пушкин по радио”.

Возле разбитого вокзала
Нещадно радио орало
Вороньим голосом. Но вдруг,
К нему прислушавшись, я понял,
Что все его слова я помнил.
Читали Пушкина.
                             Вокруг
Сновали бабы и солдаты,
Шел торг военный, небогатый,
И вшивый клокотал майдан.
Гремели на путях составы.
“Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман”.

Мы это изучали в школе
И строки позабыли вскоре –
Во времена боев и ран.
Броски, атаки, переправы…
“Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман”.

С двумя девчонками шальными
Я познакомился. И с ними
Готов был завести роман,
Смеялись юные шалавы…
“Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман”.
...................................

И вдруг бомбежка. “Мессершмитты”.
Мы бросились в кювет. Убиты
Фугаской грязный мальчуган
И старец, грозный, величавый.
“Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман”...

Я был живой. Девчонки тоже.
Туманно было, но погоже.
Вокзал взрывался, как вулкан.
И дымы поднялись, курчавы.
“Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман”.

1. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) сравнения; в) оксюморон; г) цитирование; д) ряды однородных членов; е) стилистически окрашенные слова. (Ответ: а, б, г, д, е.)

2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу “Война”.

3. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

4. Замените словосочетание вороний голос синонимичным с подчинительной связью “управление”. (Ответ: голос вороны.)

5. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Изучали в школе; б) к нему прислушивались; в) позабыли вскоре; г) позабыли строки. (Ответ: в.)

6. Укажите односоставные предложения.

7. Объясните орфограммы и знаки препинания.

VIII. Прочитайте ряд стихотворений Д.Самойлова, включенных в сборник “Весть” (1974–1978). Подготовьтесь к выразительному чтению.

1)

И ветра вольный горн,
И речь вечерних волн,
И месяца свеченье
Как только стали в стих,
Приобрели значенье.
А так – кто ведал их!

И смутный мой рассказ,
И весть о нас двоих,
И верное реченье
Как только станут в стих,
Приобретут значенье.
А так – кто б знал о нас!

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

2. Подберите ряд однокоренных слов к существительным: весть, свеченье. Запишите их, обозначьте корни. Выпишите из текста однокоренные слова. (Ответ: речь, реченье; весть, ведал.)

3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) оксюморон; г) синонимы; д) ряды однородных членов; е) многосоюзие; ж) риторические вопросы; з) звукопись; и) синтаксический параллелизм. (Ответ: а, б, г, д, е, ж, з, и; синонимы: ведал – знал.)

4. В каком словосочетании связь на такая, как согласование? а) Верное реченье; б) речь волн; в) мой рассказ; г) вольный горн. (Ответ: б.)

5. Объясните орфограммы и знаки препинания.

2)

Кто двигал нашею рукой,
Когда ложились на бумаге
Полузабытые слова?
Кто отнимал у нас покой,
Когда от мыслей, как от браги,
Закруживалась голова?
Кто пробудил ручей в овраге,
Сначала слышимый едва,
И кто внушил ему отваги,
Чтобы бежать и стать рекой?..

1. Выпишите рифмующиеся слова. В каком случае среди рифмующихся слов есть разные части речи? (Ответ: рукой – покой – рекой; на бумаге – от браги – в овраге – отваги; слова – голова – едва.)

2. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) сравнение; в) метафоры; г) парцелляция; д) вопросительные предложения; е) синтаксический параллелизм. (Ответ: а, б, в, д, е.)

3. Сколько грамматических основ в последнем предложении? (Ответ: 3.)

4. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Полузабытые слова; б) пробудил ручей; в) ложились на бумаге; г) отнимал покой. (Ответ: а.)

3)

Вдруг странный стих во мне родится,
Я не могу его поймать.
Какие-то слова и лица.
И время тает или длится.
Нет! Невозможно научиться
Себя и ближних понимать!

1. Выпишите рифмующиеся слова. (Ответ: родится – лица – длится – научиться; поймать – понимать.)

2. Как вы понимаете последнее предложение? Испытываете ли вы такое настроение, которое выразил автор? Напишите об этом.

IX. Подготовьтесь к изложению и сочинению.

Названия для книг выбирают по-разному. Один автор спешит объяснить, что читатель вправе ожидать, и выносит на обложку краткий тезис, понятный без дальнейших объяснений. Другой в качестве тезиса возьмет для поэтического сборника название одного из вошедших в него стихотворений. Третий…

Почему Самойлов называет свою книгу “Весть”? Весть от кого или о чем?

Начинаешь читать стихи и помнишь об этом пока что непонятном, неразгаданном названии. И думаешь, что автор наверняка рассчитал так, чтобы оно не забылось, не ушло, чтобы отложилось в памяти. В стихотворении “Снегопад” наталкиваешься на строку: “Но зрелости слышнее весть…”.

Разгадка? С одной стороны, как будто бы дыра. Звучит признание в том, что лета если и не клонят к суровой прозе, то заставляют внимательнее вслушиваться в ее уроки:

Учусь писать у русской прозы,
Влюблен в ее просторный слог,
Чтобы потом, как речь сквозь слезы,
Я сам в стихи пробиться мог.

Но, с другой стороны, весть о зрелости слышится не лирическому герою, а героине, и нужно ли в этих словах немедленно различать автобиографический смысл? Тем более, что в стихах Д.Самойлова эта весть прозвучала давно и внятно… Во втором стихотворении книги, то ли помогая понять название, то ли еще более запутывая, вновь повторяется, окончательно убеждая в неслучайности своего появления, то же слово:

И смутный мой рассказ,
И весть о нас двоих…

Это уже совсем о другом!

Теперь думаешь, насколько это вообще в манере Д.Самойлова не настаивать на своей мысли, не подкреплять ее бьющим в глаза тезисом, а подать незаметной, невыделенной строкой, когда ее легко пропустить, невнимательно пробегая глазами. Автор как будто не опасается быть непонятым из-за невнимания, то ли рассчитывая на внимательного читателя, то ли полагая, что стихи сами скажут за себя без формулировок и тезисов. Даже без окончательно разгаданного названия. Однако, пусть и без окончательной разгадки, тема сборника возникла, и мы не ошибемся, ожидая услышать в нем лирическую весть, постоянную в поэзии Самойлова, весть, которой настойчиво сопутствует мысль об уходящем времени, мысль, связанная с воспоминаниями, с темой памяти. (И.Шайтанов. “О времени слышнее весть…”)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Разгадать смысл названия сборников стихов Самойлова довольно трудно.

б) Название, которое дает автор, всегда неслучайно.

в) Слово “весть” употребляется автором в разных значениях, и читателю важно обратить на это внимание.

г) Названия для своих книг все писатели выбирают, четко формулируя основную мысль. (Ответ: г.)

2. Объясните значение слов: автобиографический, лирический, тезис.

3. Какое из слов не является деепричастием? а) Рассчитывая; б) уходящий; в) убеждая; г) запутывая. (Ответ: б.)

4. Замените словосочетание поэтический сборник синонимичным с подчинительной связью “управление”. (Ответ: сборник поэзии.)

5. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Услышать весть; б) весть о зрелости; в) разгаданное название; г) рассчитывая на читателя. (Ответ: в.)

6. Сколько грамматических основ в первом предложении последнего абзаца? (Ответ: 3.)

7. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Рассчитывая на внимательного читателя,..

а) название постепенно может быть разгадано.

б) автор не стремится все четко, однозначно сформулировать.

в) загадка произведения привлекает нас.

г) подсказка содержится в тексте стихотворения. (Ответ: б.)

8. Докажите, что это текст публицистического стиля.

9. Выполните творческие задания. Напишите: а) сжатое изложение; б) сочинение (прокомментируйте, как вы понимаете содержание первого абзаца).

10. Вариант творческого задания: Напишите сочинение на тему “Секрет названия… (поэмы Гоголя “Мертвые души”, комедии “Ревизор”, романа Лермонтова “Герой нашего времени”, повести Пушкина “Капитанская дочка”)”.

X. Прочитайте стихотворения Д.Самойлова, включенные в сборник “Голоса за холмами” (1981 –1985).

1)

Облики облака
Наблюдая, как тысячи
Наблюдают облака,
Вижу я, как в них неровно высечен
Образ века и не наверняка.

Можно видеть в утреннем облаке
Текучие лики и облики:
Космические вихри атома
И рядом профиль Курчатова.

И чему-то вселенскому родственно,
И стоустой молвы стоустей –
Нежное лицо Высоцкого,
Полное печали и предчувствий.

1. В чем особая звуковая выразительность сочетаний слов: облики облака, лики и облики, полное печали?

2. Выпишите рифмующиеся слова. В тех случаях, когда рифмуются слова разных частей речи, укажите это.

3. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Наблюдают облака; б) полное печали; в) вихри атома; г) нежное лицо. (Ответ: г.)

2)

Милая жизнь! Протеканье времен.
Медленное угасание сада.
Вот уж ничем я не обременен.
Сказано слово, дописана сага.

Кажется, все-таки что-то в нем есть –
В медленном, в неотвратимом теченье, –
Может, о вечности тайная весть
И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уж улетели скворцы.
Ветер в деревьях звучит многострунно.
Грустно. Но именно в эти часы
Так хорошо, одиноко, безумно.

1. В каких значениях употребляются в тексте слова: сага, безумно.

2. Подберите синонимы к вводным словам: может, кажется. Какова их роль в тексте?

3. Выпишите рифмующиеся слова, обозначьте части речи.

4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

5. В каком словосочетании связь на такая, как согласование? а) Тайная весть; б) эти часы; в) протеканье времен; г) милая жизнь. (Ответ: в.)

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru